План-конспект тренинга на групповое сплочение учащихся 9–13 лет

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 4, 5, 6, 7

Ключевые слова: Тренинговое занятие с подростками, тренинг


Цель: Обеспечение психологической комфортности учащихся в условиях образовательного процесса, сплочение коллектива. 

Задачи:

  1. Создать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.
  2. Развить коммуникативные навыки.
  3. Повысить уровень сплочённости классного коллектива.
  4. Выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.
  5. Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.

Оборудование: ватман с изображением дерева, бланки пустых гербов, бланки с заданиями, фломастеры, маркеры, клей, мультимедийное оборудование, презентация.

Ход занятия

Вводная часть

Психолог: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встречи и сегодня попробуем узнать друг о друге что-то нового, интересного, и в целом что же представляет ваш класс для каждого из вас».

Упражнение «Знакомство»

Психолог: Давайте познакомимся поближе. Встаньте вкруг. Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Получив его, пожалуйста, назовите свое имя и то, что вы больше всего любите делать, свое хобби.

Итак, мы с вами немножко познакомились. Ребята, а знаете ли вы, что в средние века каждый рыцарь имел свой герб, который рассказывал о каких-то определенных значениях только этого сословия».

Герб (в переводе с немецкого – наследство) эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т.п.). А еще очень важно было использование цвета ведь цвет несет много информацию.

  • Красный - символизирует храбрость, мужество, любовь.
  • Зеленый - символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может означать луговую траву.
  • Лазурь - символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
  • Черный - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.
  • Золото - король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
  • Пурпур - символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховое господство.

Сейчас я предлагаю каждому из вас создать свой герб и поместить его там, где он пожелает на дереве вашего класса, важно чтобы на гербе было написано ваше имя и качество личности, которое характеризует вас.

Рефлексия

Задаем ребятам вопросы: «Легко ли вам было создавать свой герб? А выбрать цвет? Какие чувства вы испытывали при выполнении этой работы?»

Основная часть

Деление на группы, работа в группах.

Психолог: «Мне очень приятно, что у вас все получилось, я вижу ваш класс имеет много интересных личностей, а какие качества личностей, замечательно!

Вы использовали очень много различных качеств, но среди них есть самые важные, и сейчас нам предстоит пройти через испытания, справиться с ними и суметь понять, благодаря каким качествам можно преодолевать разные трудности и быть дружным коллективом. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать паззл, на котором будет написано качество, которое вам в этом помогло. В конце игры из набранных паззлов надо будет сложить предмет. А что это за предмет вам придется догадаться самим.

Ну что начинаем!»

Упражнение «Нади друг друга»

«Сейчас каждый из вас подойдет к столу и выберет карточку, на которой написано название какого-то животного. По моей команде каждый должен изобразить своего животного и найти своего сородича, какая команда соберется быстрей та и выиграет.

На задание отводиться 2 минуты.

Ну что команды собраны, но у меня вопрос команде победителей какое качество личности нам здесь понадобилось чтобы узнать друг друга».

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – команда получает паззл.

Упражнение игра «Бинго»

Психолог: «Каждая команда получает бинго-формуляр (таблица приложение №2) с различными характеристиками. Задача команд найти игрока, из другой команды соответствующего одной из характеристик и взять у него подпись. Первая из команд, которая соберет пять разных подписей по вертикали, горизонтали или диагонали, должна крикнуть Бинго! Она и объявляется победительницей. У одного и того же игрока брать подпись нельзя.

Ну вот и победители, какое же качество личности мы здесь обнаружили, а чтобы его узнать надо его расшифровать. Сейчас вы получаете карточки, на которых написаны буквы. Ваша задача – составить слово» (см. Приложение №3 буквы).

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ - возьмите ещё один паззл.

Упражнение «Покажи фразу»

Психолог: «Для следующего испытания вам надо выбрать от команды по двое ребят – самых сообразительных и артистичных. Раздаем выбранным ребятам карточки с заданием. Задача – изобразить при помощи жестов и мимики написанную фразу так, чтобы остальные сумели её понять и назвать».

  1. Встреча гостей.
  2. Занятие спортом.
  3. Игра на музыкальных инструментах.
  4. Укладывание чемодана.
  5. Прогулка в парке.
  6. Игра на компьютере.

Психолог: «Как вы думаете, какое качество вам помогло пройти это испытание?»

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И СМЕКАЛКА – лучшая команда получает паззлы.

Упражнение «Вопрос-ответ»

Психолог: «Ребята, вам предлагается ответить на 9 вопросов. Я буду зачитывать вам шарады и вопросы. Ваша задача – быстро и правильно ответить» (см. Приложение 1).

«Вы правильно ответили на все вопросы. Кто из вас может сейчас сказать, какие качества вам сейчас помогли?

ТАРАТЕЛЬНОСТЬ лучшая команда получает паззл».

Упражнение «Переправа»

Психолог: «В нашем следующем упражнении вам нужно всей командой перебраться на другую половину класса необычным способом. Желательно, не повторять друг за другом».

«Как вы думаете, какое качество вам помогло пройти это испытание?»

ДРУЖБА И ОРИГИНАЛЬНОСТЬ – лучшая команда получает паззл.

«В ходе нашей встречи вы сумели набрать достаточно много паззлов с названием качеств, которые понадобятся вам в пятом классе. А теперь нужно попробовать сложить из паззлов предмет.

- Как вы думаете, что у вас получилось? Совершенно верно, это, действительно, открытая книга, она и будет являться символом вашего класса».

Рефлексия

Психолог: «Сегодня мы сумели прочитать несколько страниц из этой книги о вашем классе. Ваш класс дружный, находчивый, с хорошо развитым воображением. Впереди у вас много интересного и эта книга постепенно будет пополняться записями о новых, важных качествах, которые вы приобретёте за время школьной жизни».

Заключительная часть

Упражнение «Спасибо за приятный день».

Психолог: «Ребята, пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!».

Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается, и завершаем церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Если представится возможность, постараться тоже оказаться в центре круга. Этим игра и завершается».

Рефлексия (ребятам задаем вопросы):

  1. Какое настроение было у вас во время занятия?
  2. Что понравилось больше всего?
  3. Было ли что-то, что не понравилось?
  4. Узнали ли для себя что-то новое на занятии?

Психолог: «Я надеюсь вам всем понравилась наша встреча и конце занятия мне очень интересно получить от вас ответы на мою анкету» (Приложение №4)

Список литературы

  1. К.Фопель / Как научить детей сотрудничать // М.: Генезис, 2001.
  2. Е.Вахромов / Построй свою Вселенную // Школьный психолог, № 48-2001.
  3. Э.Савинова / Я + ты = мы // Программа практикума по эмоциональному сплочению членов группы (класса)// Школьный психолог, № 11 – 2006.
  4. А.Э. Симановский /Развитие творческого мышления детей// Популярное пособие для родителей и педагогов // Ярославль, 1997.