Семинар-практикум для педагогов: «Здоровый педагог – здоровый ребенок»

Разделы: Профессия — педагог

Ключевые слова: психологическое здоровье педагогов , cиндром профессионального выгорания


Цель: Укрепление психологического здоровья педагогов.

Задачи:

  • Повышение сплоченности коллектива.
  • Способствовать осознанию педагогами своего эмоционального состояния.
  • Гармонизация отношений внутри коллектива, создание позитивного настроения, формирование атмосферы взаимной поддержки и доверия.

Оборудование: нарисованный портфель, квадраты трех цветов (зеленый, голубой, желтый), компьютер, цветные карандаши, листы бумаги, воздушный шар, мяч для релаксации.

Ход семинара

Любой семинар-практикум должен начинаться с настроя на работу, поэтому вначале предлагаю вам интеллектуальную разминку «Собери фразу». Воспитатели разбиваются на группы по цветам фишек: красные, зеленые, желтые, голубые. Затем каждая группа получает лист цветной бумаги с изображенными на нем буквами:

  • 1-я группа: йдоывроз – голубой;
  • 2-я группа: еёбкеон – красный;
  • 3-я группа зйоыорвд – зеленый;
  • 4-я группа: епогаод – желтый.

Фраза: «Здоровый педагог – здоровый ребенок». Эта фраза и будет девизом нашего сегодняшнего семинара.

Психолог: если задать вам вопрос: «Что значит быть здоровым?», в большинстве случаев вы ответите: «Когда ничего не болит». И будете правы. Но не совсем. Потому что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое благополучие, психическое благополучие, социальное благополучие.

«Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной» (Мишель Монтенью).

Во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психологическим.

Для того, чтобы вам ясна была цель, окунемся в историю.

Вступление

Итак, Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях, связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.

Я приглашаю сюда тех, кто испытывает, что-то подобное или хотел бы сберечь себя от этого состояния.

Заметьте 16 столетий вспоминали императора. Для того чтобы вас вспоминали еще дольше и только добрым словом – позаботьтесь о себе прямо сейчас.

Упражнение «Интонация»

Цель: развитие экспрессии, навыков активного слушания, эмоциональной сферы.

Психолог: необходимо произнести свое имя с разными интонациями. Я раздам каждому участнику карточки, в которых написано с какой интонацией он будет произносить свое имя (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно, с признательностью, с обидой, с восхищением, искренне, с восхищением, с осуждением, с сочувствием, радостно, доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой, ласково, восторженно, нежно, тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично, радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно, с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно, официально, радостно, с восторгом, с чувством страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия, весело, удивленно, зло, громко, тихо; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно торжественно). Готовы? (педагоги вытягивают листочки с заданием).

Молодцы!

Упражнение “Звуковая гимнастика”

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, прослушаем правила применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.

А – воздействует благотворно на весь организм; Е – воздействует на щитовидную железу; И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши; О – воздействует на сердце, легкие; У – воздействует на органы, расположенные в области живота; Я – воздействует на работу всего организма; Х – помогает очищению организма; ХА – помогает повысить настроение.

Упражнение «Шар»

Цель: разогрев, включение всех участников в работу; повышение тонуса группы.

Психолог: (все участники стоят в кругу).

Сегодня на занятии мы с вами будем играть с воздушным шаром. Предлагаю начать вот с этого шара, – ведущий держит в руках один воздушный шар. – Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Итак, начали. Второй круг шар передается только ногами (сжав шар коленками). Третий круг: шар передается с помощью головы (шар прижимается головой к плечу)

Упражнение ассоциации «Хорошее настроение»

Психолог: прошу занять места за столами. Я вам раздам листочки. Ваша задача на них написать, что вам необходимо для поднятия настроения (шоколад, хорошая музыка и т.д.) Затем листочки положить вот в эту волшебную коробочку (психолог перемешивает листочки). Педагог достает по одному листочку и зачитывает его. На доске формируем ассоциации по критериям: эмоции, сладости, праздник и т.д. Итого для хорошего настроения нам надо (праздники, сладости и т.д.)

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Психолог: для того, чтобы немного размяться, я предлагаю поиграть в игру. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее.

- «Постройтесь по росту», - «По размеру обуви», - «По цвету глаз начиная от светлых» (от светлых до темных), - по алфавиту отчества, - по дате рождения.

Вопросы для обсуждения упражнения:

  1. Что помогло быстрее построиться?
  2. Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

Вывод, к которому приходят педагоги: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе.

Тест «Вы умеете быть счастливыми?»

(Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. А.И.Андрианов.)

Психолог: у каждого есть в жизни моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может... А к какой категории людей принадлежите Вы? Умеете ли быть счастливым? Может быть, ответить на этот вопрос вам поможет наш тест. Сейчас я раздам вам тест. Ваша задача отметить один из ответов.

1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли Вы к выводу, что

а) все было скорее плохо, чем хорошо,

б) было скорее хорошо, чем плохо,

в) все было отлично.

2. В конце дня обыкновенно

а) недовольны собой,

б) считаете, что день мог бы пройти лучше,

в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.

3. Когда смотрите в зеркало, думаете

а) "О, боже, время беспощадно!"

б) "А что, совсем еще неплохо!",

в) "Все прекрасно!".

4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете

а) "Ну мне-то никогда не повезет!",

б) "А, черт! Почему же не я?",

в) "Однажды так повезет и мне!".

5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе:

а) "Вот так однажды будет и со мной!",

б) "К счастью, меня эта беда миновала!",

в) "Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!".

6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего

а) ни о чем не хочется думать,

б) взвешиваете, что день грядущий нам готовит,

в) довольны, что начался новый день, и могут быть новые сюрпризы.

7. Думаете о ваших приятелях:

а) они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы,

б) конечно, и у них есть недостатки, но в целом они вполне терпимы,

в) замечательные люди!

8. Сравнивая себя с другими, находите, что

а) "Меня недооценивают",

б) "Я не хуже остальных",

в) "Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, признают все!"

9. Если ваш вес увеличился на четыре-пять килограммов

а) впадаете в панику,

б) считаете, что в этом нет ничего особенного,

в) тут же переходите на диету и усиленно занимаетесь физическими упражнениями,

10. Если вы угнетены

а) клянете судьбу,

б) знаете, что плохое настроение пройдет,

в) стараетесь развлечься.

Каждый ответ, а — 0 очков, 6 — 1 очко, а в — 2 очка.

  • 17—20 очков, Вы до того счастливый человек, что прямо не верится, что это возможно! Радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности и житейские невзгоды. Человек Вы жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но... Не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса вам не повредит?
  • 13—16 очков, наверное, Вы «оптимально» счастливый человек, и радости в вашей жизни явно больше, чем печали. Вы храбры, хладнокровны, у вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуете, сталкиваясь с трудностями, трезво их оцениваете "Окружающим с вами удобно.
  • 8—12 очков, счастье и несчастье для вас выражаются известной формулой «50 х 50». Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старайтесь не пасовать перед трудностями, встречайте их стоически, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде.
  • 0—7 очков Вы привыкли на все смотреть сквозь черные очки, считаете, что судьба уготовила вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных людей. Хорошо бы чем-то увлечься, найти «хобби».

Упражнение «Портфель настроения»

Цель: оценка своего эмоционального состояния в начале занятия.

Психолог: пока вы выполняли тест, у нас на доске появился рисунок портфеля. Нам необходимо заполнить его, Вашим настроением. Я предлагаю выбрать тот цвет, который соответствует Вашему самочувствию на данный момент и прикрепить его на рисунок.

  • Зеленый цвет – хорошее настроение
  • Голубой цвет – среднее настроение
  • Желтый цвет – плохое настроение

Психолог: умение снимать свое психологическое и эмоциональное напряжение, позитивное мышление, осознание и развитие своего ресурсного состояния, а также положительные эмоции, которые мы сегодня получили от встречи может помогли нам ощутить себя лучше, подняли наше настроение и самоощущение. А если в собственном доме царит мир и любовь, позитив, то мы можем творить, дарить, нести любовь в маленькие домики детских сердец.

Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.

  • Всегда будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить первые симптомы усталости.
  • Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
  • Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!
  • Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.
  • Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
  • Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего психологического здоровья.

И в заключение нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам упражнение «Дружественная ладошка».

Упражнение «Дружественная ладошка»

Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется. Я вам раздам листочки бумаги. Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.

Когда ладошка вернется к вам, прочтите, что написали Вам ваши коллеги.

Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

Рефлексия занятия

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Психолог: сейчас мы будем передавать мяч по кругу, и делиться своими впечатлениями.

  • Понравилось ли занятие?
  • Что вызывало трудности?
  • Хотели бы продолжить игры в тренинговой форме?