Мастер-класс для педагогов дошкольного образования "Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ"

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: ОВЗ, здоровьесберегающая технология, кинезиалогия, кенизиологические упражнения


Программа проведения мастер-класса

Уважаемые коллеги, сегодня мне бы хотелось познакомить вас (или напомнить) с современной здоровьесберегающей технологией – кенизиология и помочь усвоить применение кенизиологических упражнений в развитии интеллектуальных способностей детей с ОВЗ. Хотя безусловно данная технология будет полезна и нормативным детям и даже педагогам.

Перед нами, перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными речевыми, психологическими нарушениями, трудностями в адаптации. Но мы сегодня не будем анализировать причины, которые приводят к трудностям в обучении, а поговорим о некоторых способах их преодоления

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а определенной подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, возможно какого-то творческого подхода к решению возникающих проблем. Именно поэтому я решила вспомнить о такой технологии, науки, как кенизиология.

Что же такое кинезиалогия?

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Т.е. это своеобразная гимнастика для мозга. Мы все с детьми занимаемся ежедневно гимнастикой для тела на занятиях по физкультуре, утром перед своими занятиями, занимаемся артикуляционной гимнастикой, так почему бы нам еще не включить в сою образовательную деятельность гимнастику для мозга.

Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушариев. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.

Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся тестом Павлова.

Попрошу выйти 4 человека,  которые желают определить свое доминирующее полушарие.

Необходимо разложить карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Существует два варианта выполнения данного теста.

- Если Вы разложили карточки по 1 варианту (1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца». 2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать». 3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя»),то у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту (1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя». 2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья». 3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть»), то у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое т.е. осуществлять межполушарное взаимодействие.

Очень часто дошкольники сталкиваются со сложностями усвоения учебной программы. Нередко причинами неудач могут оказаться вовсе не лень, отсутствие мотивации или ответственности. Истоки возможны более глубокие, связанные со сложными процессами, протекающими в структурах головного мозга. Речь идет о возможности передачи информации из одного полушария в другое - межполушарном взаимодействии.

Но в этом ли причина? Ответить на этот вопрос поможет несложный тест.

Ребенок держит ведущую руку на пояснице. Педагог касается твердый предметом (кисточкой, карандашом, тыльной стороной ручки и т. п.) в хаотичном порядке фаланг пальцев руки, не задействуя при этом большой палец. Испытуемый должен показать большим пальцем свободной руки, какая фаланга какого пальца была задета.

Интерпретация результатов: более 30% неправильных ответов - сложности межполушарного взаимодействия присутствуют. Значит, кенизиологические упражнения, о которых я расскажу позже, для такого ребенка будут наиболее эффективны. Но безусловно, что для детей, которые покажут положительные результаты данного теста (дадут менее 30% неправильных ответов), эти упражнения будут тоже полезны, не навредят, а будут способствовать дальнейшему интеллектуальному развитию и облегчать процесс обучения.

Кенизиологические упражнения, игры могут использоваться на занятиях как подгрупповых, так и на индивидуальных. Их могут применять   специалисты, воспитатели, музыкальные работники, инструкторы по физической культуре в виде физкультминуток, пальчиковых игр, элементов самомассажа в процессе НОД.

Прежде чем перейти к непосредственному описанию этих упражнений, я хотела бы остановиться на некоторых условиях их эффективного использования.

 Кинезиологические упражнения должны проводиться в доброжелательной обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребёнка.

Необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическими упражнениями, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда дошкольникам предстоит умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, кинезиологические упражнения рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия, должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, с выполнением каких либо точных действий (занятие по развитию математических представлений) следовательно, с работой левого полушария и дискретного восприятия, может быть прервана выполнением специальных упражнений.

Описание кинезиологических методов и упражнений

Теперь мне бы хотелось перейти к непосредственному описанию некоторых кинезиологических упражнений. Их достаточно много, и не все просты в использовании. Я постараюсь остановиться на упражнениях, которые несложно объяснить детям и которые легко осуществить на практике. И если вы не против, то давайте некоторые из упражнений вместе прорабатывать.

Кинезиологические методы включают в себя:

1. Упражнения по развитию мелкой моторики рук необходимы детям, чтобы стимулировать речевые зоны головного мозга.

2. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (некотролируемая мышечная вялость).

3. Дыхательные упражнения  развивают самоконтроль и произвольность.

4. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, укрепить глазные мышцы. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие

5. Телесные упражнения снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

6. Массаж и самомассаж о благотворно воздействует на биологические активные точки

7. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

 Еще раз повторюсь, что основная цель кинезиологических упражнений заключаются в установлении и укреплении связей между полушариями головного мозга, они "учат" их работать одновременно. Параллельно развивается мелкая моторика, графомоторные навыки, речь и все основные познавательные психические процессы (внимание, мышление, память).

Эти упражнения можно использовать  для подготовки к тому или другому виду деятельности. Их можно использовать как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями в качестве организующего звена, которое настраивает детский организм на плодотворную работу.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  1. Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
  2. «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
  3. «Здравствуй» - пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
  4. «Зайчик – кольцо». Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую: а) пальцы— в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
  5. «Дом-ежик-замок»

Растяжки

1. “Снеговик”

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко присаживается и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. “Дерево”

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

3. “Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

Дыхательные упражнения

«Свеча»

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Ныряльщик”

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

“Дыхание”

Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.

И. п. - о. с.

1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;

2 – плавный выдох через нос.

Телесные упражнения

1. «Ухо – нос» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

2. “Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

3. «Колено – локоть»

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

4. «Винни Пух». Одна рука гладит себя по животу по часовой стрелке, а другой горизонтально поднимать и опускать над головой, слегка задевая голову. Затем меняем руки.

Глазодвигательные упражнения

1. “Горизонтальная восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.

2. “Глаз – путешественник”

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный педагогам.

3. “Глазки”

Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

4. “Глазки”

Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

Кинезиологические упражнения «оживляют» и оптимизируют образовательный процесс, снижают утомляемость детей.

При использовании кинезиологических методов повышается стрессоустойчивость организма, работоспособность. Улучшается мыслительная деятельность. Повышается уровень развития памяти, внимания, речи, пространственных представлений, зрительно-моторной координации,   совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. В результате повышается и уровень эмоционального благополучия ребенка.

Методы кинезиологии положительно влияют как на здоровых детей, так и на детей с нарушениями в развитии.

Занятия с применением кинезиологических упражнений хорошо помогают в предшкольной подготовке с детьми подготовительной группы.

Методы кинезиологии совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, способствуют развитию у детей таких качеств как ловкость, гибкость, выносливость. Постепенно приучают ребенка выдерживать нагрузки, проявлять волю.

Так, при наименьших затратах достигается положительная динамика в развитии интеллектуальных способностей детей через движение.

Презентация