Педагогический проект "Сарапул купеческий"

Разделы: Работа с дошкольниками, Краеведение


Участники проекта: педагоги, дети подготовительной группы, родители.

Продолжительность проекта: 1 неделя.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Интегрируемые образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие

Суть инициативы: Включение в образовательную работу содержательной деятельности по формированию нравственно-ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста.

Идеи проекта:

  • Выработка у детей эмоционально значимых критериев нравственного поведения через изучение личности П.А.Башенина.
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность по изучению истории родного края.

Актуальность проекта:

  • Необходимость включения регионального компонента в образовательную программу детского сада.
  • Рост национального самосознания граждан нашей страны, возрастающий интерес к историческому прошлому, к истокам отечественной культуры ставит вопрос о важности воспитания ребенка в соответствии с моральными ценностями своего народа. Начиная с раннего детства.
  • Использование сенситивного периода морального развития дошкольника.
  • Принятие государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», рассчитанной на все возрастные группы населения. В программе отмечено, что важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания является воспитание любви и уважения к родному городу, к малой Родине.

Цель проекта – через изучение личности и деятельности П.А.Башенина способствовать появлению у детей (и их родителей) социально-ценностных ориентаций, развитию познавательного интереса к историческому прошлому города, воспитанию гражданина и патриота своей страны.

Задачи проекта

1. Образовательные:
1.1. Познакомить детей с П.А.Башениным – купцом, городским головой, меценатом.
1.2. Дать представление о его деятельности, направленной на развитие города.
1.3. Познакомить с историческими зданиями города.
1.4. Учить детей выражать впечатления и знания о родном городе в продуктивной деятельности.

2. Воспитательные:
2.1. Воспитывать чувство гордости за свой город.
2.2. Воспитывать желание делать добрые дела.

3. Развивающие:
3.1.Совершенствовать пространственную ориентировку в процессе работы с картой города.
3.2. Развивать связную монологическую речь в процессе составления мини-сообщений по изучаемой теме.
3.3. Развивать навыки публичного выступления перед детьми и взрослыми.

Предполагаемый результат:

1. Дети знают, кто такой П.А.Башенин.
2. Дети называют направления его деятельности как главы города.
3. Дети называют продукты его меценатской деятельности.
4. Дети знают и называют старинные здания, построенные в период жизнедеятельности П.А.Башенина, историю их возникновения, находят их на карте города.
5. Дети объясняют слова «лесопромышленник», «городничий», «меценат».
6. Дети строят связные монологические высказывания (не менее 5 предложений) по пройденной теме (деятельность П.А.Башенина, исторические здания).

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный: подбор материала знакомство родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с возможными вариантами участия в ней; распределение заданий;

2 этап – практический: реализация намеченных планов;

3 этап – заключительный:  игра «Звездный час».

Карта проекта

 

Пятница

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1 половина дня

Экскурсия с участием
родителей на «Дачу Башенина», на занятие «В гости к купцу»

 

 

Совместная деятельность скульптурная лепка из белой глины фонтана «Дети под дождем»

 

 

Занятия

 

 

Беседа о городе «Сарапул – купеческий»

 

 

Итоговое мероприятие Игра «Звездный час»

2 половина дня

Создание панно

Познавательный вечер «Сейчас узнаем»: рассказы детей с использованием ИКТ

Совместная досуговая
деятельность с родителями

 «Дача Башенина»

«Экскурсия в прошлое: «Царь – дом»

«Павел Андреевич Башенин – кто он?»

«Старинное здание – Дача Башенина»

«История удивительного фонтана»

Конкурс, награждение всех участников проекта

Работа с родителями

Распределение заданий и консультация по подготовке презентаций

 

 

 

 

 

 

Продукт проекта:

  • макет фонтана «Дети под дождем»;
  • панно «Дача П.А.Башенина»;
  • рисунки «Царь-дома» с помощью трафаретов.

Список использованных источников:

1. Т. Пеганова «Сарапульское детство».

2. Т. Пеганова «Город дорог».

3. С. В, Соколова «Мой Сарапул».

4. Официальный сайт “Музея истории и культуры среднего прикамья» http://museumsarapul.ru/

5. Консультация с завотделом «Купеческие дачи» Смагиной Мариной Сергеевной.

Приложения:

  1. Беседа о городе «Сарапул – купеческий».
  2. Презентация «Дом Башенина вчера и сегодня».
  3. Презентация «П.А.Башенин – кто он?»
  4. Презентация «Старинное здание – Дача Башенина».
  5. Презентация «Фонтан «Дети под дождем» («Первая любовь»).
  6. Интерактивная игра «Звездный час».

Беседа о городе «Сарапул – купеческий»

Задачи:

  • Расширять познавательный интерес к историческому прошлому г. Сарапула.
  • Закреплять знания о жизни и деятельности городничих: П.А.Башенине, А.В.Дурове.
  • Дать представления о купцах: Смагине, Бодалёве, Вольфе, Курбатове, их домах.

Словарь: городничий, становление, купцы, градостроительство.

Материал: фотографии старого Сарапула, достопримечательностей города, купцов, карты Сарапула разных лет, карта первой почтовой дороги, Сибирского тракта.

Предварительная работа:

  • Чтение отрывков из книги Н.А.Дуровой «Записки кавалерист-девицы», Т.Б.Пегановой «Гусарская пуговица», стихи о Сарапуле.
  • Экскурсии в краеведческий музей, дачу Башенина, прогулки по городу.
  • Рассматривание фотоальбома «Мой Сарапул».
  • Создание фотоальбомов о Сарапуле совместно с родителями (домашние задания).

Ход

Встало солнце из-за Камы –
Мне пора вставать.
Мы пойдем сегодня с мамой
Просто так гулять.
С нею очень интересно
Просто так идти.
Вроде все уже известно
На моем пути.
Только мама вдруг мне скажет:
«Посмотри, а вот…
Дух порой захватит даже
От таких красот!
Дом со ставнями резными
Дом – провинциал.
Сколько раз ходил я мимо
И не замечал.
Мы по улицам и паркам
не спеша идем.
Вот лепной узор над аркой,
Вот старинный дом.
На любой вопрос у мамы
Есть всегда ответ:
Что за памятник у Камы,
Сколько парку лет.
Солнце скроется за лесом –
Нам пора домой.
Как красив ты и чудесен,
Город детства мой!

- Сегодня мы поговорим о том, как изменился наш город с тех пор, как Екатерина II издала свой указ.

- А какой указ в 1780 году издала Императрица Екатерина II - (быть с. Вознесенскому городом).

В становлении и развитии города большое участие принимали купцы. Сегодня мы поговорим о двух из них. Это Андрей Васильевич Дуров и Павел Андреевич Башенин. Оба они были городничими и приложили много усилий для развития города.
Как вы думаете, городничий это кто? Чем он занимался? - (Управлял всей жизнью в городе)

Рассказ воспитателя

Одним из первых был городничим Андрей Васильевич Дуров - отец прославленной кавалерист - девицы Надежды Андреевны Дуровой.

Он управлял городом 36 лет. При А.В.Дурове стала развиваться промышленность, появились новые заводы и фабрики. Много он сделал для того, чтобы бедным людям жилось легче. С его именем мы связываем начало народного образования и здравоохранения. Менее чем через год после приезда Дуровых в Сарапул, в городе было открыто первое учебное заведение – «Малое народное училище».

Оно стало первым учебным заведением и на территории современной Удмуртии.

К моменту приезда Дуровых в городе только что появился первый врач, и только через 22 года (в 1811 году) была открыта первая больница на 11 коек.

Первая больница

 Сейчас на её месте находится больничный городок (СГБ N1).

В те времена всё перевозили на лошадях, но специальной почтовой дороги через Сарапул не было. И вот в июне 1791 года была открыта первая почтовая дорога на Южный Урал. Она шла от Москвы, через Нижний Новгород, Сарапул, Дебёсы. (Показ на карте, как проходила дорога).

Первая почтовая дорога

Впервые название «Сарапуль» на окраине города было написано под контролем А.В.Дурова. Зодчий Иоганн Лем начертил план застройки г. Сарапула. Екатерина II его утвердила.

А А.В.Дуров контролировал строительство в городе, чтобы никто не отступал от строгой геометрии улиц. Каждому дому присваивался адрес. В пору его руководства появились и первые каменные дома, которые строили купцы: Смагин. Бодалев, Вольф, Курбатов.

Это Башенин Павел Андреевич. У него самый красивый дом в городе, дача.

Он был городничим 6 лет (с 1904-1909 год). За это время с его помощью была построена водонапорная башня и водокачка, была построена первая электростанция, проведен водопровод и электричество. Он добился строительства железной дороги через наш город.

С его помощью была проведена железная дорога, построена женская гимназия (школа  №15). Все свои силы П.А.Башенин устремил на развитие родного города и его благоустройство. При нём центральные улицы города были вымощены булыжником, и на основных переездах установлено 50 керосиново - калийных фонарей, причём за его счёт и счёт других купцов, последовавших его примеру. Башенин брался за всё и везде успевал.

Давайте повторим.

Игра «Продолжи»

1. Наш город называется... (Сарапул).
2. Жителей нашего города называют... (сарапульчанами, сарапульцы).
3. Я живу по адресу... (домашний адрес)
4. Сейчас мы берём воду из крана, а раньше.. (из колодца, из реки).
5. Сейчас в наших домах электрический свет, а раньше... (дом освещали лучиной).
6. Сейчас мы готовим еду на плите, а раньше...., на костре, в печи.
7. Город стал развиваться и богатеть, потому что, хорошее географическое расположение, стоит на реке, появились заводы, фабрики, ремесленники, помогали строить купцы.
8. Назовите городничих нашего города. (А.В.Дуров, П.А.Башенин).
9. Что сделал П.Башенин для города? (Провел водопровод, электричество, железную дорогу).

У каждого города, как и у человека, своя судьба. Его жизнь подобна реке: в ней есть свой исток, течение и конец.

В следующий раз мы познакомимся с купеческими зданиями нашего города.

Продолжение статьи