Формирование мотивации обучения на уроках химии

Разделы: Химия


В настоящее время наблюдается отрицательное отношение школьников к учению вообще, и к изучению химии, в частности, поэтому есть необходимость применять различные приемы для повышения мотивации к обучению этим предметам.

Мотивация – устойчивый познавательный процесс обучающихся. Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя. Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Эта проблема считается актуальной для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.

Условия развития мотивации учебной деятельности школьников:

  • признание учащегося субъектом образовательного процесса;
  • формулирование образовательных целей в соответствии с личностными особенностями школьников, создание ситуаций, стимулирующих мотивы саморазвития, самоактуализации, самовоспитания, самообразования школьника;
  • создание позитивного эмоционального фона образовательной деятельности;
  • осуществление оперативного, объективного контроля и организация самоконтроля эффективности развития школьников в процессе интерактивного взаимодействия; обеспечение полноценной, позитивной обратной связи.

Повысить эффективность обучения химии позволяет модульное обучение. Цель таких урока – научить детей самостоятельно получать знания, удовлетворить образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его способностями, интересами, возможностями; развивать интеллект, самостоятельность, коллективизм, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью, мотивационно управлять учением.

Методы технологии:

  • метод самостоятельной работы с учебником и дидактическими карточками;
  • частично-поисковые и проблемные методы;
  • метод опорных сигналов и т.п.

Формы работы:

  • лекция;
  • семинар;
  • консультация;
  • зачёт и т.п.;
  • уроки-практикумы.

Различные виды организации деятельности:

  • самостоятельные работы с различным прикладным содержанием;
  • экспериментальные задания;
  • самоконтроль;
  • дифференцированные контрольно-зачетные работы и др.

Обучая детей химии в течение долгих лет, я пришла к выводу, что в преподавании химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.

Для решения этих задач применяю метод проектов. На учебных проектах я учу проектировать свою будущую жизнь, формируется творческое мышление учащихся, активная жизненная позиция, развивается способность находить нестандартные решения проблемных вопросов, ребята учатся работать с информацией.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся, на мой взгляд, наиболее эффективный способ достижения качественного обучения, но вместе с тем мотивирует ребят. Качественно выполненные проекты учащиеся способны выполнять на старшей ступени обучения, но подготовительную работу я начинаю с 8 класса. На уроках химии в 8 классах мы разрабатываем в основном проекты-презентации, которые очень удобны в использовании на уроках при изучении новой темы или повторении.

Я, как учитель, уверена, что какой-либо один метод не даёт возможности использовать все способности учеников. Но, именно исследовательский метод, позволяет превратить ребёнка в активного участника совместной деятельности. Помня правило: «Бесталантных нет, а есть занятые не своим делом», надо иметь в виду, что использование исследовательского метода даёт возможность не только успевающим, но и немотивированным ученикам использовать свои сильные стороны.

Так в курсе химии за 8 класс некоторые темы можно определить под проект. Например, урок «Атомно-молекулярное учение в химии и его значение», «Первые шаги классификации химических элементов», «Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева», «Состав воздуха. Горение и медленное окисление», «Тепловые эффекты химических реакций. Расчеты по термохимическим уравнениям» и некоторые другие темы. Идет сначала подготовительная работа с учащимися. Теоретический материал оформляется как мини научная работа с обозначением целей, актуальности, задач, ожидаемых результатов.

Я знакомлю учеников с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:

  • в проекте должна быть решена какая-либо проблема;
  • проводится исследовательская работа;
  • проект выполняется самостоятельно учащимися;
  • учитель выполняет роль консультанта;
  • результаты проекта должны иметь практическую значимость;
  • в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.

Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции:

1) требования к проекту;

2) методические рекомендации, памятки – как правильно оформить проект;

3) шкала баллов оценивания проекта.

Для проектной деятельности на уроках химии используются следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках-обобщениях или при изучении нового материала.

Принятие нового ФГОС НОО - признание системно-деятельностного подхода в преподавании как основы для построения содержания, способов и форм. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания.

Так при изучении темы «Кислоты» я не сообщаю тему урока, а, используя различные приёмы, добиваюсь от учеников самостоятельной формулировки темы. Представляю презентацию, дети смотрят на экран. Какие ассоциации вызывает у вас эта картинка? Почему лимон кислый? Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока. Ученики сами формулируют тему урока: “КИСЛОТЫ”.

Прочтение интересных фактов.

На уроке в 8 классе тему «Соли», начинаю со слов: «На предыдущих уроках мы с вами изучали класс оксидов, оснований, кислот. Теперь пришла очередь познакомиться с другим классом веществ. И чтобы узнать, как называется этот класс веществ, прочтите некоторые интересные факты».

- Это вещество входит в состав крови человека.

- Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом.

- За пять плиток этого вещества в Эфиопии можно было купить раба.

- Оно содержится в Мировом океане. - Из него в Боливии строят отели.

- Наши предки встречали гостей в знак дружбы хлебом и … (солью).

Загадки.

Изучение темы «Алюминий» начинаю с загадки, в которой зашифрована тема урока. Удельный вес его так мал, что стал крылатым тот металл. Во все детали входит он, являясь важной составной. Вы металл этот найдѐте: в ложке, кружке, самолете. Нужен легонький металл, чтобы самолет летал. Ученики отгадывают загадку и определяют тему урока

При изучении химии очень часто использую ставится проблемные задачи, в зависимости от темы на уроке при изучении конкретного вопроса. Например, при изучении темы « Основания» привожу рассказ учителя химии послевоенных лет, В.С.Полосина своим ученикам: «Работая в московской школе учителем химии во время зимних каникул мне пришлось поехать в Рязань. Было тяжелое послевоенное время, разруха. Народ залечивал тяжелые послевоенные травмы в экономике страны. Нелегко было достать мыло и кое-кто стал варить его домашним способом, для чего требовался каустик (едкий натр). Случай в вагоне: внутри почувствовалось какое-то напряжение, слышались разговоры, крики. И вдруг я заметил, как по полу что-то потекло. Люди ходили по ней в валенках, залезали на полки, куда на сапогах заносили подозреваемую жидкость, пачкали ею одежду. Через некоторое время у одного мужчины развалились валенки, у другого пришли в негодность подошвы. Я сразу догадался в чем тут дело, когда обратил внимание на губительное действие раствора на шерсть. Рядом сидела женщина и очень волновалась, т.к. из ее большого алюминиевого бидона вытекала жидкость». Что это за жидкость?

Например, в газете «Известия» от 17мая 1995 года была опубликована заметка «Жвачка без сахара»: «Сахарозаменитель ксилитол, получаемый из берёзы и известный у нас как ксилит, содержится во многих фруктах, в скорлупе миндаля. Финские и американские врачи провели исследования большого количества детей в одном из государств Центральной Америки, продолжавшиеся более трёх лет. Учителя давали детям жвачку с ксилитом. Чем дольше её держишь во рту, тем лучше для зубов. Уменьшается вредный налёт на зубах, во рту восстанавливается нормальное кислотно-щелочное равновесие. Ксилитол усиливает механизмы иммунной защиты полости рта. В итоге уменьшается количество стрептококков, способствующих появлению кариеса, в слюне возрастает содержание кальция».

Прочитав заметку, на первый взгляд всё кажется прекрасным: жуй жвачку с ксилитом – сохранишь здоровые зубы. Но учащиеся знают из биологии и органической химии, что если жевать резинку в перерывах между едой, то желудок работает вхолостую и переваривает собственные стенки. Кроме того, есть жевательная резинка, которая содержит бутадиенстирольный каучук, не разрешённый к применению в пищевых продуктах.

Постепенно вырисовывается проблема: как же быть? И далее вместе с учителем учащиеся пробуют решить её, выработав следующие рекомендации: жевать резинку необходимо только после еды; быть внимательным к экспертизе данного продукта, не употреблять вредных для здоровья жевательных резинок.

«Почему запасы атмосферного кислорода остаются на постоянном уровне (21% по объёму), не смотря на огромный расход этого вещества в различных процессах (дыхание, горение)? Используя сведения о кислороде, полученные на уроках биологии и химии, учащиеся приходят к выводу о том, что постоянное содержание кислорода в атмосфере является следствием равновесия двух процессов противоположных по действию, так как продукты одного процесса служат исходными веществами для другого, это окисление (дыхание, горение) и фотосинтез.

«Урок - клеточка педагогического процесса». В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть в педагогики концентрируется уроке.

В наших кабинетах оборудованы мультимедийные доски и мы уже давно работаем с применением их на каждом уроке. Я имею возможность широко использовать презентации, просмотр видеофильмов и фрагменатов, имеются обучающие программы, используем образовательные сайты по подготовке к ЕГЭ, все это увеличивает темп урока. Все важные этапы урока зафиксированы н слайдах заранее, поэтому мне не приходится отнимать время на уроке на записи на доске. Достоинством этого оборудования считаю наличие необходимой информации перед глазами детей. А также возвращение пи необходимости на любом этапе урока, а у детей работает 2 вида памяти: (визуальная и слуховая), что способствует лучшему усвоению знаний.

Образовательный стандарт ориентирует учителя химии на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной работе. Почему самостоятельной ? Да потому, что скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Но известно, что каждый ученик индивидуален, развивается по своему, со своими природными способностями, со своим темпом работы. Разрыв в уровне развития сильных и слабых учеников очень велик, даже скорость чтения в 15-20 раз отличается. Решать данную проблему позволяет технология уровневого обучения. Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания.

Первый уровень можно назвать, минимальным. Выполнение учащихся заданий этого уровня отвечает минимальным установкам образовательного стандарта. Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание), выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, многократно разобранные ранее задачи, то на выполнение таких заданий они получают отметку “3”.

Если учащиеся могут воспользоваться способом получения тех или иных фактов, ориентируясь на локальные признаки, присущие группам сходных объектов, и проводя соответствующий анализ этих фактов, решают задачи, которые можно расчленить на подзадачи с явно выраженным типом связи, они получают отметку “4”. Такой уровень овладения материалом и, соответственно, уровень заданий называется общим.

В любом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Они могут находить свой способ решения тех или иных задач, и ориентируются на глобальные признаки, отличающие широкие классы объектов и явлений, и при этом способны решать незнакомые, новые, нестандартные ситуации. Выполнение заданий такого уровня, называется продвинутым, оценивается отметкой “5”.

Рассмотрим, например, самостоятельную работу, разработанную для учащихся 8-го класса при изучении темы: «Виды химической связи и типы кристаллических решеток».

Самостоятельная работа 1

Вариант 1

Уровень 1 (базовый)

Выберите правильные ответы.

1. Ковалентная полярная связь в молекуле простых веществ, например, в молекуле хлора образуется:
а) между атомами металла и неметалла;
б) между разными атомами неметаллов;
в) между атомом серы и атомом хлора;
г) между одинаковыми атомами неметаллов;
д) за счет перехода электронов от одного атома к другому

2. Металлическая связь в металлах, железе образуется:
а) между атомом металла и неметалла;
б) между одинаковыми атомами неметаллов;
в) между атомом хлора и атомом металла;
г) между металлами;
д) за счет перехода электронов, общих для всех ионов металла.

Уровень 2 (хорошо)

3. Установите соответствие. Ответ запишите в виде 1-2-1.

Формула вещества

Вариант 1
1. С.
2. Fе
3. Zn
4. I2

Вариант 2
1. Н2
2. N2
3. С12
4. Si

 

Вид химической связи
1. Ковалентная неполярная
2. Металлическая

Типы кристаллической решетки
1. Молекулярная
2. Металлическая
3. Атомная

Уровень 3 (отлично)

4. Предскажите вид химической связи и тип кристаллической решетки по следующему описанию вещества:
- твердое при обычных условиях, имеет низкую температуру плавления и характерный запах;
- нерастворимо в воде, неэлектропроводно ;
- почти всегда твердое при обычных условиях, пластичное.
- имеет металлический блеск, хорошо проводит электрический ток

Таким образом, уровневую дифференциацию можно назвать верным шагом к тому, чтоб сделать ведение уроков химии интересным и в какой-то мере увлекательным для всех учащихся, тем самым, вовлекая их в образовательный процесс. Дифференцированный подход позволяет каждой личности самореализовываться, удовлетворять потребности каждого ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а также учит адекватно оценивать свои знания. Необходимо признать тот факт, что уровневая дифференциация, как метод улучшения качества получаемых знаний, дает существенные результаты, а главным положительным итогом дифференцированного подхода к обучению учащихся на уроках химии является рост познавательного интереса к предмету.

Обучение химии вносит значительный вклад в развитие учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, поэтому первостепенной задачей в своей работе, я считаю создание условий для позитивной мотивации к изучению химии.

Список использованной литературы

1. С. Котова. Системо-деятельностный подход в реализации ФГОС НОО// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016 – Т.19 – С.37-41.

2. Н.Е. Дерябина “Системно-деятельностный подход к построению курса органической химии” // Химия в школе. - 2006. - N 9. - С. 15-23.

3. С.В. Ярцева “Реализация системно-деятельностного подхода при обучении химии” // Химия в школе. - 2010. – N 6. - С. 23-27.

4. Н.Р. Файзуллина “Об использовании в обучении деятельностного подхода” // Химия в школе. - 2003. - N 3. - С. 19-21.