Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Логопедия

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: ОВЗ


«Школа и семья – два важнейших образовательных института,
которые изначально призваны дополнять друг друга,
сотрудничать и взаимодействовать между собой»

В.А.Сухомлинский

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок рос здоровым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, но мало кто задумывается о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка, которая сопровождает каждого, в течение жизни.

К сожалению, с каждым годом увеличивается число детей, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные условия. Поэтому залогом успешности коррекционной деятельности является работа всех участников коррекционно-образовательного процесса – педагогов, родителей и других членов семьи. Однако, мы  очень часто замечаем, что родители не хотят уделять должного внимания работе со своими детьми.

Взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ является одной из важнейших и сложных сторон деятельности учителя - логопеда. В современных условиях актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Необходимо так выстроить совместную деятельность с современными родителями, чтобы самым незаинтересованным и  очень «занятым» родителям захотелось принять участие в жизни своего ребенка.

Причины, вызывающие речевые нарушения, множественны. Решить их быстро невозможно. Речевые проблемы вызывают трудности усвоения школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении. К детям с ОВЗ нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима своевременная, квалифицированная, а главное - систематическая помощь учителей и родителей. Одно из главных условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. В силу большой подражательности ребёнок повторяет за взрослыми не только правильные, но и ошибочные формы слов, стиль общения в целом. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи взрослых. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства для развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Мы ищем новые формы работы с родителями, но и не оставляем прежние, проверенные на личном опыте:

Беседа-консультация - позволяет быстро установить контакт с родителями;

  • 1-й этап - на этом этапе, педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: «Ваш ребенок лучше всех».
  • 2-й этап - учитель-логопед сообщает об успехах  ребенка.
  • 3-й этап - на данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегами и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.
  • 4-й этап - на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Домашние задания. Каждый логопед предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе по автоматизации звука,  занимаясь по индивидуальным заданиям. Так они могут проследить систему и динамику обучения.   

Анкетирование (Приложение 1), даёт возможность проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к речевому дефекту ребёнка, их педагогическую осведомленность;

Родительские собрания, помогают нацелить родителей на помощь ребёнку; подводятся итоги проделанной работы, освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений;

Наглядная информация - это информационные стенды, статьи в уголках для родителей, памятки и буклеты с различной информацией

День открытых дверей. Даёт возможность родителям посетить образовательную организацию и понаблюдать  организованную образовательную деятельность. Мы стараемся проводить интегрированные мероприятия, на которых родители могут увидеть разные виды коррекционной работы, порадоваться достижениями своего ребёнка, обратить внимание на проблемы и пробелы в знаниях своих детей.

Таким образом, данный вид работы считаю перспективным средством дополнительных возможностей коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушение речи и их родителями. В процессе такого сочетания ребёнок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи — необходимое условие полноценного речевого развития школьников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Повышение педагогической культуры родителей — основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Благодарим за сотрудничество!

Библиографический список

  1. Баранова, Г.А. Подготовка учителя-логопеда к использованию логопедических технологий в процессе повышения квалификации [Текст] / Г.А. Баранова // В сборнике статей Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии нового тысячелетия». В 2 ч. Ч.1. – Уфа: АЭТЕРНА, 2016.
  2. Бачина О.В., Самородова Л.Н., «Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи». – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Данилина Т.А., Стёпина Н.М. «Социальное партнёрство педагогов, детей, родителей». - М «Айрис дидактика», 2004
  4. Дементьева Н.Ф. «Социальная работа с семьёй, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями», - М. Институт социальной работы, 1996.
  5. Ишимова О.А. «Логопедическая работа в школе». - М. «Просвещение», 2012.