Методическая разработка внеклассного мероприятия "Красная книга России"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: узнать о редких животных и птицах, занесенных в Красную книгу России.

Задачи:

  • привлечь внимание к проблемам экологии;
  • воспитание чувств бережного отношения к природе;
  • знакомство учащихся с историей возникновения Красной книги России;
  • расширить знание учащихся о животных и птицах. занесенных в Красную книгу России.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • экран
  • мультимедийная презентация
  • доклады учащихся

Ход урока

1. Организационный момент

Ученик:

Старательно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе – у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб, сосредоточенно молчать.
Поэтому обязан я природу,
От всех врагов достойно охранять.

Учитель: Одна из масштабных экологических проблем нашей природы = это исчезновение редких видов животных и птиц, обитающих на нашей планете. И сегодня у нас с вами пойдет разговор о книге. Но книга эта не простая!

(слайд) Презентация

Учитель: Как вы думаете, что это за книга? Для чего она создана? (ответы детей)

1 ученик:

«Красная книга» - для редких растений,
«Красная книга» - для редких животных.
Всем, кому в мире грозит истребленье.
Дарит спасенье запрет на охоту.

2 ученик:

В «Красную книгу» - лохнесское диво,
В «Красную книгу» - енотов и тигров.
«Красная книга» ко всем справедлива,
Всех малочисленных - в «Красную книгу»!

2. Введение в тему

Учитель: Сегодня многие виды животных и птиц, испокон веков обитающих на территориях России и других стран, оказались на грани вымирания. Чтобы хоть немного остановить этот процесс и научить бережно относиться к окружающей их живой природе, была создана Красная книга. В нее занесены не только исчезающие животные и птицы, но и рыбы, насекомые, растения и грибы. Такая Красная книга издается в каждой стране, а иногда и в некоторых регионах.

- Действующая Красная книга России была переиздана в 2001 году. В этом сборнике насчитывается немалое количество редчайших животных и птиц, их фотографии и краткое описание. Цель Красной книги заключается в том, чтобы привлечь внимание людей к проблеме защиты животного мира.

- Ребята, а как вы думаете, в чем причина их исчезновения? (ответы учащихся)

Ответ учащихся:

  • загрязнение воздуха, земли и водоемов;
  • лесные пожары и вырубка леса;
  • браконьерство и т.д.

- А что мы с вами можем сделать для сохранения природы? (ответы учащихся)

Учитель: Скажите, каких животных, занесенных в Красную книгу, вы знаете?

Чтобы выяснить эти названия, отгадайте загадки.

Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из- под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет.
(Белый медведь)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами - кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
(Рысь)

(слайд)

Через море-океан,
Плывет чудо-великан.
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту!
(Кит)

Родственник домашней киске,
Этот зверь не робкий.
Бродит хищник уссурийский,
По таежной тропке.
(Тигр)

(слайд)

Ночью в роще и лесах
Уханьем наводит страх;
Резок крик его и силен-
Так кричит огромный…
(Филин)

Огромный хищник он пернатый,
Могучий, гордый соглядатай.
Над степью медленно парит,
Лисицам, сусликам грозит.
(Орел)

(слайд)

Это старый наш знакомый-
Он живет под крышей дома.
И летает на охоту;
За лягушками к болоту!
(Аист)

Важная птица,
Шагает по водице.
Розовое оперенье,
Всем на загляденье.
(Розовый фламинго)

(слайд)

Учитель: Запомните этих животных, они находятся под защитой государства.

4. Физминутка

5. Знакомство с животными и птицами Красной книги России

(слайд)

Учитель: Сейчас я предлагаю познакомиться с некоторыми животными и птицами, занесенными в Красную книгу России. Поподробнее о них нам расскажут ребята, которые занимались их изучением.

Животные:

Амурский леопард (слайд)

В России этот вид, находящийся на грани исчезновения, можно встретить в Приморском крае. Стоит отметить, что в 2013 году, в юго-западном Приморье, специалисты сумели по следам насчитать 49 дальневосточных леопардов. Амурский леопард стал видом на грани вымирания в основном из-за браконьерства.

Красный (горный) волк (слайд)

По внешнему виду животное похоже на лису. Из-за его красивого огненно-рыжего меха охотники отстреливают волков, поэтому сейчас популяция хищника резко сократилась. В данный момент редкие стаи, состоящие из 12-15 особей, можно встретить на Дальнем Востоке.

Зубр (слайд)

Ранее зубры проживали в лесостепи, и популяция насчитывала несколько тысяч особей. Сейчас они водятся в заповедниках, сохранилось всего лишь несколько десятков этих животных.

Русская выхухоль (слайд)

Это насекомоядное животное проживает в Центральной России. Представитель является реликтовым(остаточный) видом, так как существуют уже около 30-40 млн. лет, но может исчезнуть с лица земли, поэтому находиться под защитой государства.

Палласов кот (слайд)

Это дикий кот с красивой длинной шерстью. Он проживает на Алтае и в Забайкалье. Популяция животных значительно уменьшилась из-за охоты людей.

Голубой песец (слайд)

Животные этого вида находятся под угрозой, потому как люди убивают их из-за белоснежного меха, из которого потом шьют одежду. Проживают особи голубого песца на побережье Берингова моря.

Птицы:

Утка мандаринка (слайд)

Яркое и необычное название у представительницы Красной книги России- утка мандаринка. Эта птица входит в 3 категорию редкости, наиболее распространена в Амурской и в Сахалинской областях. Для своего обитания предпочитает заброшенные реки и озера, скрытые от глаз человека и хищных животных густыми зарослями. На сегодняшний день численность данных особей в России всего 15 тыс. пар. Их количество с каждым годом уменьшается.

Дрофа (слайд)

Крайне редко сегодня можно встретить в местах обитания необыкновенно красивую птицу. Занесению этого вида пернатых в Красную книгу России послужил ряд неблагоприятных для этих особей факторов: распашка целинных земель и приспособление их под пахотные угодья, отстрел охотниками, высокая смертность в период оперения и обучения полетам.

Даурский журавль (слайд)

К сокращению численности этих птиц, приводит политическая и сельскохозяйственная деятельность человека. Люди осушают болота, возводят дамбы, поджигают леса. Кроме того, в регионе, где водятся даурские журавли, имеют место военные конфликты, которые тоже приводят к сокращению численности пернатых.

Пискулька (слайд)

Эта птица получила свое незатейливое название благодаря интересному писклявому голосу. В настоящее время численность пискулек сильно сокращается, из-за пересыхания водоемов, гибели кладок яиц от разнообразных причин ,конечно, от рук браконьеров.

Малая крачка (слайд)

Малая крачка находится под угрозой исчезновения. Причинами такого бедственного положения явилась нехватка мест, пригодных для гнездования и частое затопление гнездовий паводками вод.

Малый лебедь (слайд)

Ранее любимым местом обитания этих пернатых было Аральское море, но сегодня оно стало местом экологической катастрофы, поэтому его избегают не только малые лебеди, но и остальные птицы.

1 ученик:

Животные тоскуют и страдают,
А на земле уже ль найдется место,
Где сильно любят их и понимают,
Где вместе им и нам совсем не тесно?

2 ученик:

Животные тоскуют и страдают:
Жилища их приводим в запустенье,
И из-за нас бедняжки вымирают…
Но нет в глазах убийцы сожаленья.

3 ученик:

Животные тоскуют и страдают.
Давно…мы не заметим мига,
Как цвета алого которую все знают,
Нам не понадобиться больше книга.

Учитель: А сейчас мы проведем конкурс на лучший экологический плакат в защиту животных.

(Учащиеся рисуют плакаты. Подведение итогов конкурса)

6. Итог мероприятия

Учитель: Сегодня мы познакомились с необычной книгой. Как она называется? (ответы учащихся)

- Для чего она создана? (ответы учащихся)

- Закончить наше мероприятие я хочу стихотворением автора Николая Старшинова

«Давайте сохраним»

Нам жить в одной семье
Нам петь в одном кругу.
Идти в одном строю
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.
Давайте сохраним
На стрежнях-осетра.
Касатку в небесах
В таежных дебрях- тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним.
Тогда мы на земле
И сами сохранимся!