Конспект урока по развитию речи "Рассуждение на дискуссионную тему. Актуальные проблемы современной России"

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Предмет: Русский язык.

Класс: 8.

Цели:

  • Познавательные - познакомить учащихся с понятиями «диспут», «дискуссия»; чтение и обсуждение публицистического материала (по теме урока);
  • Обучающие - формирование умений создавать сочинение-рассуждение на дискуссионную тему; формирование умений и навыков участия в диспуте, дискуссии, публично выступать, высказывать своё мнение, подтверждать его фактами, доказывать аргументами;
  • Развивающие - развивать навыки поисковой работы, отбора материала на заданную тему; развивать навыки создания презентаций; развивать стремление заниматься самообразованием, расширением своего кругозора;
  • Воспитательные - воспитывать в детях активную гражданскую позицию; воспитывать такие нравственные качества, как справедливость, заботливость, честность, сострадание, доброту ,милосердие, чувство ответственности за судьбу Отечества.

Планируемые результаты.

  • Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке).

Метапредметные:

  • Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
  • Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.
  • Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Тип урока: развитие речи.

Метод урока: урок развития речи с использованием ИКТ, урок-дискуссия.

Словарная работа: рассуждение, диспут, дискуссия, актуальные проблемы, резюме, резюмировать.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентации учащихся, подборка газетных публикаций, плакаты по охране природы.

Этапы урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Оргмомент

Здоровается с обучающимися, проверяет готовность к уроку.

 

Мотивационный
этап

- У вас на столах разложены пазлы. Соберите их, пожалуйста.
У вас получились улыбающиеся смайлики. Я желаю вам хорошего настроения и нужного настроя на уроке.

Учащиеся собирают пазлы.

Формулировка темы и целеполагание

Словарная работа: аргументировать, дискуссия, рассуждение, позиция, предположение, публика, публичный, публицистика
Скажите, пожалуйста, к какой тематической группе - повествование, рассуждение, описание - можно отнести слова, с которыми мы работали? (рассуждение)
Почему? (1-2 ответа)
Какой вид диалога уместен при рассуждении?
Дискуссия. А что это такое?
Дискуссия (от лат. Discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение вопроса, проблемы. Д. — это спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приёмы.
О чем же будет наш сегодняшний разговор? (о дискуссии и рассуждении)
Тема: «Рассуждение на дискуссионную тему. Актуальные проблемы современной России»
Запишите тему в ваших рабочих листах.
Очень важно уметь рассуждать именно в устной форме, принимать участие в дискуссии.
Где нам может пригодиться это умение?
(на устном собеседовании в 9 классе, на любых уроках в школе и не только на уроках)
Действительно, умение правильно сформулировать свою точку зрения и корректно её доказать необходимо каждому из нас и применимо в любой области нашей жизнедеятельности.
Попробуйте сформулировать цель, которую мы должны достигнуть сегодня на уроке.
Цель: «Научиться в устной форме формулировать свое мнение, аргументированно доказывать его и делать вывод». Запишите цель в рабочий лист.

Отвечают на вопросы учителя, размышляют, пытаются установить связь учебных предметов.
Выполняют словарную работу.

 

 

Отвечают на вопросы учителя, размышляют, делают выводы, формулируют тему и цель урока, записывают в рабочие листы (тетради)

1 этап актуализации

Начнём с того, что вспомним, к какому стилю относятся рассуждение, диспут, дискуссия. Они относятся к публицистическому стилю (подберём однокоренные слова - публика, публичный, публицистика). Публицистический в переводе с латинского рассуждению значит «общественный».
- Кому адресованы публицистические выступления? Какова сфера употребления публицистического стиля? (Публицистический стиль обращён к слушателям, к читателям. Сфера употребления- общество, политика, экономика, культура.)
- Какую основную функцию выполняет публицистический стиль? Какова цель публицистических выступлений?(Основная функция публицистического стиля- обсуждение насущных общественных вопросов, его цель- привлечение общественного мнения, воздействие на людей, убеждение их, внушение им тех или иных идей, взглядов, побуждение к тем или иным действиям, поступкам.)
- Вспомните основные черты публицистического стиля речи (Актуальность, оперативность, образность, эмоциональность, чёткость, логичность, призывный пафос.)
-В чём заключаются языковые особенности публицистического стиля? (Широкое использование общественно-политической лексики, устойчивых оборотов и выражений, совмещение книжной и разговорной лексики, риторические приёмы: вопросы, восклицания, обращения.)

 

2 этап актуализации

Вопросы к классу: что такое рассуждение?
Давайте вспомним структуру рассуждения.
Вопрос-ответ-1 доказательство + 2 доказательство-вывод
Что у нас получилось сейчас? - модель
А теперь представим это в виде графической модели (слайд).
В ваших рабочих листах есть данная модель. Дополните её, сделав необходимые записи.

Отвечают на вопросы (фронтальная работа).
Работа в рабочих листах.

Работа по теме урока

В наше бешенное время, когда человек и человечество теряют своё лицо в погоне за удовольствием, преуспеванием и наживой; когда отовсюду в нашем обществе слышны разговоры о росте цен и понижении уровня жизни населения; когда телевизионный экран притупляет свежесть чувств и ощущения неповторимости собственной жизни и обостряет остроту погони за благами и жажду владеть всем, так трудно остановиться и трезво рассудить, куда идёт страна и человечество, вспомнить уроки истории, осознать, что не хлебом единым жив человек.
Актуальные проблемы современной России.
- Экология. Нужно ли беречь природу?
- Детдомовцы. Брошенные дети. Кому нужны эти дети?
- Русский язык. Нужно ли беречь русский язык?
- Доброта и милосердие. Нужны ли современному человеку такие качества, как человеколюбие, доброта, милосердие?
Выступление 1 группы.

Проблема 1 - экология. (Презентация, рассуждения.)
Вывод: Охраняя природу, мы охраняем Родину, мы охраняем самих себя.
2 группа. Проблема - брошенные дети (дети в детских домах, выброшенные, усыновлённые иностранцами и убитые, подвергшиеся насилию, дети-инвалиды).
Презентация, рассуждение.
Вывод: человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье.
3 группа. Проблема – сбережение русского языка.
Следует иметь в виду то, что восприятие русского языка в других странах и культурах во многом зависит от нашего собственного к нему отношения, от его состояния и функционирования в обществе. Деградация языка, разрушение единого языкового пространства являются проблемой национальной безопасности страны ещё и потому, что бьют в самый корень нашего национального существования.
ЯЗЫК --- КУЛЬТУРА --- НАЦИЯ
4 группа.
Проблема - нужны ли доброта и милосердие в наши дни?
Всем нам суждено постичь простую, но высокую истину: отдавая себя, человек не растрачивает своё духовное богатство, а преумножает его. Помните библейское: «воздастся нам по нашим деяниям».
«Что припрячешь- то погубишь; что раздашь - вернётся снова», - писал Шота Руставели. Только так человеку дано оставить след в жизни, в памяти современников и потомков.

Отвечают на вопрос учителя. Работают в группах. Представители групп озвучивают результат работы.

Закрепление

А теперь я прошу высказаться ребят из других групп. С чем вы согласны, а с чем не согласны? Своё мнение аргументируйте.

Учащиеся участвуют в дискуссии.

Итог урока

Итак, что мы сегодня вспомнили на уроке? Чему учились? Достигли ли цели урока?

Участвуют в подведении итога урока, формулируют выводы.

Рефлексия 
выставление оценок.

В своих рабочих листах в поле «Итоги урока» впишите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились и что сделали.
- я узнал
- я научился
- я сделал
Оценки за работу на уроке получают…

Работают в рабочих листах.

Домашнее задание

Каждая группа пишет сочинение-рассуждение на свою подготовленную тему.

Записывают в дневники задание на дом.