Урок математики в отдельном классе для детей с легкой умственной отсталостью «Умножение двузначного числа на однозначное с переходом через десяток»

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 5

Ключевые слова: Умножение двузначного числа на однозначное с переходом через десяток


Цель урока: формирование умения умножать двузначное число на однозначное с переходом через разряд.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с письменным приемом умножекния двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд;
  • совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;
  • отрабатывать умения анализировать и решать простые задачи.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у учащихся зрительную и слуховую память, внимание, мыслительные навыки на основе операций анализа, сравнения;
  • развивать грамотную математическую речь, умение анализировать учебный материал;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся через использование различных форм работы;

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся мотивацию к учению;
  • прививать интерес к предмету на основе связи с жизнью и практикой;
  • формировать навыки самооценки;
  • формировать потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование урока:

  1. Карточки с заданием.
  2. Детали Снеговика.
  3. Тетради, учебные принадлежности.

Ход урока

Оргмомент

У: Ребята, сегодня я нашла на столе письмо. Оно адресовано нашему классу. Давайте его прочитаем.

Здравствуйте, ребята!
Я пришел к вам в класс, чтобы вы научили меня считать, но я таю, у вас жарко. Ой! Помогите!

Устный счет

У:Как вы думаете, от кого письмо?
Д: от Снеговика
У: Чтобы помочь Снеговику, надо проверить, как вы сами можете считать. Если вы сейчас решите верно, то может быть, мы можем собрать Снеговика. Итак, слушайте. Найдите сумму чисел 96 и 83. (ответы детей)
(за правильный ответ прикрепляю на доску одну деталь Снеговика)
- Увеличить 45 на 28
(еще прикрепляю деталь, так постепенно собирается Снеговик)
-Уменьшить 93 на 22
- Сумма чисел равна 56, первое слагаемое – 18, чему равно второе слагаемое?
- Назовите число, которое больше 28 в 2 раза
- Найти разность чисел 71 и 19
- Чему равно частное чисел 36 и 9?
(Снеговик готов, к нему прикрепляю конверт)
- Молодцы, Снеговика собрали. Видите, в руках у него письмо. Что в нем, сейчас узнаем.
(ученик читает)

Ребята, помогите мне решить задания, если я их не решу, то меня не примут в школу Снеговиков.

 У: Поможем ему?

  1. Что больше: четвертая часть часа или третья часть часа?
  2. Сравнить выражения и поставить правильные знаки.

 > = <
6 дм 7 см     5 дм 8 см
2 ч                180 мин
15 см            1 дм

  1. Через горную реку перекинут подвесной мост. Максимальный груз, который выдерживает мост – 100 кг. По мосту навстречу друг другу идут 2 мужчин. Вес первого – 75 кг, а вес второго – 85 кг. Что произойдет, если они будут продолжать идти по мосту? Дойдут ли они до середины моста?
  2. Другой случай. По мосту бегут 2 мальчика. Вес первого – 40 кг, вес второго 45 кг, что произойдет, когда они встретятся? Безопасно ли это?

У: Ребята, вы помогли Снеговику решить его задания. Мы их ему отправим. Теперь его примут в школу Снеговиков, и он будет так же хорошо решать хитроумные задачи, как и вы.

Объяснение нового материала

У: А теперь я вам предлагаю решить такое выражение. Запишите в тетрадь и решите (дети решают).
У: Расскажите, как вы решали
Появляется запись на доске

32 * 4 = (30+2)*4= 30*4+2*4= 120+8= 128

У: Так удобно записывать?
У: Я хочу вам предложить другой вид записи. Более удобный. Посмотрите на доску.

        32
   *   _4

У: Пишем второй множитель под первым. Подумайте, как мы будем умножать? (сначала умножаем единицы 4 на 2)
У: Правильно. Записываем 8 под единицами. А затем? (умножаем 3 на 4)
У: Правильнее будет не 3 умножить на 4, а 3 десятка. Значит, 12 – это 12 десятков, то есть 1 сотня и 2 десятка.
У: Подумайте, как мы это запишем
(на доске появляется запись)

32
*   _4
128

У: Читаем ответ.

Закрепление

На доске

     82                       74                93
*   _6                  *   _4            * _2

Один у доски, другие решают сами. У доски с комментированием.
У: Предлагаю решить задачу.
Два кружка «Умелые руки» купили 13 катушек белых ниток, а цветных в 5 раз больше. Сколько всего катушек ниток купили?
- о чем задача?
- что означает число 15 в задаче?
- а что еще известно в задаче?
- что сказано о цветных нитках?
- что нужно в задаче узнать?
Появляется кратка запись на доске

Б.-13 к.
Ц - ? в 5 р. Б }?

- можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- почему?
- как узнать, сколько цветных катушек купили?
- а когда узнаем, сколько цветных купили, можем узнать сколько всего?
- решайте
(решают самостоятельно, делаем проверку вместе)
- как вы узнали, сколько цветных катушек купили?
13*5=45 катушек
- а сколько всего купили катушек?
13+45=58 катушек
У: молодцы! Сейчас вам предстоит устно решить уравнения.

4*х=32
15-х=7
Х: 5=40

  Ответы детей с проговариванием нахождения второго множителя, вычитаемого и делителя.
- Молодцы! И последнее испытание – это самостоятельная работа.

Самостоятельная работа

На доске

I вариант
433*2
124*2
183*3
86*2

II вариант
223*4
218*3
123*3
74*4

Проверяем

Подведение итогов

У: Сегодня на уроке вы очень многое успели сделать. Что было нового на уроке? Чему научились? О чем мы размышляли? Какие выводы для себя сделали?

Домашнее задание

Придумать 5 примеров на умножение двузначного числа на однозначное с переходом через десяток.
Молодцы! Спасибо за хорошую работу!