Активизация познавательной деятельности на уроках немецкого языка

Разделы: Иностранные языки

Классы: 5, 6

Ключевые слова: немецкий язык


Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую я должна решить на своих уроках.

Работая учителем в 5х классах, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение.

Игра для школьников – это частица их жизни. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряжённый, серьёзный труд занимательным и интересным для учащихся.

На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок. Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

Дидактическая игра выполняет несколько функций:

  • обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
  • ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
  • мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).

Приведу примеры дидактических игр, которые я применяю на практике.

а) Игры-упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но все, же более индивидуализирована. Её использую при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний».

б) Игра-поиск. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

в) Игры-соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

г) Сюжетно-ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. В процессе игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

д) Познавательные игры-путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра-путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся.

На уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме: урок-путешествие, урок-экскурсия, поход в цирк. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий.

При помощи информационных технологий мы еще больше активируем познавательную деятельность, учащихся можем отправиться хоть на край света, и мои ученики превращаются в пытливых искателей знаний.

Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создаёт возможности доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний.

ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка.

Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка.

Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления, окружающие действительность. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Приложение