Как построить работу с неблагополучной семьёй

Разделы: Социальная педагогика

Ключевые слова: неблагополучная семья


«Это невозможно!» - сказала Причина.
«Это безрассудно!» - заметил опыт.
«Это бесполезно!» - отозвалась гордость.
«Попробуй…» - шепнула мечта.

Мечта, я уверена, что мечтают все люди, особенно подростки и не важно в какой семье они воспитываются в благополучной  или  асоциальной, у каждого мечта своя. Для достижения цели, построения жизненного пути необходима помощь семьи, близких людей, так как подростковый возраст – самый сложный период жизни.

Но жизнь все расставляет на свои места, кто-то смело идет к своей мечте, у кого-то получается мелкими шагами, а у кого-то мечта остается недосягаемой, но думаю ни кто не мечтает о неблагополучии, о болезнях и т.д.

Родители в благополучных семьях передают своим детям стремление к познаниям, творчеству самосовершенствованию и радости.

Особые трудности испытывают подростки из неблагополучных семей. Ежедневно сталкиваюсь с родителями страдающими алкогольной зависимостью, наркоманией, низким уровнем педагогической грамотностью, конфликтностью. В таких семьях ребенок не может сформировать позитивную модель будущего, так как испытывает материальные трудности, затруднения в общении со сверстниками, у таких ребят нет мотивации к получению образования, то есть неблагополучные семьи не могут подарить ребенку радостные событии, нет передачи духовных ценностей. Поэтому как дети, так и семьи нуждаются в помощи педагогов, психологов. Большую работу с такими семьями осуществляет социальный педагог.

К великому сожалению и во внешне благополучных семьях существует большое количество проблем. Когда не в полной мере используется воспитательный потенциал семьи.

С чего необходимо начинать работу, как помочь подростку поставить перед собой цель, выстроить путь, достигнуть мечты.

Для этого необходимо наладить контакт с законными представителями подростка. И приступить к изучению микроклимата в семье, их взаимоотношения, материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия, стилей воспитания. Так как понимаем, что от применения стилей семейного воспитания мы получаем готовую личность.

Применяя авторитарный стиль семейного воспитания получим то, что активные и сильные подростки начнут бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивными, могут сбегать из дома. Робкие и неуверенные в себе подростки с заниженной самооценкой, наоборот, привыкнут во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будут полагаться на родителей.

При либеральном стиле семейного воспитания - ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам.

При хаотическом стиле семейного воспитания – дети вырастают неуверенные, импульсивные, тревожные, агрессивные, неуправляемые, социальная дезадаптация имеет низкий уровень самоконтроля, не развито чувство ответственности за себя и других людей. Ребенок будет отличаться незрелостью суждений.

При гиперопекаемом стиле воспитания с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости, с другой стороны – к формированию у ребенка тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости появляется беспомощность, инфантильность, неуверенность в себе, тревожность, плаксивость.

При авторитетном стиле - дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки. Хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой. Активные, любознательные, умеющий контролировать свои желания.

Нужно стараться проводить анализ посещений семей каждый год, обобщать результаты выявлять положительное и отрицательное стороны воспитания, ставить задачи для дальнейшей работы. Путем проведения  анкеты, можно проследить динамику улучшения или ухудшения положения в семье.

1. Что Вас радует в поведении Вашего ребенка?

2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?

3. Что, по Вашему мнению, чем можно объяснить отклонение (если таковое есть) в поведении ребенка?

4. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на родительских собраниях?

5. Каковы Ваши пожелания по улучшению работы педагогов? Обобщение ответов помогает составить общее представление о том, как они понимают задачи воспитания, знают ли своего ребенка, умеют ли анализировать причины отклонений в его поведении и корректировать их.

Изучив микроклимат в семье переходим к диагностике причин неблагополучия в семье.

Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности специалиста, на котором основывается система помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: последовательности, комплексности, объективности, достаточности.

В качестве диагностики мы можем использовать: посещение на дому, консультации, беседы, анкетирование, опросили анализ информации о семье из документов, а так же использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики).

Использование методик:

- Проективные методики – «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Моя семья» и др.

- Гиссенский личностный опросник – учитывает социальные установки и реакции, это делает его пригодным не только для исследования личности, но также для анализа социальных отношений, особенно межличностных отношений в малых группах;

- Семейная социограмма (Э.Г.Эйдемиллер), являясь методом экспресс диагностики семейных взаимоотношений и особенностей коммуникативной сферы семьи, также может помочь выявить уровень самооценки членов семьи.

- Метод «Незаконченные предложения» существует в большом количестве вариантов, вариант разработанный Л.Саксом и В.Леви помогает выявить систему личностных отношений, отношений испытуемого к своему прошлому и будущему, систему отношений к семье, затрагивает взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Обработав результаты социально-педагогической  и психологической диагностики, необходимо  подвести итоги. Определить основные причины семейного неблагополучия.

Проанализировав причины, необходимо определить формы и методы работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и пути их реализации. Затем идет этап работы с семьей социальная помощь включает три основы: индивидуальная, групповая и фронтальная – это может быть консультирование, дискуссия, в процессе которых происходит ориентирование детей и подростков на воспитание культуры семейных отношений, по индивидуальным и возрастным особенностям психического развития с целью коррекции отклонений от нормы семейного благополучия. Основная цель консультационной работы – актуализировать внутренние ресурсы семьи, откорректировать отношения к ребенку, так же актуальными остаются и индивидуальные беседы и консультации. Продолжается отслеживание динамики, реализация плана, коррекция.

Каким может быть самый явный результат положительной динами работы социального педагога? Это, прежде всего улучшение успеваемости ребенка, снижение пропусков уроков, поднятое эмоциональное настроение, поставленная цель в жизни, созданная мечта и составлен поэтапный план достижения.