Внеклассное мероприятие "Экология зоны лесов"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель:

  • уточнить представления учащихся о лесе, как природном сообществе;
  • познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Оборудование: презентация «Экология зоны лесов», мультимедийный проектор, экран, предметные картинки с изображениями растений, птиц, зверей – обитателей леса, таблички – растения, звери, птицы; буклет.

Ход занятия

1. Вступительная часть

Учитель:

Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.

Лес не только для нашей забавы.
В нём – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери и прочие твари.
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.

Открывается слайд с изображением леса. На доске - отдельные растения.

- Учёные называют лес природным сообществом. Вспомните, что это значит? (Ответы детей)

Прочитаем объяснение этого слова в толковом словаре. Итак, что же такое природное сообщество?

Дети читают толкование на слайде:

- Природное сообщество представляет собой группу живых существ (растений, животных, микроорганизмов) в совокупности с неживой природой, которая их окружает.

Учитель. - Сегодня я приглашаю вас на экскурсию в лес. Мы побываем в гостях у его обитателей и попытаемся ответить на вопрос: «Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь обитателей природного сообщества». Так же вы должны будете решить, какие экологические знаки в защиту природы можно нарисовать в конце нашего занятия.

2. Основная часть

Ученик:

Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит.

Звучит музыка – пение птиц.

Слайд – опушка леса

Стоя на пороге леса, напоминаю вам, что мы идём в гости к природе, а жизнь леса и его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Поэтому давайте вспомним правила поведения в лесу.

- Дети перечисляют правила поведения в лесу.

- Молодцы, ребята! Как вести себя в лесу вы знаете. Есть ещё одно правило: в лесу должно быть тихо, чтобы не спугнуть его обитателей. Итак, в путь!

Физминутка

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем,
Крылья сложили назад.

Слайд – в лесу

- Посмотрите вокруг, ребята. Как много в лесу удивительного! Какие растения леса вы видите на предметных картинках?
Дети перечисляют растения, вывешенные на доске.

- Название леса зависит от того, какие растения в нём растут. Какие леса бывают и чем они отличаются друг от друга?

- Дети рассказывают о видах леса.

Открываются слайды: хвойный лес, лиственный лес, смешанный лес.

- А в каком лесу мы с вами очутились? Почему? Ответы детей.

- Но тихо! Кто это появился на полянке?

Сценка про ярусы леса. Слайд с изображением лесной поляны

Автор. Как-то летом бежал заяц по смешанному лесу и по сторонам глядел. Вон ель стоит, а вот дуб, здесь ольха и рябина выросли, а там, на опушке, берёза – высокая-высокая.

Под ними маленькие дубки, ёлочки, берёзки, рябинки. Вокруг малина, орешник, крушина. А ещё ниже – трава, цветы лесные, земляника, сныть обыкновенная, кислица. Земля, особенно под высокими елями, мхом покрыта.

Заяц. Как интересно! Растения в лесу как будто разные этажи занимают.

Автор. Услышала его старая ворона.

Ворона. Эти этажи называются ярусами.

Заяц. И кто же в верхнем ярусе-этаже живёт?

Ворона. А ты сам не видишь?

Заяц. Деревья высокие – дубы, ели, берёзы.

Ворона. И ещё сосны, ясени, липы, клёны, кедры, лиственницы, пихты.

Заяц. А во втором ярусе?

Ворона. К нему относятся которые такими высокими не вырастают, - ольха, осина, рябина.

Заяц. А к третьему ярусу что относится?

Ворона. Кустарники – малина, орешник или лещина, калина, крушина, бузина, шиповник, боярышник, волчье лыко, бересклет, черёмуха, можжевельник.

Заяц. Очень интересно! Но калина и бузина иногда как дерево растут.

Ворона. Тогда они второй ярус занимают.

Заяц. А из чего состоит четвёртый ярус?

Ворона. Из травянистых растений – сныти обыкновенной, кислицы, лопуха, костяники, крапивы, травы всякой, а ещё из кустарничков – черники, брусники, голубики.

Заяц. А пятый ярус?

Ворона. Это мхи и лишайники, что на почве растут. Они ниже всех других растений.
Вон, посмотри под ёлкой.

Заяц. А как же те мхи и лишайники, которые на стволах деревьев растут?

Ворона. Вот они ни к какому ярусу не относятся. Вырастут – тогда займут своё место в первом или во втором ярусе.

Автор. Так заяц узнал, что наш лес – многоэтажный, или многоярусный. Каждое растение в нём своё место занимает, свой ярус.

Учитель. - Заяц и ворона правы, в наших лесах много разных растений. Работая над проектом «Экология зоны лесов» мы познакомились со многими из них. Предлагаю вам рассказать интересные факты из жизни растений леса, которые вы знаете.

Дети делятся интересной информацией из жизни растений.

Учитель. - Давайте вспомним, чем являются растения леса для его обитателей.

Ответы детей: растения – это пища для животных, дом и укрытие для многих из них.

- Вот и первая нить сообщества: растения – это дом и корм для птиц и зверей. Именно поэтому нельзя уничтожать лесные растения: не будет растений – погибнут животные.

На доску вывешивается табличка - растения

Учитель. - Отправляемся дальше. Первое, что мы слышим, входя в лес это…

(Звучит мелодия с пением птиц.)

- Каких лесных птиц вы знаете?

Дети перечисляют.

Открывается слайд с изображением птиц

Учитель. - Каждая птица интересна по своему. Никита и Серёжа расскажут нам, что они узнали о зяблике и ушастой сове (предметные картинки)
(Заслушиваются небольшие сообщения детей.)

Учитель. - Настя приготовила для вас загадки про птиц. Попробуйте их отгадать.

Загадки загадывает ученица, а остальные дети отгадывают загадки и находят предметные картинки с отгадками

Ученица

1.

На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его … (скворец)

2.

Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт «Ку-ку, ку-ку»? (кукушка)

3.

Хоть я и не молоток - по дереву стучу.
В нём каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной,
И акробат прекрасный (дятел)

4.

Днём не спит, ночью летает, прохожих пугает. (сова)

5.

Как снег бела,
Как сажа черна,
Вертится, как бес,
Повертелась, да в лес (сорока)

Учитель. - Ребята, а нужны ли птицы лесу? Зачем?

Ответы детей: птицы украшают лес пением; уничтожают вредителей растений; разносят семена.

На доску добавляется табличка – птицы.

Звучит музыка.

Учитель. - А сейчас давайте вспомним ещё одну группу лесного сообщества – зверей. Ведь лес – дом не только для птиц, но и для зверей. Много в лесу разных животных и больших, и маленьких. Узнаете ли вы их?

Отгадывание кроссворда

  1. Самый крупный представитель семейства оленей, живущий в наших лесах (лось)
  2. Хитрая героиня сказок и басен (лисица)
  3. Дикий родственник свиньи (кабан)
  4. Детёныши какого животного питаются молоком чужой матери (заяц)

Слайд

Викторина «Узнай зверя на картинке»

Заслушивание сообщений детей о белке и лосе.

Учитель. - Как думаете, ребята, нужны ли лесу звери? Зачем?

Ответы детей: разносят семена растений; выполняют роль санитаров леса; после смерти являются удобрением для почвы (перегноем).

Появляется табличка - звери.

Доска: растения - птицы – звери.

Делается вывод о взаимосвязи всех обитателей леса.

Учитель. - На этом наша прогулка по лесу закончена. Нам пора возвращаться в класс.

Физминутка

Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко. (Ходьба с подниманием рук.)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим. (Бег на носочках.)
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться. (Наклоны вперёд.)
Как много мы увидели
И птичек, и цветы.
Узнали много нового
И я, и ты, и мы.

3. Подведение итогов занятия. Рефлексия

1) Обобщение Слайд – опушка леса

- Итак, ребята, можно ли лес назвать природным сообществом? Почему?

- Какой вред могут нанести люди, нарушая равновесие в лесу?

- Какие правила поведения в лесу мы должны помнить?

- К нам на урок пришла целая лесная делегация. Давайте послушаем их.

Выходят дети, одетые в костюмы кузнечика, колокольчика, дуба, берёзы

Кузнечик

Вы большие очень все,
Так, что даже страшно мне.
Насекомых хоть не любят,
Не они природу губят,
А виной всему в наш век
Неразумный человек.
Он животных истребляет,
Грибы с корнем вырывает,
Нее щадит он красоты:
Топчет травы, рвёт цветы.

Колокольчик

Прав Кузнечик, хоть и мал,
Лес теперь другим уж стал:
Битые бутылки, банки
Поселились на полянке.
Сколько нам ещё терпеть?
Так ведь можно умереть.
Превратится лес в пустыню,
Где не встретишь и полыни.

Дуб

Но не всё, друзья, так худо.
Верю я, случится чудо:
Люди истину поймут
И природу сберегут.

Берёза

Приложу я всё старанье,
Людям передам посланье
От Кузнечика, Травинки,
От Медведя и Осинки,
От деревьев и зверей.
Попрошу я всех людей
Лес любить и знать о том,
Что природа – общий дом.

Учитель. - Ребята, мы не можем оставить без внимания просьбу жителей леса. Я прошу вас сейчас нарисовать знаки – плакаты, которые будут напоминать нам, да и другим людям, как правильно вести себя в лесу.

2) Учащиеся рисуют плакаты в защиту леса. (Приложение)

3) Проводится выставка экологических плакатов в защиту леса.