Итоговая аттестация по географии обучающихся 6-го класса

Разделы: География

Класс: 6

Ключевые слова: итоговая аттестация, география, итоговая работа


Пояснительная записка к материалам итоговой аттестации по географии «Начальный курс физической географии» 6 класс

Основная цель - установление соответствия уровня и качества усвоения учащимися знаний и овладения умениями, предусмотренными требованиям ФГОС для учащихся 6 класса.

Задачи:

  • Оценить уровень подготовки учащихся по разделам курса «Начальная физическая география. 6 класс».
  • Выявить наиболее трудные для учащихся элементы содержания при изучении в начальном курсе географии разделов.
  • Оценить уровень освоения основных формируемых предметом видов деятельности на этапе изучения начального курса географии.

Вопросы тестирования составлены на базе обязательного минимума содержания основного общего образования по географии и требований к уровню подготовки учащихся за курс 6 класса.

Форма экзамена - индивидуальное письменное тестирование в формате ОГЭ. Вопросы тестирования различаются как по содержанию, так и по требованиям к уровню подготовки.

Работа включает следующие типы заданий:

1) Задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится варианты ответа, из которых верен только один.

2) Задания с кратким ответом, в которых ответ необходимо записать в виде числа или последовательности букв.

3) Задания с развёрнутым ответом, в котором необходимо произвести соответствующие вычисления.

Вопросы тестирования позволяют проверить усвоение наиболее важных элементов содержания географического образования по курсу начальной физической географии и умения практического применения знаний. Тест составлен на основе учебника под редакцией Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс». КИМы составлены в соответствии с темами: «План местности и географическая карта», «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера», «Население Земли» - и с учетом требований обязательного минимума содержания образования.

Вопросы части А позволяют проверить усвоение теоретических знаний;

Вопросы части В – сформированность практических предметных умений, в том числе, при работе с картой и планом местности;

Вопросы части С – умение применить географические знания для решения проблем и задач, а также умения составлять прогнозы.

Преобладание заданий с выбором ответа и с кратким ответом обусловлено необходимостью увеличения полноты проверяемого содержания за счёт использования большего числа заданий.

В каждый вариант тестирования включены 3 вопроса на проверку знаний регионального компонента программы.

При выполнении тестирования учащиеся должны иметь возможность пользоваться школьными атласами, линейкой.

Время для проведения тестирования – 90 минут.

В основу оценки выполнения работ заложены следующие критерии:

  • Вопросы части «А» оцениваются в 1 балл (максимум – 20 баллов);
  • Вопросы части «В» оцениваются в 2 или 3 балла, в зависимости от типа задания (максимум – 15 баллов);
  • Вопрос части «С» оценивается в 3 балла (максимум – 6 баллов);

Максимальное количество баллов за тест – 41.

  • Оценка «5» ставится, если ученик выполнил более 90 % заданий, 37 б и более (обязательно выполнение заданий частей А, В, С).
  • Оценка «4» ставится, если ученик выполнил более 70 % заданий, 29 б и более (обязательно выполнение заданий частей А, В).
  • Оценка «3» ставится, если ученик выполнил более 50 % заданий, 20 б и более (обязательно выполнение заданий частей А, 50 % заданий части В).
  • Оценка «2» ставится, если ученик выполнил менее 50 % заданий.

Демоверсия экзаменационной работы по географии за курс 6 класса.

Часть А

1. Кто из европейцев совершил путешествие в Индию обогнув по морю Африку?
А) Васко да Гама
Б) М. Поло
В) Ф. Магеллан
Г) Х. Колумб

2. Как называется масштаб, записанный в таком виде: 1: 100000?
А) именованный
Б) численный
В) линейный
Г) дробный

3. Каково расстояние от центра Земли до полюсов?
А) больше, чем от центра до экватора
Б) меньше, чем от центра до экватора
В) одинаковое
Г) меньше до северного, чем до Южного

4. Как называется превышение горы над уровнем океана?
А) абсолютная высота
Б) относительная высота
В) склон
Г) горизонталь

5. Как называется на карте линия, показывающая направление на восток и на запад?
А) параллель
Б) меридиан
В) экватор
Г) тропик

6. К бассейну, какого океана относится самое соленое море мира?
А) Северного Ледовитого
Б) Атлантического
В) Тихого
Г) Индийского

7. К районам распространения вулканов относятся:
А) острова Новая Зеландия и Исландия
Б) полуострова Аравийский и Индостан
В) полуострова Чукотка и Лабрадор
Г) Уральские и Скандинавские горы

8. На какой высоте над уровнем моря нормальным можно считать атмосферное давление, равное 700 мм рт. ст?
А) 600 м
Б) 400 м
В) 100м
Г) -300 м

9. Где 21 марта и 23 сентября Солнце находится в зените?
А) на Южном тропике
Б) на Северном тропике
В) на экваторе
Г) на северном Полярном круге

10. Как называются небольшие участки суши, омываемые океаном?
А) острова
Б) айсберги
В) материки
Г) полуострова

11. Укажите свойства арктических воздушных масс.
А) холодные и сухие
Б) влажные и теплые
В) холодные и влажные
Г) жаркие и сухие

12. Мрамор и гнейс относятся к породам, имеющим происхождение:
А) осадочное
Б) магматическое
В) метаморфическое
Г) обломочное

13. Ветер, меняющий своё направление два раза в год, называется:
А) муссоном
Б) штилем
В) бризом
Г) ураганом

14. Что является причиной образования вечной мерзлоты?
А) мощный снежный покров зимой
Б) низкие температуры зимой
В) холодное лето
Г) древесная растительность

15. Какая страна является второй по численности населения?
А) Индия
Б) Китай
В) Россия
Г) США

16. Травянистая растительность, акации и баобабы, а также копытные животные, характерны для природной зоны:
А) смешанных лесов
Б) полупустынь и пустынь
В) саванн
Г) экваториальных лесов

17. На территории Горной Шории Кемеровской области добывают:
А) каменный уголь
Б) бурый уголь
В) гранит
Г) железные руды

18. Высшая точка Кемеровской области находится на территории:
А) Салаирского кряжа
Б) Западно-Сибирской равнины
В) Кузнецкой котловины
Г) Кузнецкого Алатау

19. Реки Кондома и Мрассу относится к бассейну реки:
А) Иня
Б) Чумыш
В) Томь
Г) Енисей

20. Укажите правильное утверждение?
А) Суша и вода нагреваются одинаково быстро
Б) Суша нагревается медленно, а вода - быстро
В) Суша нагревается и охлаждается быстро
Г) Вода нагревается медленно, а охлаждается быстро

Часть В. Задания выполняются с использованием школьного атласа

В1. Масштаб плана 1:50000. Какому расстоянию на местности соответствует участок плана длиной:
А) 5 см.
Б) 10 см.

В2. Определите протяженность в градусах и километрах (без использования масштаба)
А) протяженность Северной Америки по 120 меридиану западного полушария.
Б) протяженность Африки по 30 параллели южного полушария.

В3. Определите координаты:
А) город Вашингтон (материк Северная Америка)
Б)560с.ш. 490в.д. (карта России)

В4.

А) Определите по карте расстояние на местности по прямой от высоты 138.1 м. до точки А. Измерение проводите между центрами условных знаков. Ответ запишите цифрами.
Б) Определите по карте, в каком направлении (сторону горизонта) от участка 2 находится колодец.
В) Определите по карте азимут от точки А до точки В.

В5. Школьники из села Лужки выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этой цели. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

В6. Постройте график недельного хода температуры воздуха по данным:

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

-2

-1

0

1

3

4

5

По вертикальной оси откладывайте температуру воздуха (1 см - 1°С), по горизонтальной оси – день недели (1 см - один срок наблюдений).
А) Определите амплитуду колебания температуры воздуха
Б) Определите среднюю недельную температуру.

В7. Определите географический объект по описанию

Территория этой страны пересекается Северным полярным кругом, она омывается водами трёх океанов. Сухопутную границу страна имеет только с одним государством. Страна является первой по размерам территории и третьей по численности населения на материке, на котором она расположена.

Часть С. Задания с развернутым ответом

С1. Что такое климат? Какие элементы климата вам известны? Докажите, приводя примеры, что человек влияет на климат?

С2. Человечество с каждым годом все больше добывает ресурсов в недрах Земли. Какие именно ресурсы добывают? И какие негативные для природы последствия, в результате этого, можно ожидать?