Методические аспекты применения фанфиков на уроках литературы в системе среднего профессионального образования

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Классы: 10, 11

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, фанфикшн-текст , фанфик , фанфикшн , классическая литература


Книга, которая хорошо написана,
всегда кажется мне слишком короткой.

Джейн Остин

Уверены, что многие из нас сталкивались с ситуацией, когда после прочтения художественного произведения мы вновь желали погрузиться в его увлекательный мир. Вероятно, эта потребность стоит у истоков такого жанра сетевой литературы как фанфикшн – произведения, созданного по мотивам литературных произведений, кинофильмов, компьютерных игр, комиксов и т.д.

По своей сути фанфикшн, или фанфик (жарг.) – хорошо забытое старое. Еще многие годы назад учителя предлагали ученикам написать послание к герою произведения, переписать текст так, будто второстепенный персонаж стал главным, пофантазировать, что бы мы сказали при встрече герою, который сошел со страниц художественного произведения и т.п.

На современном этапе фикрайтерство – написание текстов, дополняющих уже написанное – становится объектом научных исследований как литературный феномен и как мощное средство мотивации обучающихся к прочтению классических произведений.

Актуальность обращения к теме исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми к литературному развитию обучающихся. Н.Д. Молдавской разработаны критерии литературного развития, в соответствии с которыми студенты должны уметь аргументировано выражать свое мнение, обладать эстетическим вкусом, быть способными интерпретировать художественные произведения, критически относиться к прочитанному, осознавать значимость художественных произведений как объективной культурной ценности [5]. Ключевую роль здесь играет чтение как «важнейший способ освоения научного, профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой информации, содержащейся в печатных и электронных книгах, журналах, газетах, различных документах, интернет-ресурсах, и первый по значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопленных человечеством» [1, с.2].

В то же время преподаватели «обращают внимание на усиливающуюся языковую деградацию» современных студентов [1, с.4]. Это общемировая проблема, которая в России проявляется преимущественно в подростковой среде. Это подтверждают результаты международных исследований в сфере образования: в возрастной группе детей 9-10 лет российские школьники занимают лидирующие позиции по чтению и пониманию текста, но уже к 15 годам опускаются в середину рейтинга [1, с.4].

Как представляется, разрешение обозначенного противоречия между высокими требованиями к уровню литературного развития и усиливающейся языковой деградацией студентов лежит в области применения методических подходов к организации образовательного процесса на уроках литературы.

Новизна настоящей работы заключается в систематизации научных представлений о методических аспектах применения произведений, созданных по мотивам исходного текста. Нами были проанализированы образовательные программы и опыт профессиональной деятельности российских учителей словесности, ведущих интенсивный поиск методов, приемов и средств обучения, направленных на повышение интереса обучающихся к литературе. В рамках исследования создан шаблон-памятка с рекомендациями по написанию фанфикшн-текстов на уроках литературы.

Практическая ценность исследования состоит в том, что подобранный и структурированный материал может лечь в основу методических рекомендаций, адресованных педагогам, преподающим литературу в старших классах общеобразовательной школы и на первом и втором курсах профессиональных образовательных организаций.

Е.М.Четина, исследующая креативные практики на виртуальных платформах, определяет фанфикшн как «литературные произведения, написанные по мотивам исходного текста» [9, с. 96]. Бытующие в сетевой среде продукты словесного творчества получили свое наименование от английских слов fan – поклонник и fiction – вымысел, художественная литература. Автор кандидатской диссертации К.А.Прасолова, проанализировавшая литературный процесс конца XX – начала XXI века, убеждена в том, что фанфикшн есть не что иное, как конвергенция, поскольку в новом продукте, каковым является произведение, интегрировано несколько текстов: «это попытка создать из заранее предложенных составных частей, обогащенных новым, привнесенным смыслом, индивидуальный канон произведения-источника» [5, с. 13].

Автор пособия для учителей «Уроки литературы. 8 класс» В.Ф.Чертов просит словесников учитывать тот факт, что современные обучающиеся иначе интерпретируют классическое произведение [9]. Кроме того, в большей мере их интересуют стилизация и пародия, которыми на данный момент пропитаны компьютерные игры, фильмы и сериалы, современная литература и прочее. Судя по популярности, которую приобрело создание сетевого контента, молодежь с удовольствием читает подобные тексты и публикует собственные. Проводя много времени в Интернете, молодые люди посещают форумы, связанные с фанфикшн-литературой, участвуют в создании и обсуждении фанфиков [8, с. 14]. Данные обстоятельства целесообразно учитывать педагогу при выборе образовательных технологий, соответствующих интересам учащихся [8, с. 14].

В программе по предметной линии учебников, изданных под редакцией В.Я.Коровиной, приводится пример организации «беседы-дискуссии о роли книги в современной жизни» [2, с. 40]. В.Я.Коровина предлагает учащимся на основе рассказа Ф.И.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» сопоставить «функции мифологических образов в классической и современной литературе» [2, с. 152] и организует «чтение фрагментов из произведений современной драматургии» [2, с. 209].

В «Программе по литературе для образовательных учреждений (5–11 классы)», изданной под редакцией А.Г.Кутузова, отмечается, что изменение культурной парадигмы, прослеживаемой в произведениях классики в сопоставлении с постмодернистской литературой, целесообразнее решать в рамках историко-функционального подхода, «тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу [его] читательских интересов» [7, с. 4]. Преподаватель-словесник может предложить обучающимся «создание былины или баллады на современный сюжет» [7, с. 4]; при изучении драмы А.Н.Островского «Гроза» – обсудить, как раскрывается «тема греха и святости и ее современная интерпретация» [7, с. 40]. Как видно, в программе не употребляется понятие «фанфикшн», но разработчик характеризует именно эти процессы.

В «Программе по литературе для 5–11 классов общеобразовательной школы», составленной Г.С.Меркиным, уделено серьезное внимание изучению произведений классической литературы во взаимосвязи с современной. Для осмысления проблем, поднимаемых в произведениях начала XXI века, предлагаются к прочтению тексты В.Маканина, Л.Улицкой, Т.Толстой, В.Токаревой, В.Пелевина, Д.Пригова, Т.Кибирова и др. Идеей, интегрирующей прозу перечисленных авторов, становится «реминисцентность, интертекстуальность современной поэзии и прозы» [6, с. 148].

Авторы «Методических рекомендаций учителям-словесникам на 2018–2019 учебный год» М.Б.Багге, Ю.В.Малкова, С.В.Федоров считают интертекстуальные связи одной из характерных черт текстов-фанфикшн: в процессе их создания происходит опосредованный диалог с литературной традицией. Очевидно, что смена мировоззренческой парадигмы, девальвация норм и ценностей предшествующих столетий накладывают отпечаток на преподавание гуманитарных предметов. Авторы предлагают гибко реагировать на перемены и предлагать учащимся создавать творческие работы в разных жанрах. Это могут быть жанры, появившиеся в самое последнее время: фанфики, буктрейлеры и другие [3, с. 12].

Нам представляется, что использование на уроках литературы практики фикрайтерства (англ. fic-writer) имеет большой образовательный потенциал, который заключается в следующем:

  • Написание фанфикшн-текстов раскрывает творческие способности обучающихся и развивает креативность;
  • Для создания фанфика автор должен ознакомиться с текстом-первоисточником, что является мотивацией для прочтения произведения художественной литературы;
  • Фанфики мотивируют студентов повышать собственный уровень грамотности. На порталах, где размещаются фанфикшн-тексты, работают так называемые бета-ридеры, которые занимаются редактированием текстов. При желании любой автор может получить данный статус, однако для этого придется пройти специальный отбор, на котором претендент должен доказать, что он владеет всеми нормами русского литературного языка.

В кандидатской диссертации Ю.Л.Мокшиной [4] обобщен опыт использования фанфиков на уроках литературы в школах Калуги и Санкт-Петербурга. Автором исследования подготовлен межрегиональный проект «Территория творчества. Фанфикшн – сочинение для тех, кто не хочет расставаться с литературными героями». На начальном этапе проекта детей обучали алгоритму создания фанфиков на примере классических произведений. Учащиеся писали предысторию литературного первоисточника (приквел), его продолжение (сиквел), давали пояснения к развитию сюжетного действия на основе первичного текста (спин-офф), компилировали художественные миры (кроссовер). Ю.Л.Мокшина отмечает, что обучение органично согласовывалось с основным программным материалом, так как происходило на уроках «литературы, посвященных анализу классических произведений» [4, с. 97]. На следующем этапе обучающиеся в творческих лабораториях создавали совместный фанфикшн-текст. На третьем этапе, когда был накоплен достаточный опыт в написании текстов, устраивались командные соревнования. Создание вторичных текстов, уточняет Ю.Л.Мокшина, является инструментом, который «обеспечит вовлечение в чтение и активное творчество, придаст чтению эмоционально-ценностный смысл» [4, с. 93].

Проанализировав методические аспекты использования фанфиков на уроках литературы и ознакомившись с проведенными в этом направлении исследованиями, мы создали шаблон-памятку для использования на занятиях при ознакомлении студентов с правилами создания фанфикшн-текстов (Приложение А).

Таким образом, мы можем определить роль фанфиков на уроках литературы как связующего звена между современной и классической литературой, стимула к саморазвитию и раскрытию творческих возможностей студентов, а также основы для создания разнообразных форм работы.

Список литературы

  1. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р). Режим доступа http://static.government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf
  2. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я. Коровиной. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014. – 351 с.
  3. Методические рекомендации. О преподавании учебного предмета «Литература» в 2018-2019 учебном году / М.Б. Багге, Ю.В. Малкова, С.В. Федоров. – СПб.: Институт общего образования, 2018. – 17 с.
  4. Мокшина Ю.Л. Фанфикшн как инструмент приобщения современных школьников к чтению классической литературы: дисс. … канд. пед. наук. – СПб, 2018. – 455 с.
  5. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н.Д. Молдавская – М.: Просвещение, 1976. - 224 с.
  6. Прасолова К.А. Фанфикшн: литературный феномен конца XX – начала XXI века: творчество поклонников Дж. К. Ролинг: дисс. … канд. филологич. наук. – Калининград, 2009. – 261 с.
  7. Программа по литературе для 5 - 11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2014. – 200 с.
  8. Программа по литературе для образовательных учреждений (5 – 11 классы) / Под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2014. – 78 с.
  9. Уроки литературы. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / под ред. В.Ф. Чертова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2015. –256 с.
  10. Четина Е.М. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах // Вестник Пермского университета. – 2015. № 3. – с. 95-104.

Приложение А

Шаблон-памятка по созданию фанфикшн-текстов

1. Рассказ преподавателя о фанфике как жанре массовой литературы.

2. Объяснения и комментарии по созданию шапки фанфика (это необходимо для того, чтобы избежать нарушения авторских прав).

Шапка фанфика:

  • Название текста;
  • Имя автора;
  • Имя бета-ридера (человека, который редактирует фанфик в соответствии с нормами русского литературного языка);
  • Рейтинг (соответствие содержания фанфика определенным возрастным группам);
  • Саммари – краткий обзор ключевых идей, самая суть фанфикшн-текста;
  • Фэндом (книга-первоисточник).

3. Знакомство с двумя-тремя примерами фанфикшн-текстов, написанных на основе классических произведений.

4. Описание приёмов написания фанфиков: создание предыстории главного или второстепенного героя, продолжение оригинального произведения (continuation), альтернативная развязка, пародия, повествование от первого лица одного из героев (POV – Point of view), описание приключений героев в других вселенных, в мире, созданном кем-то другим (profic), встреча с персонажем в наши дни, «переплетение» нескольких художественных произведений (сrossover), коллективное создание фанфика по частям (round robin) и т.п.

5. Определить объём и сроки выполнения работы.