Технология модерации как фактор мотивации обучающихся и педагога на уроках химии в контексте ФГОС ООО и СОО

Разделы: Химия

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: ФГОС, химия, технология модерации


В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, ориентированными на развитие УУД, включающих познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные, направленные на достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, важно развитие каждого ребенка, включении всех обучающихся в образовательный процесс, доступность содержания образования для каждого ребенка, обеспечение разноуровневого обучения.

Применение технологии модерации в процессе обучения позволяет формированию ответственности и самостоятельности обучающихся за результаты обучения, осознания обучающимся своей роли в процессе обучения, осознания целей обучения в соответствии с индивидуальными потребностями каждого обучающегося. В конечном итоге технология модерации позволяет обучающемуся приобретать не только актуальные предметные знания, но и жизненно важные навыки и качества: уважительное отношение друг к другу в социуме, умение сориентироваться в жизненном пространстве, сделать правильный выбор для достижения важной цели – это те важные школьные приобретения, которые необходимы для достижения целей современного образования.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. В Ватикане модератор был лицом, которое указывало на самые существенные положения в речах папы. В современном значении под модерацией понимают технологию организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. Как образовательная технология модерация была впервые разработана и применена в 60–70-е годы 20 века в Германии. С тех времен многие ученые и специалисты, а также педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, каждый раз совершенствуя технологию. В основу разработки технологии модерации (целей, принципов, методов технологии) были положены, психологические, социологические и педагогические аспекты, направленные на заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов, т.е используются активные методы обучения (АМО). Технология модерации – это технология, позволяющая значительно повысить результативность и качество процесса обучения. Её эффективность определяется тем, что приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию рефлексивной и аналитической деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, коммуникативных способностей и навыков работы в группе. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации создает условия для развития творческого критического мышления и принятия решений, которые не стандартны для обучающихся. Теперь учитель и его ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них зависит успех обучения в раной мере. Ученик перестает быть объектом обучения, так как теперь занимает активную позицию в образовательном процессе, и это способствует формированию у него самостоятельности в выработке и принятии решений, готовности нести ответственность за свои действия, а также вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности. При использовании технологии модерации меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, что кардинально меняет отношение к нему его обучающихся. К тому же растет доверие к учителю, его авторитет и уважение у учеников. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников.

Принципы технологии модерации:

- структурированность (рациональное деление урока  на части);

- систематичность (взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных частей урока);

- комплексность (взаимосвязь обучения, воспитания, развития и социализации учеников);

- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, другим обучающимся);

- визуализация (участникам очевиден ход урока, промежуточные и итоговые результаты).

Фазы (этапы) модерации.

- инициация (начало урока, знакомство);

- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

- эмоциональная разрядка (разминки).

Для эффективного взаимодействия обучающихся на уроке формируются малые группы. В процессе совместной работы обучающихся осуществляются различные формы взаимодействия: учитель - ученик, ученик - ученик, учитель - группа, учитель - класс, группа - группа, группа - класс, ученик - группа, ученик - класс. Принципы формирования групп зависят от задач, решаемых в ходе данного урока и от индивидуальных особенностей обучающихся, их подготовки и социальной роли в классе. Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий детей или по предложению учителя (если необходимо равномерного распределить обучающихся по степени подготовки). Для формирования малых групп используются различные методы:

- объедение рядом сидящих учеников,

- объединение ребят в группы после расчёта на первый-второй-третий-четвертый,

- объединение в группы по цвету небольших карточек заранее заготовленных,

- объединение в группы в ходе игры.

При создании групп нужно понимать, что от того, насколько будут увлечены обучающиеся, и будет зависеть их взаимодействие. Поэтому нужно определиться работать в одних и тех же группах на всех уроках или же формировать группы для каждого отдельного урока.

Критерий эффективности работы  группы – это способность всех членов группы успешно действовать для достижения тех целей, которые поставлены (обсуждение конкретного вопроса по изучаемой теме, решение задачи, подготовка выступления, разработка проекта, проведение исследования и др.). Учителю важно учитывать этапы развития группы. На начальных этапах формирования и распределения ролей в группе ожидать высокой отдачи от группы трудно. Позже на этапе сотрудничества возникает взаимодействие участников команды, в котором должны быть заинтересованы все члены группы. Поэтому учителю важно внимательно отслеживать ход работы в малой группе и, в случае его замедления, оказывать помощь обучающимся, чтобы группа не застряла на первых этапах и динамично перешла к сотрудничеству, в основе которого должно быть взаимное желание участников команды объединить свои усилия для выполнения учебной работы и достижения поставленной цели. Этот этап характеризуют доверительные отношения, принятие чужого мнения, творческое обсуждение, развитие идей друг друга, взаимная ответственность обучающихся за результаты работы его группы.

Применение технологии на уроке

Теперь давайте рассмотрим, какие методы можно использовать на разных этапах урока при использовании элементов технологии модерации или построении урока в соответствии с данной технологией.

1. Инициация (начало урока)

Это этап знакомства учитель-ученик-предмет (вопрос). Модератор-учитель проводит мини - презентацию изучаемого предмета (вопроса), для того чтобы активизировать обучающихся к познавательной деятельности.  Для дальнейшей работы необходимо поделить класс на малые группы с помощью способ, описанных выше.

Метод «Невидимая связь»

Учитель отматывает от клубка начало нити, затем, продолжая держать конец нити в руке, передает клубок одному из учеников, который передает клубок следующему. После того, как все обучающиеся оказались связанными одной нитью, учитель    просит поднять руки, в которых находится нить и посмотреть на интересный узор, который получился, говоря том, что распутать такую паутину могут помочь совместные действия в группе.

Метод «Эпиграф»

Данный метод позволяет обратить внимание учеников на изучаемую тему, заинтриговать их. Ведь детям предлагается определить тему урока на основе эпиграфа. Например, на уроках закрепления изученного материала, решения задач, обобщения использую следующие эпиграфы:

  • «Способности, как и мускулы, растут при тренировке» (В.А.Обручев),
  • «Умение решать задачи есть искусство, приобретающееся практикой». (Д.Пойа), «Упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее природное дарование» (Протагор).

А на уроках-практических работах:

  • “Теория без практики мертва, практика без теории сверх того и пагубна” (Н.М. Крылов), «Теория – это полководец, а эксперимент – солдаты». (Леонардо да Винчи).

2. Стадия Вхождение в тему (сообщение целей урока)

1. Метод «Информационный садовник»

Заранее готовятся два больших ватмана, с нарисованным на каждом из них деревом. Ученикам раздаются вырезанные из бумаги крупные красные и зеленые фрукты. В начале урока ученикам предлагается четко определить, какие вопросы изученной темы им доступны и понятны, а какие как им кажется, усвоены слабо либо не понятны. Положительные выводы детям предлагаю записать на зеленых фруктах, а отрицательные – на красных. И при помощи скотча фрукты необходимо прикрепить к ветвям деревьев. Позже учителю необходимо все озвучить и организовать обсуждение, а также систематизацию сформулированных целей и опасений обучающихся. В завершении метода учитель подводит итоги анализа.

2. Метод «Ключевые слова»

Обучающиеся сами формируют задачи урока и план изучения темы по ключевым словам, которые составляют в парах. Так идет работа над прогнозированием учебных результатов урока. Ведь дети сами формируют задачи урока и план изучения темы.

3. Метод «Мозаика»

На доске помещается мозаика, разрезанная картинка (можно выдать каждой группе отдельно), которую необходимо сложить так, чтобы узнать тему урока.

4. Метод «Поле ассоциаций»

Учитель предлагает обучающимся по очереди выйти к доске и записать те слова, которые они ассоциируют с темой урока. Учитель тоже участвует в этой форме работы.

3. Стадия Формирование ожиданий (планирование эффектов урока)

1. Метод «Биржа знаний»

На этом этапе урока ученик сам оценивает свои знания предварительно и делает ставки на свои знания, отмечая ставку на карточке, которую сдает учителю По итогам изучения темы и работы на уроке, учитель выставляет отметку ученику и сравнивает с его ставкой. Если ставка завышена, то необходимо провести работу над ошибками, если ставка занижена, то начисляются бонусные баллы.

2. Метод ромашка «Ромашка»

Каждый обучающийся должен сообщить всем, что он ЛЮБИТ ДЕЛАТЬ, а что НЕ ЛЮБИТ и написать это на соответствующих листочках. После ответа приклеить к желтой серединке «ожидания», а к черной серединке «опасения». Позже учителю необходимо все озвучить и организовать обсуждение.

4. Стадия Интерактивная лекция (передача и объяснение информации)

Форма передачи информации может быть различной - обычная лекция (как правило, это форма самая скучная для учеников) и интегрированная передача информации с использованием мультимедийной презентации, изучение информации по данной теме  в СМИ и сети Интернет. Более интересная форма передачи информации - это проблемно-поисковая форма (самостоятельный поиск информации с учителем, который выступает в роли консультанта).

1. Метод «Инфо-оживление»

Ребята выбирают цветные маркеры, у каждого свой цвет. Учитель демонстрирует мультимедийную презентацию. А ученики смотрят, слушают и записывают основное по секторам ватмана, что считают важным.

5. Стадия проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)

Собранная информация учениками обсуждается в малых группах и представляется всему классу. До этого учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).   

6. Стадия Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)

После работы над темой учитель подводит итог работы каждого ученика, группы и класса в целом. Формы и методы подведения итогов различные.

1. Метод «Что выбрать?»

Данный метод использовался в 10 классе при изучении темы «Биологически важные вещества: витамины».

Учитель предлагает обучающимся представить, что существует аптека, в которой есть самые разные витамины. Учитель - это аптекарь. Вызывается один из учеников. Он может купить один или несколько витаминов. Аптекарь выясняет, сколько ему нужно,  зачем ему оно, в каких случаях он хочет их применить. В качестве платы аптекарь просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него в избытке.

Обсуждаются вопросы:

- Что показалось трудным?

-Что чувствуете?

2. Метод «Шесть шляп»

Имеется 6 воображаемых шляп: белая шляпа – объективный взгляд по теме урока, красная шляпа – эмоциональное восприятие урока, интуиция, черная шляпа – логическое мышление с негативным уклоном, скептицизм, желтая шляпа – логическое мышление с позитивным настроем, зеленая шляпа – творческое мышление, голубая шляпа – управление мыслительным процессом. В любой момент урока каждый участник группы может надеть шляпу определенного цвета. Метод делает возможным эффективное распределение времени в ходе группового мыслительного процесса, позволяет участникам отойти от обычного обмена аргументами и упрощает достижение конструктивного диалога.

3. Метод «Послание в будущее»

Учитель говорит о том, что у обучающихся есть возможность написать послание будущим школьникам. В письме необходимо описать ваши основные достижения и результаты, дать наставления, «советы бывалых учеников»..., попытаться определить способы деятельности, благодаря которым удалось решить проблемы и достигнуть своих результатов на уроке. Какое из заданий было сложным? Почему? Что поняли, чему научились? Посоветовать, как избежать ошибок. Какие рекомендации и пожелания по дадите будущим ученикам?

7. Стадия Эмоциональная разрядка (игра-разминка)

Учитель сам решает, после какого этапа она будет проводиться.

Необходимо на каждом уроке помнить о важности этой стадии модерации и проводить ее полноценно.

Понимание материала дает возможность каждому ребенку встраивать новые знания в уже существующую систему знаний, и позволяет активно использовать новые знания. Этот результат достигается благодаря эффективному поведение  в нестандартных условиях, когда нет готовых решений и ответ необходимо придумать самому. И именно такой результат является целью современного обучения, поэтому столь важное внимание в технологии модерации уделяется рефлексии. Учитывая временные рамки урока, для эффективного проведения этой фазы модерации рационально использовать активные методы. Применяя которые, можно оценить не только понимание учениками темы урока, но и выяснить эмоциональное состояние обучающихся.

По итогам работы надо обязательно сформулировать полученные результаты и отметить их как важные шаги на пути к поставленным целям. Достижение результата – это успех, пусть маленькая, но победа, а победа, как известно, окрыляет, придает уверенности в своих силах, настраивает на следующие достижения. Завершение урока положительной оценкой – это мотивирующий переход к следующим урокам, к следующим классам, к выходу в самостоятельную жизнь. Таким образом, технология модерации, обеспечивает постоянное, активное взаимодействие всех обучающихся, а также эффективное освоение приемов образовательной деятельности.

Используемая литература

  1. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения: Дидактика в диалогах / В.К.Дьяченко. - М.:Народное образование, 2004.
  2. Петров А.В. «Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации». – СПб.: Изд-во «Речь», 2005.
  3. Рыжова В.Н. Применение технологии модерации для повышения мотивации обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г.Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 93-95.