Мой мир музыки: Вольфганг Амадей Моцарт. В.А.Моцарт в школьной программе

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО, Профессия — педагог

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: музыка, В.А.Моцарт


Моцарт Вольфганг Амадей (1756-1791). Родился в Зальцбурге (Австрия) в семье композитора Леопольда Моцарта. С самого раннего детства начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Шести лет Моцарт уже выступает в качестве пианиста, а восьми – пишет свою первую симфонию. Первую оперу Моцарт сочинил в одиннадцатилетнем возрасте, а год спустя выступил в качестве дирижёра оркестра.

Его оперы не всегда пользовались успехом. Так, премьера его оперы «Свадьба Фигаро» в Вене закончилась провалом. Но премьера «Дон Жуана» в Праге принесла ему славу. Несмотря на успех опер и концертную деятельность, материальные дела Моцарта не улучшались. Чтобы прокормить семью, он вынужден был много работать, и это, в конце концов, истощило силы композитора. Он скончался от ревматической воспалительной лихорадки (официальный диагноз) во время работы над «Реквиемом». Больная жена не пришла на похороны, а немногочисленные участники похоронной процессии из-за дождя разошлись у ворот кладбища. Моцарт был похоронен в общей могиле для бедных, которую, спустя уже несколько дней, никто не мог найти.

Творчество Моцарта необычайно многогранно. Он написал 19 опер (среди них «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Похищение из сераля»), мессы, «Реквием», множество небольших произведений культовой музыки, 41 симфония, множество произведений для оркестра (прежде всего серенады во главе с «Маленькой ночной музыкой» для струнных инструментов), 25 концертов для фортепиано (из них – один для двух фортепиано и один – для трёх фортепиано), скрипичные концерты, концерты для других инструментов, квартеты, разнообразные трио, фортепианные и скрипичные сонаты, а также более ста арий и песен.

С точки зрения гармонии Моцарт далеко опередил свою эпоху. Его «Реквием» с полным основанием мог быть произведением эпохи романтизма, а в своей музыкальной шутке «Секстет деревенских музыкантов» Моцарт использует такие созвучия, которые в начале ХХ века были признаны многими композиторами-экспериментаторами.

Музыка Моцарта удивительным образом свободна… от резких контрастов и столкновений. Солнце светит, но не ослепляет, не изнуряет, не жжет. Небо поднимается куполом над землей, но не давит ее своей тяжестью, не поглощает ее. И земля остается просто землей; она не таит в себе восстания титанов против неба. Сумерки, хаос, смерть и преисподняя – все это присутствует в музыке Моцарта, но ничто из этого не побеждает. Моцарт музицирует, находясь над миром, на недоступной нам высоте, - откуда он видит все и знает обо всем, он видит и соблюдает границы между верхом и низом, между правой и левой стороной. Он соблюдает меру.

В его музыке нет никаких демонов. Это музыка успокоившихся страстей, мудрого взаимодействия противоположных элементов… Свет усиливается, а темнота отходит, но не исчезает; радость обгоняет, но не прогоняет печаль; «да» звучит сильнее, но не заглушает «нет».

…Это свет, которому знакома темнота, это радость, помнящая о страданиях; но в страданиях, жалобах, гневе всегда слышится ясное предчувствие радости, света и мира, которые обязательно придут – рано или поздно.

Исследователь творчества Моцарта Карл Барт, считает, что главное достоинство музыки Моцарта - ее глубина, точность и неповторимость. «Моцарт неустанно трудился, чтобы слушатель не заметил его труда». Большая часть слушателей довольствуется внешней «кажущейся» простотой и легкостью его музыки, не замечая композиторского мастерства.

Г. Чичерин в книге «Моцарт» говорит о том, что Моцарт «выразил в кипении звучащих образов нерешенную загадку человека и мира, времени и вечности, жизни и смерти…» Если воспринимать эти слова серьезно, то непонятно, почему история музыки после Моцарта не закончилась? Появились новые загадки, новые вопросы?

Если же музыка – это ответ на «темы дня» - почему Моцарт и сейчас занимает такое значительное место в музыкальной культуре любой страны?

Слова П.И.Чайковского «благодаря Моцарту я узнал, что такое музыка» тоже плохо сочетаются с биографическими сведениями о равнодушии современников к творчеству Моцарта, явном предпочтении творчеству других, ныне забытых композиторов, финансовых затруднениях, вызванных неуспехом его опер. Да и современные исполнители обращаются к творчеству Моцарта не так часто: он считается трудным композитором. В издательстве EMI Classics ежегодно выходит сборник СД-дисков, своеобразный дайджест наиболее популярных записей года. Classical 2010: из 40 треков – Моцарту посвящены 2. Classical 2011: 40 треков, но записей произведений Моцарта нет. Classical 2012 – 35 треков – 1 посвящен Моцарту.

В школьной программе Моцарт занимает не так много времени, хотя все соглашаются с тем, что его музыка оказывает благотворное влияние – успокаивает, расслабляет, вдохновляет, воодушевляет. Но интересно, почему современный человек ищет не спокойствия и уравновешенности, а острых ощущений и подпитывает свою нервозность и беспокойство?

Почему, зная о «целебном» влиянии музыки Моцарта люди с такой легкостью отказываются от нее, заменяя будничными пустышками? Философ Роберт Музиль в своем сочинении «О глупости» говорит об этом так: «Если бы глупость не обладала некими свойствами, которые позволяют ей выдавать себя то за талант, то за прогресс, то за надежду или совершенствование, никто бы не стремился бы быть глупцом».

Если «правильного ответа» нет, и самое важное – собственный, творческий подход – как не скатиться в примитивизм и самолюбование? Как не допустить ошибку? Если полностью довериться авторитету – можно перестать жить своей жизнью. Как копируя чужой эталон – не почувствовать разочарование и опустошение.  Ведь неправильно выбранная жизненная стратегия может обернуться крахом через много лет.

И главный вопрос, обращенный к классической музыке – в чем секрет ее долгожительства? А как же «новые песни придумает жизнь, не надо ребята о песне тужить»?! Как двигаться вперед, все время оглядываясь назад? Мы не читаем вчерашние газеты, но концертные залы, где звучит музыка прошлых столетий – заполнены.

Скорее всего, все новые и новые поколения будут искать и находить новые ответы на эти вопросы. И эти поиски – главное в становлении и развитии личности.  

Самая большая сложность исследования состояла в том, что Моцарт – по выражению П.И.Чайковского – это «наивысший, кульминационный пункт, которого красота достигала в сфере музыки». Для постижения глубины которой необходимы знания и какие-то усилия, духовная потребность и душевная зрелость. Возможно – время.

Недостаток знаний и опыта мы пытались компенсировать обращением к академическим учебникам и авторитетным авторам. В анализе творчества Моцарта мы опирались на несколько первоисточников. Краткое изложение которых приводится.
План работы был довольно простым. Выделить в этих работах главные достоинства творчества Моцарта и провести исследования, подтверждающие эти положения.

Исследователь музыки Моцарта Карл Барт*, в своей работе «Вольфганг Амадей Моцарт» в 1956 году писал: " Те, кто надеется с легкостью понять, кем был этот человек, обречены на неудачу. В парадоксальном сочетании краткости жизни Моцарта и обилия его произведений заключена неразрешимая загадка, иначе говоря, тайна. Пытаясь ответить на вопрос, почему его музыка (и его личность) до сих пор так близка нам, так волнует нас, мы не должны забывать об этой тайне".

_______________________

* Карл Барт (1886-1968) - один из крупнейших и наиболее влиятельных богословов XX века.

Все те, кто, открыв его для себя, пытаются говорить о нем, найти определение для его музыки, впадают в крайнее волнение и теряют способность к логичной аргументации. Их было много – известных и не столь известных людей, которые, пытаясь совершенно непредвзято сравнивать музыку Моцарта с творчеством других композиторов, отдавали ему безусловное предпочтение и утверждали, что он «единственный», «несравненный», «совершенный» - более вразумительных объяснений они дать не могли.
Да, в нем есть тайна. Бывает, что люди с восторгом говорят о музыке Моцарта, а на самом деле имеют в виду музыку Бетховена или Шуберта. Так получается потому, что в своих последних произведениях Моцарт предвосхищает все лучшее, что есть в Бетховене и Шуберте.

Может быть, индивидуальность, неповторимость Моцарта состоит именно в том, что он не потрясал основ, не был революционером, ничего не отвергал и не хотел ниспровергать, но жил и творил в музыке – и из музыки! – своего времени, легко и часто заимствуя, но придавая каждой чужой теме свой, неповторимый оттенок? В том, что всю жизнь он был – и хотел быть – одновременно великим мастером и вечным учеником?

Его называют божественным ребенком, который обращается к нам в своей музыке. Но надо четко понимать, что Моцарт полновластный хозяин и вечный изобретатель в своей музыке, постоянно и неустанно трудился над тем, чтобы слушатель не заметил его труда, не соскучился и не утомился. Когда-то о Моцарте сказали, что он «как невинный ребенок», может «мгновенно заставить нас засмеяться и заплакать без причины». Только так и не иначе можно говорить о «детскости» Моцарта.

Нельзя забывать и о том, что Моцарту не посчастливилось побывать ребенком в общепринятом смысле слова: в три года он садится за рояль, в четыре – правильно и отчетливо играет небольшие произведения, сочинять начинает в пять лет, параллельно обучается у отца латыни, итальянскому, французскому, счету, а также теории и истории музыки. Предпринимает в шесть лет первую, а в семь лет вторую, продлившуюся три с половиной года, поездку за границу (он посетил Париж, Лондон, Амстердам, а на обратном пути – Женеву, Лозанну, Берн, Цюрих, Винтертур, Шаффгаузен). В промежуток от четырнадцати до семнадцати лет он – автор опер, месс, симфоний – три раза посещает Италию.

Удивительно, но ранняя слава не сделала его маленьким тщеславным гордецом. Да, он не был ребенком в обычном смысле этого слова: такой ценой он стал ребенком в другом, высшем смысле. Мы ни в коем случае не должны забывать об этом, иначе нам никогда не понять Моцарта.

Было время, когда музыку Моцарта любили называть «изящной» и «светлой», а его – провозвестником вечно веселого и довольного рококо, светоносцем, солнечным божеством. Но Моцарт никогда не был таким: ни в жизни, ни в музыке. Моцарт много смеялся, но вовсе не потому, что у него было много причин для смеха; наоборот – он имел силы и мужество смеяться наперекор всему. Уникальность музыки Моцарта, ее особый свет, сила и радость, мне кажется, объясняются тем, что эта музыка приходит к нам с тех высот, где белая и черная, правая и левая сторона нашей жизни – радость и боль, добро и зло, жизнь и смерть – явлены в своей истинной природе. В его музыке выражена настоящая жизнь в ее вечной двойственности. В ней нет ни мелководья, ни бездонных омутов. Кажется, что для него нет ни первых, ни последних, ни главных героев, ни статистов; как дождь или солнечный свет, его музыка проливается на все и всех. Как будто вся Вселенная, весь космос обретают голос и обращаются к нам. Моцарт-человек, Моцарт-композитор – это медиум, которые слышит и передает нам движение и дыхание Вселенной.

Здесь возникает еще одна загадка: все, что мы знаем о Моцарте, однозначно указывает нам на то, что он ни в малой степени не интересовался процессом познания как таковым; его не занимали ни история, ни естественные науки, ни классическая поэзия, ни даже искусство (исключая музыку). Моцарт ни словом не упомянул о своем современнике Иммануиле Канте! В его письмах нет сколько-нибудь подробных рассуждений о природе и архитектуре Австрии или других стран, которые он видел.

Очевидно, его не занимали и не трогали политические события тех дней – вспомним, ведь именно на время его жизни пришлись события Французской революции, потрясшей весь тогдашний мир! Кажется, что все время своей жизни он посвящал только музыке. Задумаемся: откуда же он точно знал обо всем – ведь эту точность мы слышим в его музыке? Он знал окружающий мир не хуже Гете – но не обладал тем интересом, той открытостью ко всем наукам и искусствам, которой славился Гете. И конечно, он знал мир гораздо лучше, чем сотни тысяч более начитанных, более «ученых» знатоков мира и людей, которые есть в каждом поколении. Наверное, он обладал каким-то особым органом чувств, который давал ему возможность, несмотря на кажущуюся «герметичность», воспринимать и отображать окружающий мир во всем его многообразии.

Музыка Моцарта – это не призыв, как музыка Баха, и не жизненный итог, как музыка Бетховена. В ней не содержится никаких учений и никаких личных черт автора… Моцарт не говорит нам ничего определенного; его музыка просто живет. Он ни к чему не призывает слушателя, не требует от него решений или оценок; его музыка освобождает, она – безо всяких условий и усилий – радует.

Церковная музыка Моцарта вызывает у многих знатоков нарекания: слишком светская, слишком оперная. Эта музыка действительно необычна и не соответствует традиционным представлениям о церковной музыке. Но разве это правило безусловно? И в церковных, и в светских сочинениях Моцарта музыка сопровождает, обыгрывает слово, но не подчинена ему, обретает собственную жизнь и живет ею. И если мы отбросим предрассудки и откажемся от скорого суда, то придем к неожиданному выводу, что именно эта музыка полностью соответствует содержанию духовных текстов и весьма глубоко раскрывает их смысл.

Какой была его внешность, как он выглядел? У Моцарта были голубые глаза, острый, скорее длинный, чем короткий нос; он был (по описанию современников) «очень маленького роста, худой и бледный, с копной прекрасных белокурых волос, которыми он явно гордился». Он любил бильярд, танцы и пунш – «и я видел, как он употреблял огромное количество этого напитка». На первый взгляд совершенно не выдающаяся личность! Он был совсем невидным – до тех пор, пока не садился за инструмент. Только тогда он становился великим Вольфгангом Амадеем Моцартом.

Мы же должны быть благодарны за то, что можем увидеть Моцарта в мощном отзвуке того, что происходило в его душе.

Кирнарская** Д.К. в сборнике Классицизм объясняет успех произведений Моцарта у современников силой его личности.
«Любовь к ближнему всегда была идеалом Моцарта: никто на свете не мог быть мягче и терпимее, чем Моцарт, никто не обладал даром сочувствия и прощения. Как бы резок и властолюбив ни был Леопольд, Вольфганг всегда помнил лишь его труды и заботы; как бы суха и эгоистична ни бывала порой сестра, Моцарт не мог на нее сердится – кто лучше, чем он, мон понять ее разочарование, когда она, талантливый музыкант и виртуоз, вынуждена была корпеть в провинциальном Зальцбурге, давая постылые уроки. В лучшие венские годы его кошелек всегда был открыт для друзей, а его желание заслонить свою жену от жизненных невзгод было образцом преданности и самопожертвования.

_______________________

** Ди́на Константи́новна Кирна́рская — российский музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук; основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных (Россия), президент АНО «Таланты-XXI век». Живет в Москве, является одним из ведущих специалистов в области теории и практики тестирования музыкальных и других способностей, автор бестселлеров «Классическая музыка для всех». М., 1997 и «Музыкальные способности», М., 2004.

Душа столь исключительная и к тому же наделенная таким щедрым гением, казалось, и на слушателя изливала свою бесконечную любовь. Радость, разлитая в музыке Моцарта, всегда может быть лекарством от печали и скуки; нежность и тепло, которыми дышит каждая его мелодия, всегда способны поддержать каждого, а учтивость и почтительность «музыкальных манер», столь свойственные галантному стилю, всегда сохраняют уважительное отношение к слушателю, как бы поднимая его в собственных глазах.

Его сочинения говорят о сложнейших философских проблемах, о жизни и смерти, о роковых силах судьбы, сочувственно и проникновенно. Моцарт всегда, и в счастливые и в горестные минуты, остается нашим другом, исполненным искренности и сердечной доброты.

Не потому ли и по сей день Моцарт остается любимым композитором миллионов? Вряд ли можно найти среди композиторов-классиков такого же собеседника, который приносит счастье каждому. Нашу вечную надежду на любовь и понимание музыка Моцарта, пока звучит, обращает в реальность».

Один из самых знаменитых мифов, связанных с именем Моцарта - это история об его отравлении. В Европе ходили слухи о таинственном отравлении Моцарта и о причастности к этому преступлению композитора Антонио Сальери. Неоспоримость и убедительность этих слухов подтверждена талантом Александра Сергеевича Пушкина, написавшего в 1926 году цикл "маленьких трагедий", одна из которых описывает сам факт отравления и объясняет его причины...

Поэму "Моцарт и Сальери" часто объясняют как конфликт гения и посредственности. Или как историю о столкновении двух умов, по-своему гениальных, но при этом друг другу себя противопоставляющих. Талант приходит во многих формах и воплощениях. Герои выражают собой полярные точки притяжения. Произведения Моцарта откликаются в Сальери с ещё большей тревогой, чем сам творец. И не случайно, именно музыка, заставляет Сальери спрашивать себя о том, а не посредственность ли он по сравнению с чем-то воистину непостижимым его разумом в своей красоте.

Но, не вдаваясь в философские проблемы, поставленные пушкинской поэмой, обратимся к фактам - которые противоречат главной причине преступления - зависти Сальери. Знаменитый, успешный, признанный современниками Сальери был весьма дружелюбно настроен к многочисленным ученикам и к Моцарту. Вряд ли он ощущал превосходство Моцарта.
И наше исследование это подтверждает!

Сальери Антонио (1750-1825) – итальянский композитор, педагог, дирижер, клавесинист. С 16 лет жил и работал в Вене. Начинал капельмейстером в оперном театре. 1-й труд – Глюк не успевал справиться с заказом – дописал за него оперу «Данаиды» и премьера состоялась не под его именем. Всего написал 39 опер. 35 лет был главным музыкальным экспертом двора. 73-летнему Сальери оформили персональную пенсию с сохранением оклада. Последние годы провел в сумасшедшем доме. Умер в мае 1825 – ровно через год, после премьеры 9 симфонии Бетховена.

«В числе шестидесяти учеников Сальери Бетховен, Шуберт, Лист. Франц Шуберт сочинил для него юбилейную кантату, Бетховен посвящает ему три первые сонаты для скрипки и фортепиано. Занятия Бетховена с Сальери продолжались 20 лет!

Сальери был невысокого роста, очень аккуратен в одежде, отец 7 дочерей.

Одновременно с Моцартом была написана опера на один сюжет: «Директор театра» (Моцарт). Успех Сальери признал даже Моцарт! В своей музыке Сальери драматичен, трагичен, комичен. Девиз Сальери: «Сначала музыка, потом – слова!».

В справочниках XVIII – XIX вв.: «Сальери – гордость и украшение Европейского оперного искусства». Моцарта в справочниках нет, а если упоминается, то как «автор не слишком удачных подражаний итальянским комедиям, таких как «Свадьба Фигаро» или «Дон Джованни».

Сальери первым исполнил g-moll-ную симфонию Моцарта (40) – и исполнение было удачным, премьера прошла успешно. 
Организатор специальных благотворительных концертов, весь доход от которых поступал вдовам и сиротам умерших музыкантов Вены.

МОЦАРТ И САЛЬЕРИ. Оперные фрагменты в исполнении Чечилии Бартоли

Само исследование проводилось в рамках учебного процесса (45 минут урока), поэтому фрагменты оперных арий были краткими - от 2 до 5 минут, что, конечно, не дает глубокого и объективного знакомства с произведением, но это и не было главной целью.

Имена композиторов не назывались. Никаких пояснений перед прослушиваний не было. Главной целью было оценить музыкальные вкусы наших современников и получить, пусть косвенные, аргументы для подтверждения или опровержения мифа о зависти Сальери...

Биографии Моцарта и Сальери, характеристики их творчества были озвучены при подведении итогов исследования.

Учащимся предлагалось дать характеристику творчества каждого  композитора по трем музыкальным фрагментам (которые звучали без перерыва), а затем ответить на вопрос – какой из композиторов имел бы сейчас больший успех – и почему?
Сама проблема выбора была сформулирована так. Представьте, что вы - директор оперного театра. У вас есть в планах - выпуск нового спектакля. Но финансы позволяют вам поставить только одну пьесу. Учитывая ответственность за благополучие огромного коллектива - вы не должны ошибиться. Ваш выбор должен быть основан не на ваших предпочтениях и симпатиях, а на успехе постановки - залоге материального процветания театра.

Прозвучали фрагменты арий из опер Антонио САЛЬЕРИ:

1. Il ricco d'un giorno / Богач на день (1784) Eccomi più che mai… Amor, pietoso Amore

2. Palmira, regina di Persia / Пальмира, царица Персии (1795) Voi lusingate invano…Misera abbandonata (текст — Джованни де Гамерра)

3. La secchia rapita / Похищенная бадья (1772) Son qual lacera tartana (текст — Джованни Гастоне Боккерини)
примеры: M&S201, M&S202, M&S203

Затем - фрагменты арий МОЦАРТА:

1. Le nozze di Figaro Act II “Voi che sapete” (ария Керубино «Сердце волнует жаркая кровь… Кто объяснит мне – это ль любовь?)

2. Concert aria K505

3. Le nozze di Figaro Act I “Non so piu cosa son” (ария Керубино «Рассказать, объяснить не могу я, как волнуясь, страдаю, тоскуя…)
примеры: M&S101, M&S102, M&S103

В исследовании приняли участие:

6 «А» - 18 учащихся

Музыка Моцарта характеризовалась как "легкая, воздушная, успокаивающая душу, раскрывающая внутренний мир, помогающая расслабиться" (выбрали 6 учащихся – 33%).

Музыка Сальери – "энергичная, живая, нервная, драматичная, решительная, выразительная, сильная, порывистая". Большинство учащихся предсказало успех сегодня – музыке Сальери (10 человек – 56%) из-за ее энергичности и драматичности – «она ближе нашему миру, полному стрессов», «в ней больше скорости и энергии, но, тем не менее, она грустна».

Часть учащихся отметили общие черты, интонационное родство в музыке обоих композиторов (2 ученика – 11%)

5 «Б» - 22 ученика

Предпочли музыку Моцарта – 6 (27%), потому, что она «лиричная, мелодичная, взволнованная, грустная».

Сальери выбрали 12 (55%) – она «более интересная, чувствуется смелость, более энергичная и понятная, она мелодичней и современней», отметили «элементы уверенности, игривости». «Больше ритма и она ближе к сердцу».

4 (18%) отметили сходство.

5 «А» - 25 учеников

Музыку Моцарта определили как «мягкую, тихую, спокойную», «потому, что сегодня я настроена на мягкость и плавность», «успокаивает и дает уверенность в себе», «наводит на жизненные мысли», «слушая ее можно философствовать». Выбрали 4 (16%).
Музыку Сальери определили как «в ней больше театральности, насмешливости, быстрая и громкая, страстная и насыщенная, веселая и красочная». Свое предпочтение объяснили «мы любим веселье и гости тоже», «в жизни все происходит быстрее, а здесь более быстрый темп», «эта музыка вселяет энергию в человека», «в ней видятся искренние чувства». Выбрали 20 (80%).

1 (4%) – считает, что оба одинаково хороши.

7 «А» - 24 ученика

Моцарт – музыка «романтичная, волнующая, величественная, но спокойная, воздушная, размышляющая, мягкая». Выбрали 10 (42%).

Сальери – «бодрость, яркие контрасты, динамичность и стремление к цели». Свой выбор объяснили тем, что «его проще слушать. Музыка новее, более приятная для слуха, больше подходит по стилю жизни». 11 (46%).

3 (13%) отметили сходство интонационное и стилевое.

Из всех 92 участников опроса, Моцарта предпочли 26(29%), Сальери 53(60%), не смогли выбрать и отметили равные достоинства 10 (11%).

Если учесть возрастные особенности, призывы к активной жизненной позиции, проблеме выбора профессии (для многих – это уже вопрос сегодняшнего дня), которые требуют усилий и активности – выбор более энергичной, более яркой и театральной музыки – логичен и понятен.

В то же время, характеристика творчества Моцарта «успокаивает и дает уверенность в себе», «наводит на жизненные мысли» - во многом объясняет успех его музыки сегодня...

Не зря же Пушкин вкладывает в уста Сальери слова о Моцарте:

Как неких херувим,
Он несколько занес нам песен райских...

Тот же эпитет ("райский") использует еще один наш соотечественник, священник Павел Флоренский:

...Только в Моцарте, и буквально и иносказательно, т.е. в райском детстве, - защита от бурь. Да, это трудно иногда, но за это надо бороться...

Недавно по радио... услышал отрывок концерта из Моцарта. И всякий раз с изумлением узнаю снова эту ясность, золотой, утерянный человечеством рай.

Эти слова о рае, открывающемся в музыке Моцарта, Флоренский писал, находясь в Соловецком лагере! Вряд ли может быть дано более ясное свидетельство тому, что она способна стать серьезным предметом для размышлений.

И замечание "но за это надо бороться" - тоже наводит на серьезные раздумья...

Признавая достоинство музыки Сальери, признавая вероятность ее успеха даже на сцене современного театра, все же задумаемся над секретом неувядаемого интереса к музыке Моцарта.

И что имеют ввиду известные авторы, когда сравнивают любовь к Моцарту - с поисками высшего смысла человеческого существования?

УРОК МУЗЫКИ В ШКОЛЕ: ОПЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЦАРТА

В.А.Моцарт опера «Волшебная флейта» СД The best of opera MOZART THE MAGIC FLUTE.

«Оперы Моцарта – высокие образцы музыкально-сценических произведений. В них композитор осуществил реформу оперного жанра, явился родоначальником классической австрийской оперы. Музыка Моцарта стала символом красоты и гармонии. «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки» - писал П.И.Чайковский».

Ю.Булучевский, В. Фомин. «Краткий музыкальный словарь» изд. «Музыка, 1998 г.

Всего Моцартом написано 19 опер, которые и сейчас входят в репертуар лучших музыкальных театров мира.  

Ход урока

1. Краткий пересказ сюжета оперы. Не останавливаясь на запутанных перипетиях всего сюжета, остановимся на характеристике 2-х образов: Царицы Ночи и волшебника Зарастро. Задача композитора – показать страдающую мать, у которой похитили дочь, но, в то же время, мы должны понять, что ее страдания не искренние.

Волшебник Зарастро, который в начале оперы (мы с ним знакомимся со слов Царицы Ночи) выглядит злодеем, похитившим ее дочь, но мы должны в ходе развития сюжета понять, что он – добр и справедлив – и музыка помогает нам в этом.

№ 8. «В груди моей пылает жажда мести». Три раздела Арии Царицы Ночи:

1. Спокойное и величественное вступление. Властная, широкая мелодия – сила и царственное величие. Царственная осанка. Медленное движение придает широкому диапазону – уверенность, а движению – спокойную строгость. Она начинает речь с остановками - подбирая слова, переводя дыхание. Искренность и сила чувства. Сквозь бесстрастный и горделивый образ царицы проступает страдающая мать. Если сначала – контроль и сдержанность, то дальше – мелодия – шире, диапазон больше, эмоции сильнее…

2. Марш – гнев и жажда отмщения.

3. И… неожиданно: мажор, бодрая и энергичная мелодия. Распевы и колоратуры. Женщина перед зеркалом. Переключение – контраст. Себялюбие и самолюбование. Женщина знает себе цену.

Все – искренне. И во всем – нет ничего плохого. Но переходы очень резкие. Настоящее горе не так переменчиво. А здесь – актерская игра, пусть и гениальная. Возможность в перерыве между репликами драматического монолога рассказать смешной анекдот – и вновь «страдать и призывать к отмщению».
пример 04-001

№ 9. Зарастро. «Вражда и месть нам чужды»

Сравниваем с образом волшебника Зарастро. Спокойная, широкая, распевная, уверенная мелодия, бас. Не меняется в разных ситуациях! Стабильность – сила, уверенность, властность и спокойствие. Особенно – после яростной арии Царицы Ночи «жажда мести» - поражает спокойствие и сдержанность Зарастро: «в его стране правит добро и справедливость».

Способность Моцарта обрисовать характер персонажа, используя «косвенные намеки, богатый арсенал выразительности языка музыки» ярко иллюстрирует:

№ 2. Ария Папагено. Музыка вступления – беззаботная, бесхитростная, простая, детская… и голос певца – бас! Контраст подчеркивает наивность, простодушие персонажа, неумение предвидеть последствия своих поступков, его незрелость и легкомысленность. Сразу понятны причины всех затруднительных положений, в которые попадает этот герой...
пример 04-002

МОЦАРТ В.А. Симфония № 40 соль минор.

Моцартом написано свыше 40 симфоний. Три последних – 39, 40 и 41. Написанная в Вене в 1788 году, симфония соль минор (№ 40) – одно из самых вдохновенных произведений великого композитора.

Учебник для ДМШ В.Н. Брянцевой «Музыкальная литература зарубежных стран» приводит анализ симфонии соль минор. Разбирается тональный план произведения, структура, главные темы произведения. К сожалению без специального музыкального образования трудно при слушании музыки использовать этот материал. А заключение «финал образует яркую лирико-драматическую вершину всего сонатно-симфонического цикла, небывалого по целеустремленности сквозного образного развития» - все равно оставляет много вопросов – о каком образе идет речь? «Если тема первой части звучит нежным и трепетным лирическим признанием, то тема финала – страстный лирико-драматический призыв, полный смелости и решимости» – слишком расплывчато и неконкретно.

В чем загадка популярности и легкости восприятия этого произведения? Что мы слышим? О чем говорит НАМ музыка? Насколько современна идея этого произведения?

Прежде всего напомним, что симфония – это своеобразный роман в звуках. Четыре части классической симфонии – это важные элементы единого образа.

  • 1 часть – завязка – главная интрига, в которой герой сталкивается с проблемой, жизненной ситуацией, требующей решения.
  • 2 часть – лирическая – внутренний мир героя. То, что дает ему силы, является стержнем его личности.
  • 3 часть – герой в обществе – как правило, у классиков, это танец.
  • 4 часть – финал – итог, кульминация развития образа. Теперь, когда мы «изучили героя» – его внутренний мир (2 часть) и то, как его жизненные принципы воплощаются в его действиях (3 часть) – в финале мы находим подтверждение своих выводов.

1 часть

ГП – основная черта – неуспокоенность, устремленность, волнение и движение вперед. заключение темы – решительное и убеждающее – «я принял решение и добьюсь своего». Это юность – с ее восторженностью, мечтательностью, сомнениями и воодушевлением. «Путей на свете много – их все хотим пройти…», но выбрать надо СВОЙ путь. Кому-то это дается легко, кто-то ищет, выбирает и сомневается в правильности выбора… Обращаем внимание на то, что герой не ищет поддержки со стороны – Главная Партия – это монолог…

ПП – утешение, ободрение, материнское начало (нисходящее плавное движение, высокие и легкие звуки) и решительное окончание, родственное окончанию ГП: «давай, действуй»!

Разработка – упорство и движение… Импульс движения приобретает силу и энергию.   Неясное желание чего-то нового обретает более определенные контуры, появляется напор и уверенность.

2 часть

Все – в самом человеке: радость и напряжение, умиротворенность и беспокойство – главная идея второй части. Надо только дать вызреть чувству и состоянию.

Безмятежность, нега, тепло летнего дня. Изящество, кружева и неторопливость.

Средняя часть – пульсация, беспокойство… Не «грозовая  туча, выплывающая из-за горизонта», а то, что вырастает из покоя и расслабленности первой части – напряжение предчувствия, ожидания.

В дальнейшем – напряжение и пульсация рождает мелодию флейты, струнных – затем пульсация затихает, прячется в мелодии – и беспокойство растворяется в тишине и безмятежности.

3 часть

Энергия и устремленность. Менуэт, 3/4, элементы полифонии. Состояние энергичного движения сохраняется. Но в заключение «мужской» темы – нежное и лиричное окончание (женственность и мягкость) - ради нее все эти подвиги!

Лирическая середина – любовный дуэт: поют птички и порхают бабочки. Так выглядит рай. Мечта. Голос женщины: здесь так хорошо, зачем тебе куда-то уезжать?

Но… мужчина должен состояться, добиться цели – и он уходит.

4 часть

Вопрос: что же делать? Где правильное решение? Ответ: вперед! вперед! ГП – взлетает вверх и окончание – утвердительное и решительное.

ПП – а если счастье – покой и блаженство? Остановиться и наслаждаться? Но все движется! В этом общем движении – «лирическая середина» как «память сердца» и… вперед!

Отметим, что в Интернете есть варианты прочтения идеи Симфонии № 40 как трагедии и драмы: борьба души со злым роком, с царством мрака: «никогда ещё трагедия души не раскрывалась так искренне и не достигала такой силы - ни до этого произведения, ни после него». Взволнованность трактуется как жалоба, устремленность и энергия движения – как усиление напряжения и нарастающий драматизм и т.д. Один из главных аргументов - Соль минор - тональность итальянских слёзных арий.

Но мы предлагаем свою трактовку Симфонии. Возможно, главное отличие – во взгляде на творчество Моцарта. Мы исходили из работ знаменитых богословов*** «музыка Моцарта…это свет, которому знакома темнота, это радость, помнящая о страданиях; но в страданиях, жалобах, гневе всегда слышится ясное предчувствие радости, света и мира, которые обязательно придут – рано или поздно».

_______________________

*** Богословие и музыка. Три речи о Моцарте".

Главная идея симфонии – радостное восприятие жизни, энергия движения, легкость и оптимизм, душевная щедрость и чуткость, разнообразие и цельность… Все, что наполняет нашу жизнь смыслом и радостью.

Сравнивая легкость и воздушность движения Моцарта с энергией бетховенских тем или с бодрой суетой тем Россини, следует отметить, что темы Моцарта – это не насилие над собой, не преодоление препятствий, не рывок к финишной ленте на «втором дыхании», а легкость и совершенство красоты. Когда спрашивают, что значит "чувствовать силовые линии жизни и двигаться в ритме жизни" - можно порекомендовать послушать эту симфонию Моцарта!

Особую привлекательность образу симфонии дает и то, что вся жизнь Моцарта является иллюстрацией этой идеи – движения, устремленности, энергии поиска и творческой неуспокоенности.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАБОТКИ МУЗЫКИ МОЦАРТА

И глядел веселым оком
На людей
Композитор Моцарт Вольфганг Амадей.

Современные исполнители часто обращаются к музыке Моцарта не только в ее оригинальном варианте, но используют ее в своих обработках, переложениях. Обращаясь к этим образцам, важно понять, зачем они это делают?

Музыка Моцарта в современной обработке бельгийского ансамбля ADYA CLASSIC. Аранжировщик с легкостью соединяет мелодии Моцарта с африканскими напевами, шотландскими ритмами, рифами электрогитар, джазовыми импровизациями… Главная идея сочинения -– везде разлито тепло и жизненная энергия, которой пронизана музыка Моцарта.

Что меняет «современное прочтение» Моцарта?

Четкий ритм ударных навязывает нам темп движения – мы не на летней лужайке, где в изобилии цветов надо потрудиться, чтобы обнаружить «самый красивый» - а в опытных руках экскурсовода, который уже хорошо изучил и экспозицию, и желающих не тратя особых усилий «прикоснуться к прекрасному». Он не дает нам отвлечься «на пустяки». Повторы еще раз возвращают нас к главному, облегчая запоминание и узнавание. Продолжительность пьес рассчитана на клиповое сознание современного человека – ярко, броско и… недолго, чтобы слушатель не заскучал.

Так многие шедевры литературы помнятся нам по цитатам, коротким фразам разошедшихся по сборникам афоризмов.

Плохо ли это? Трудно сказать. Уверенно можно сказать, что это не очень хорошо, если слушатель ограничится знакомством с копией и никогда не обратится к оригиналу.

В другом случае – сравнивая и находя отличия – он поймет главное, научится ценить красоту, отличать вдохновение и талант – от его «красивого изображения».

В.А. МОЦАРТ. Концерт для кларнета с оркестром in A, Adagio. СД Best of Mozart, трек 3.

Мягкая, спокойная музыка. Не виртуозность исполнителя, а выразительность и чувственность мелодии. Возможности инструмента – использован весь диапазон, но не беглые перескакивания, а легкость и свобода. Можно оценить изобразительность этой пьесы – и как застывший лес, укутанный снегом – и как осеннюю грусть засыпающей природы – и как роскошь южного побережья:  голубое небо, синее море, желтый песок… и ошеломленный человек, онемевший посреди этого великолепия.
пример 06-01

Современный человек воспринимает эту музыку как затянутую, медленный темп – часто воспринимается как напряжение. При современных темпах – это многословие раздражает. Аранжировщик убирает лишнее.

Два элемента необходимо отметить:

1 - этническую мелодию вступления (этнос – народ). Африканские ритмы (характерный вокал). Где пальмы, Карибы, шелест морского прибоя – и где Вена? Почему аранжировщик объединяет эти два полюса? Главная идея сочинения - «Весь мир един, любовь правит миром».  Моцарт – «солнечный свет в музыке» - перекличка с южными напевами – безмятежность и расслабленность, тепло и жизненная энергия музыки Моцарта.

2 элемент – вокальное исполнение инструментальной темы. Почему? Моцарт за свою небольшую жизнь написал 19 опер! Этот жанр для него был самым значительным и важным. Его три последних оперы и сейчас – украшение любой сцены мира: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта»…

Современный композитор не повторяет всего произведения. Он пересказывает главное – коротко, своими словами усиливая самое важное для него…
пример 06-02

МОЦАРТ «Серенада» из оперы «Дон Жуан». 2 действие

трек № 16 – СД Моцарт «Дон Жуан» Вехтер, Шварцкоп, Сазерленд, Джулини.

Простая, нарочито безыскусная песенка обращенная к служанке. В оригинале оркестр имитирует игру мандолины.
пример 07-01

В исполнении вокального ансамбля Свингл Сингерс, практически ничего не меняется, только инструментальные партии исполняют голоса певцов. В чем обаяние Дон Жуана? Судя по этой серенаде – его сила в завораживающем таланте музыканта. Солист, исполняющий саму серенаду, даже не пытается придать своему голосу «силу и тембровую красочность». Все обаяние этой музыки – в ее инструментальном сопровождении, которое и наполняет «любовным жаром» простую и бесхитростную вокальную партию, сплетая ажурные кружева любовной сети.
пример 07-02

МОЦАРТ. Фантазия ре минор. Маленькие шедевры великих композиторов СД 1.

Трек № 6. Исп. Светлана ЧАПОВА.

пример 08-01

Моцарт написал 4 фантазии. Это пьеса свободной формы. У Моцарта она довольно явно делится на две части – первая – минорная. Вторая мажорная.

Начинается фантазия медленным вступлением. Что-то вроде увертюры, готовящей слушателей к представлению. Первая часть фантазии состоит из трех чередующихся фрагментов. Смена такая резкая и неожиданная, образы настолько характерные и контрастные, что больше напоминает не логичное развитие, а постановку театра масок: все условно – но все вызывает искренний отклик и участие. Первый образ – одинокий и печальный (Пьеро, брошенный и бредущий без цели). Второй – суровый и сильный – это – виновник несчастья первого персонажа – его приказ причина его изгнания. Третий образ – мятущийся, беспокойный, порыв бежать и помочь первому – но его мелодия обрывается на полуслове и… мы снова видим одинокую фигурку первого персонажа, бредущую в поле… И снова – суровый приговор. И снова – смятение и отчаяние. И опять одинокая фигура – для него ничего не изменилось… Но, как всегда бывает в сказках (и в жизни, но реже) – резкая смена – мажор, бодрая мелодия. Все закончилось хорошо! Все веселы и счастливы.

Современный румынский джазовый пианист Еуген ЧИЧЕРО предлагает свою версию Фантазии. СД “Classics in Jazz”. Трек № 3.

Вступление и начало фантазии - осеннее небо, берег моря, волны мерно накатывающиеся на берег… Одинокая фигура. Сомнение и тревога, беспокойные мысли. Акцент во всей фантазии – на первой теме.

Вторая часть – воспоминание. Плавный и красивый танец – мягкие, скользящие движения. Ритм танца не отпускает, мягко несет.

Третья – фигура приближающаяся издали – она? Ожидание, сомнение, волнение…

Четвертая – счастье и восторг. Она пришла! Упоение и легкость.
пример 08-02

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Показателем воспитательных усилий школы является гражданская зрелость выпускника, разносторонность его интересов, умение правильно воспринимать и оценивать жизненные процессы, активно участвовать в них. Необходимо выработать у себя твердые убеждения, четкие нравственные критерии, которые нужны в анализе современной обстановки, преодолении жизненных противоречий.

Некоторая размытость и нечеткость общественных ценностей и идеалов, активная пропаганда «достатка и денег» как главного критерия успеха, досуг, заполняемый не общением и трудом, а виртуальным общением с электронными игрушками – это реальности наших дней.

Опасность воздействия безыдейных, слабых в художественном отношении произведений в том, что воздействуя на чувственную сферу, подделки легко находят путь во внутренний мир неискушенного слушателя. Как картонные декорации на сцене создают иллюзию домашних стен, согревающих и защищающих нас, но в реальности не способных ни обогреть, ни защитить, как раковые клетки внедряются в живой организм под видом здоровых, так и эрзац-культура заполняет жизненное пространство, создавая видимость и культуры, и жизни.

Сила подлинного искусства в том, что оно может дать человеку высшие идеалы и принести истинную радость. Развитие личности в большой степени зависит от исходной установки. Если сложились хотя бы в общем виде представления о гуманизме, добре, красоте, тогда, в любой жизненной ситуации, человек сможет отделить положительное и отрицательное в области морали, идеологии, эстетики. Подлинное искусство, его понимание, поднимают не только эстетический уровень личности, но и воспитывают человека разносторонне, раскрывая перед ним разные стороны действительности.

Философы утверждают, что человек всегда пытается стать кем-то: ученым, художником, пожарным, и только став по-настоящему кем-то, постигнув все тонкости своей профессии, он начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой – человеком, живущим в режиме подлинно человеческого бытия: в любви, красоте, сострадании. Собственно, это и есть признак гения.

Но быть просто человеком очень трудно. Необыкновенна только посредственность, то есть та категория людей, которую составляет так называемый «интересный человек». Все стремятся к исключительности, к тому, чтобы быть лучше других, больше знать, больше уметь… Все чувствуют себя такими сложными и многогранными, что быть просто человеком, вероятно, может только гений. «Под посредственностью, - говорил великий поэт Б.Л.Пастернак, - мы обычно понимает людей рядовых и обыкновенных. Между тем обыкновенность есть живое качество, идущее изнутри и во многом, как это ни странно, отдаленно подобное дарованию. Всего обыкновеннее люди гениальные…

Мы называет цельного, состоявшегося человека – Личностью, отмечаем его душевную зрелость, моральную силу… Возможно, то, что для других – итог длинного и трудного пути – Моцарту было свойственно от рождения. В книге «Мудрость и судьба» Морис Метерлинк говорит об этом свойстве человеческой души – как о мудрости:

«…Мы видим только несчастье мудреца, потому что мы все знаем, что такое несчастье, но мы не видим его счастья, потому что надо быть точь-в-точь таким же мудрым, как мудрец, и таким же праведным, как праведник, когда судишь об их судьбе, чтоб понять их счастье. …Когда человек с низкой душой дерзает измерить счастье великого мудреца, оно ускользает как вода между пальцев, но в руке другого мудреца оно превращается в твердое и блестящее золото. Имеешь только то счастье, которое можешь понять.

…Когда мы кладем несчастье на одну чашу весов, каждый из нас кладет на другую – идею, созданную им о счастье. Дикарь положит на нее алкоголь, порох и перья, цивилизованный человек – немного золота и несколько дней упоения, а мудрец положит тысячу невидимых для нас вещей, может быть, всю свою душу и даже само несчастье, прошедшее через горнило его души.

Что же ищет наш современник в музыке Моцарта? Что находит?

Антоний, митрополит Сурожский отмечает, что "есть вещи, которые мы знаем непосредственно личным опытом.

Есть вещи, которые мы знаем, потому что сообща с другими разделяем какой-то житейский опыт, которым одни богаче, а другие беднее.

Наконец, есть вещи, которые мы воспринимаем из опыта редких свидетелей, каких-то гениев, каких-то выдающихся людей, которым мы имеем право верить, потому что они добросовестны, потому что они достаточно для этого велики, потому что у нас есть какие-то данные им доверять. Этот опыт принадлежит им собственно, мы почти понаслышке им обладаем — но можем вырасти в этот опыт.

Таков опыт, например, великого художника, великого музыканта, выражающийся, в конечном счете, в произведении искусства, в музыке. Опыт, из которого он исходит, его восприятие — запределен для большинства из нас, но доходит до нас каким-то образом".

Пушкинский Сальери, потрясенный музыкой Моцарта говорит: "....Как некий херувим, Он несколько занес нам песен райских" - подчеркивая проявление именно этого "запредельного опыта"... Прислушаемся к мнению профессионала и попробуем "вырасти в этот опыт".

Главная проблема современного мира - преобладание внешнего над внутренним. Суета и беспокойство будней часто заслоняет от нас главное - уникальность и неповторимость нашей жизни. Такое смятение, большое или малое, дисгармонию, разлад, расстройство мы постоянно находим в нашей внутренней и внешней жизни; она состоит из событий, которые мы не умеем понять, и из человеческих действий, которые сами лишены стройности. Это и есть основная проблема: связь, которую мы должны установить между суетой жизни, между смятением и внутренней покоем.

Мы должны уметь путем созерцательного молчания различить в основе нашей жизни, в ее сумятице, ее видимом беспорядке – Божий замысел. Мы должны научиться в своем сердце находить мужество, силу, вдохновение и необходимое руководство.

Как успокоить человека, который не знает, что такое быть спокойным, а только переключается с одной суеты на другую? Ты повторяешь ему "успокойся, не переживай" - но он не знает, каково это - помолчать хоть пять минут, помолчать в тишине, вслушиваясь в ту тишину, которая заполняет твою комнату, которая уже заполняет, может быть, твой ум и душу... В этом созерцании главное - безмолвие, покрывающая все трепетная, чуткая тишина, которую нельзя определить ни как пассивность, ни как активность. Это спокойная бдительность.

Мы должны научиться в сумятице жизни быть местом покоя и устойчивости, должны уметь дождаться момента, когда вдруг до нас дойдет понимание, что  "золото на дно идет, стружки по поверхности речки плывут". Это нам надо помнить, когда видим, как плывут стружки и не думать, что кроме них ничего нет в этой реке.

Когда такое безмолвие сходит на нас, нам не нужны слова, чтобы почувствовать в самых наших глубинах то, что нас объединяет. И когда это безмолвие достаточно глубоко, из его глубин можно начать говорить, но бережно и трезво, чтобы не разбить молчание шумом или сумбуром слов...Подумаем о том, что мы посланы к каждому, кто встретится на нашем пути, чтобы что-то дать, либо что-то принять, порой не сознавая этого.

Для этого надо научиться смотреть с целью увидеть, и слушать с целью услышать...

Индийские йоги, для сосредоточенного созерцания, ставят перед собой зажженную свечу... Мы поставим запись музыки Моцарта...
"Благодаря этому свойству музыки "говорить без слов" я смогу притронуться к невыразимой, недоступной словесному оформлению тайне, в этом ошеломляющем, освобождающем, блаженном переживании музыки, я смогу ощутить присутствие глубочайшей из всех  глубин или высшей из всех высот, почувствовать и пережить его.

Для описания подобного опыта и откровения религиозный язык все еще нуждается в слове "Бог"****

По мнению Барта*****, всякий раз, когда он слушает музыку Моцарта, он ощущает себя «на пороге мира, который гармоничен и прекрасен всегда – при свете солнца, и в бурю, днем или ночью». Людям XX века дарит «мужество (а не высокомерие!), темп (а не задыхающийся хаос наших дней!), чистоту (а не ханжество!), мир (а не равнодушную вялость!)», и действительно, с «музыкальной диалектикой» Моцарта, «можно быть молодым и старым, работать и отдыхать, радоваться и горевать, короче – жить».

_______________________

**** Ганс Кюн "Вольфганг Амадей Моцарт - следы трансцедентального".

***** К. Барт Благодарственное письмо Моцарту.

Возможно, главный ответ неувядающей популярности музыки Моцарта – не только в таланте и мастерстве, но и в цельности, силе его личности, совершенстве и гармонии его внутреннего мира, который «просвечивает» во всех его сочинениях.  За 4 года до собственной смерти, в письме своему смертельно больному отцу от 4 апреля 1787 года Моцарт признается: «…я никогда не ложусь спать без мыслей о том, что, возможно, завтра настанет тот день, когда меня, такого молодого, как сейчас, больше не будет на этом свете – и ведь никто из моих знакомых не сможет сказать, что в обхождении с другими я был неприветлив или мрачен. И за это блаженство я благодарю Творца каждый день и от всего сердца желаю того моим ближним».

Приложение 1

Приложение 2

Использованная литература

  1. В.Н. Брянцева «Музыкальная литература зарубежных стран». Второй год обучения., Москва, изд. «Музыка», 2007.
  2. Ганс Урс фон Бальтазар, Карл Барт, Ганс Кюнг «Богословие и музыка. Три речи о Моцарте», Библейско-Богословский институт св. Апостола Андрея, Москва. 2006.
  3. Д. К. Кирнарская «Классицизм», Москва, «РОСМЭН», 2002.
  4. Алеша А. Шварц, Рональд П. Швеппе «Введение в философию», Москва, изд. Астрель АСТ, 2005.
  5. Антоний, митрополит Сурожский Школа молитвы. М.: "Медленные книги", 2018.
  6. Морис Метерлинк «Мудрость и судьба» изд. РИПОЛ Классик, Москва, 2009.