Разработка урока "Электронные таблицы. Построение графиков и диаграмм", посвященная 75-летию Победы

Разделы: Информатика, Патриотическое воспитание


Цели урока:

образовательные:

  • закрепить знания об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel;
  • расширить представления учащихся о возможностях программы Excel;
  • научить строить и использовать диаграммы  в программе Excel

развивающие:

  • развивать логическое мышление, память, умения выделять главное в изучаемом материале;
  • развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать: и т.д.
  • развить умения применять полученные знания для решения задач различного рода;

воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к знаниям, прививать интерес к информатике.
  • воспитывать творческий подход к работе;
  • развивать познавательный интерес, формировать информационную культуру.
  • воспитывать патриотические чувства.

Формировать УУД:

  • Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, осуществлять поиск и выделение необходимой информации; ее преобразование, знать основные объекты электронной таблицы и основные правила работы с ними.
  • Регулятивные УУД:, уметь самостоятельно контролировать своё время, планировать пути достижения цели; находить рациональные способы работы, анализировать и оценивать результаты деятельности своей и чужой работы.
  • Коммуникативные УУД: уметь определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем, уметь задавать вопросы; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками
  • Личностные УУД: уметь слушать и выделять главное, запоминать; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни, формировать интерес к изучению информатики через практические задания.

Формы организации педагогической деятельности:

  • Коллективная репродуктивная деятельность (фронтальный опрос, беседа)
  • Практическая работа.
  • Работа в группах
  • Индивидуальная работа.

Методы организации деятельности:

  • Беседа о войне, Победе, какой ценой она досталась нашей стране, нашему народу.
  • Использование наглядного материала (презентация)
  • Использование раздаточного материала (карточки с заданиями)

Используемые педагогические технологии (элементы):

  • Системно-деятельностный подход (определение видов графиков и диаграмм, их применение)
  • Здоровьеберегающие (чередование видов деятельности в течение урока)
  • Частично-поисковый (практическая работа)
  • Информационные (использование ИКТ)
  • Личностно-ориентированные (творческая работа)
  • Технология критического мышления (умение выдвигать гипотезы, умение оценивать работу одноклассников)

Оборудование:

  • персональный компьютер (ПК) учителя,
  • мультимедийный проектор, экран;
  • ПК учащихся.
  • презентация для сопровождения урока;
  • раздаточный материал.

Тип урока: Урок открытия и применения новых знаний

План урока

  1. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний. Повторение теоретического материала.
  2. Этап определения темы урока и постановки учебной задачи 
  3. Изучение нового материала. Назначение и применение графиков и диаграмм.
  4. Закрепление нового материала (групповая работа).
  5. Рефлексия. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
(С.Щипачёв. "22 июня 1941 года")

Наша страна пережила немало невзгод, лихих событий и тяжелых потрясений, но самым величайшим стала Великая Отечественная война. Война - это боль и кровь, страх и ужас, грязь и голод, свист пуль и взрывы снарядов. Это раны, сон в окопах, отсутствие необходимой одежды, это - Смерть...Но наш народ, наша Родина выстояли и победили! Скажите, сколько лет со дня Победы мы будем отмечать в это году? Да, совершенно верно - 75-летний юбилей великой Победы!

Мы живем в мирное , спокойное время, но за это спокойствие наша страна заплатила почти 27 миллионов жизней солдат, матросов, простых мужчин и женщин, стариков и детей.

Наш долг – не забывать об этом и помнить, что миллионы жителей нашей страны продемонстрировали невероятную силу духа, мужество и отвагу, смелость и отчаянную храбрость, шли на смерть, чтобы мы с вами жили счастливо и свободно!

Как вы думаете, почему мы сегодня будем говорить о войне и какая связь между войной, Победой и электронными таблицами?

Правильно, во время войны очень многое было связано с цифрами: с количеством погибших солдат и офицеров на полях сражений, используемого оружия - танков, пушек и самолетов, продуктов питания на человека, а также с временем и километрами. И проще всего работать с такой информацией, используя электронные таблицы.

1. Актуализация знаний 

Давайте вспомним основные понятия электронной таблицы, которые вы изучили на прошлых уроках.

Презентация

Ответы записать в индивидуальную карточку:

Правильные ответы (Слайд 2):

а) формула;

б) диаграмма;

в) ячейка;

г) строка;

д) столбец; 

е) выражение.

Молодцы! Я надеюсь, что все справились с данным заданием.

- Что такое Электронная таблица?

- Для чего используется Электронная таблица?

- Какую Электронную таблицу мы изучаем?

2. Этап определения темы урока и постановки учебной задачи

Мы с вами выяснили для чего используется программа Эксель. Однако в данной программе есть еще одна очень интересная функция, которая как и таблица позволяет лучше воспринимать сухие цифры. И даже ничего не зная о цифрах мы можем увидеть и понять, что больше, а что меньше, кто летает выше, а кто работает быстрее. Как вы думаете, о чем идет речь?  Конечно же о диаграммах. Давайте сформулируем тему нашего занятия.

"Построение диаграмм и графиков"

Записать тему в тетрадь.

Скоро пройдет 75 лет со времени Великой победы, война давно стала историей, но мы вновь и вновь возвращаемся к событиям тех лет. Ведь с каждым пройденным годом появляются новые факты о тех трагических событиях, появляется новая информация, становятся достоянием всего общества засекреченные данные.Для нас с вами это просто бездушные цифры, количество убитых, раненых, пропавших без вести... А если вдуматься и еще раз вспомнить о тех днях, прикоснуться к страницам истории, вспомнить основные вехи войны, используя для этих целей знания математики и информатики. Ведь порой цифры, графики и диаграммы говорят больше, чем слова.

3. Изучение нового материала

Посмотрите на таблицу:

Наименование

Разрушено фашистами в годы войны.

Количество городов  и поселков в СССР

1710

Села и деревни

70000

Заводы и фабрики

31850

Ребята, пользуясь этой таблицей можно сделать содержащуюся в ней информацию более наглядной и легко воспринимаемой.
Я хочу вас познакомить сегодня, как с помощью таблиц Excel  можно это сделать. А что же такое диаграмма?

Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения  нескольких величин или нескольких значений одной величины.

Excel предлагает на выбор из 14 типов диаграмм 70 видов. Умение строить диаграммы является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности специалиста.

Виды и назначение графиков и диаграмм:


Гистограмма – служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках (столбики располагаются вертикально);

Линейчатая – служит для сравнения нескольких величин (столбики располагаются горизонтально);

График – служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин

Круговая – служит для сравнения нескольких величин в одной точке

Кольцевая – аналогична круговой

Физминутка для снятия общего утомления. 2 мин

Ребята, встаньте и представьте себе, что вы приглашены на бал в царство диаграмм. Перед балом нужно привести себя в порядок. Потрите ладошки, до ощущения тепла и сделайте маску своим глазкам, погрейте их – они от этого станут еще красивее и заблестят. Поставьте ладони с растопыренными пальчиками перед глазками и разводим кисти в противоположном направлении – влево, вправо. И так мы выглядим прекрасно. Пора на бал.

Вот в зал входят «Столбчатые» диаграммы – изображайте их – потянитесь из-зо всех сил вверх, чтобы почувствовать, как каждая мышца растягивается и отдыхает от напряжения. Вы похожи на столбчатые диаграммы.

А теперь в зал вошли линейные диаграммы – сделайте наклон вправо и хорошенько потянитесь, а затем влево и также потянитесь.

Вот проходят пышные дамы – конические диаграммы, девочки, изображайте, пышных дам, а с ними под руку идут их кавалеры - цилиндрические диаграммы. (Руки вверх, потянулись – вдох, руки вниз – выдох)

И вот бал начался, и все закружились в вальсе – руки на пояс – сделайте круговые обороты туловищем. Бал закончен. Садитесь на свои места

Продолжим нашу работу.

4. Закрепление нового материала

Работа в группах.

Группам раздаются карточки с готовыми цифрами и соответствующими вопросами.

Задание для 1 группы:

1. Прочитайте внимательно задание вашей группы: От Бреста до Москвы 1000 км. От Москвы до Берлина 1600 км. Всего? Это если по прямой. Вычислить время пути из Бреста до Берлина в часах (округляем до целого в большую сторону), если:

а) если добираться поездом, средняя скорость поезда 60 км/час.

б) самолетом, средняя скорость самолета 600 км/час.

в) пешком, средняя скорость человека 5 км/час.

А советский солдат прошел этот путь за 4 года. Сколько у вас получилось?

2. Создайте файл <Задание_ 1 группа.xls>;

3. Заполните таблицу, постройте диаграмму (если испытываете затруднения, воспользуйтесь инструкцией). Сделайте вывод

Задание для 2 группы:

1. Прочитайте внимательно задание вашей группы:26,6 миллионов погибших в ВОВ. Вдумайтесь в эту цифру 26 миллионов на 2600 км.

Вычислите сколько убитых :

а) на 1 км.

б) на каждый метр земли.

в) сколько убитых за 1 день, за 1 час, за 1 мин если война длилась 1418 дней

Потери Советского Союза: военнослужащих - 11,2 млн.

Общие демографические потери народов СССР (включающие мирное население) – 26,6 млн. человек;

Потери Германских военных - 4,5 млн.

Общие демографические потери Германии и ее сателлитов – 11,8 млн. человек

2. Советский Союз(млн. чел) Германия(млн. чел) Военнослужащие Общие потери

3. На рабочем столе создайте файл <Задание_ 2 группа.xls>;

4. По данным из карточки заполните таблицы, выполните расчеты, Постройте сравнительную диаграмму потерь по СССР и Германии (если испытываете затруднения, воспользуйтесь инструкцией). Сделайте выводы по полученным данным

Задание для 3 группы:

1. Прочитайте внимательно задание для вашей группы. В 1942 году произошло величайшее сражение в истории человечества. Несколько миллионов человек участвовало одновременно в данной битве. К началу Сталинградской битвы обе Армии насчитывали: Советская Армия - 6600 тысяч, а немецкая на 1300 тыс. больше. орудий у СССР было 105500 единиц, а у Германии в 2 раза меньше. Танков У СССР было больше на 4350 ед. чем у Германии, которая имела 49750 единиц техники. Самолетов у СССР было 10200 единиц, что на 850 единиц меньше чем у немцев.

2. На рабочем столе создайте файл <Задание для 3 группы.xls>;

3. По имеющимся данным проведите расчеты и заполните таблицу. Постройте диаграмму, отражающую соотношение сил армии СССР и Германии (если испытываете затруднения, воспользуйтесь инструкцией). Сделайте выводы по полученным данным

5. Рефлексия

- Что нового мы узнали на уроке? Ответы учащихся.

- Поднимите две руки, кому было очень интересно на уроке, одну - просто необычно, если вообще не интересно, можете руки не поднимать.

- Что вам понравилось на уроке? Ответы учащихся.

- Какие затруднения вы испытывали?

- Как вы думаете, могут новые знания, полученные сегодня на уроке пригодиться нам в жизни? Ответы учащихся.

Горит свеча.

Конечно, в рамках одного урока невозможно охватить то огромное количество информации (дат, чисел, событий) о Великой Отечественной войне, но вы сегодня взглянули на это событие с другой стороны. Задумывались ли вы когда-нибудь о войне с этой позиции.

Говорят «сухие расчеты», «черствые цифры», а сколько за ними скрывается горя, страданий, сколько убитых, пропавших без вести, сколько не родившихся детей, покалеченных судеб.

Мы сегодня, выполнили не сложные математические операции и построения, но ваша работа подняла на поверхность страшную правду: буквально каждый клочок земли от Бреста до Берлина обагрен человеческой кровью. На каждый метр земли приходится 15 убитых. Каждую минуту умирали 10 человек, причем не только в результате военных действий, умирали от голода и холода дети, старики, женщины.

Наши земляки, ценой своей собственной жизни освободили Родину от фашистских захватчиков и внесли свой вклад в победу. Нам есть о чем задуматься и есть чем гордиться. Вы сегодня научились создавать диаграммы. Результатом работы стали выполненные вами задания.

6. Домашнее задание

Выучить определения, уметь различать виды диаграмм. Построить дома круговую диаграмму на тему "Здоровье человека".

Великая Отечественная война длилась долгих четыре года. Сколько лишений они испытали на своем пути, сколько боли и страданий, погибших товарищей, соженных деревень и разоренных городов Сколько дорог должны были пройти, проползти, проплыть наши солдаты, чтобы достичь Берлина, завоевать долгожданную Победу, принести мир на нашу землю, для своей Родине. Сколько мы узнали нового со времени окончания войны, но не все тайны еще раскрыты, не все цифры названы, не все подсчитано. Мы можем лишь надеяться, что все тайное станет явным...

- Спасибо за сотрудничество. Урок окончен, до свидания.