Разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"

Разделы: История и обществознание

Класс: 9

Ключевые слова: Отечественная война 1812, Урок истории


Тип урока – урок открытия новых знаний.

Форма организации урока – комбинированная (фронтальная, индивидуальная).

Технология: проблемно-диалогический урок.

Основные методы обучения: наглядные, словесные (проблемный диалог, эвристическая беседа), методы проблемного обучения, самостоятельная работа.

Цель урока – сформировать представление об Отечественной войне 1812 года, как об одном из самых значимых событий отечественной истории - освободительной войне России против наполеоновской агрессии.

Задачи урока – способствовать усвоению причин, хода и результатов Отечественной войны 1812 года; способствовать формированию патриотических чувств, уважению к отечественному историческому наследию.

Обязательный минимум содержания: причины Отечественной войны 1812 года, соотношение сторон накануне и в ходе войны, ход войны, личность М.И. Кутузова, значение партизанского движения в войне 1812 года, причины победы русской армии, итоги войны.

Внутрипредметные связи: «Консульство и империя» (Всеобщая история, XIX век), «Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.» (История России, XIX век, предыдущий урок), «По страницам Отечественной войны 1812 года» (История России, XIX век, последующий урок), «Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813-1825гг.» (История России, XIX век, последующий урок).

Средства обучения: История России. 9 класс. Учеб. / П.А.Арсентьев, А.АДанилов, А.А.Левандовский, А.Я.Токарева / под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2019. Ч.1., проекционное оборудование (или другие технические устройства (нетбуки, смартфоны), тетрадь, карточки на столах учащихся; видеофрагмент фильма «1812. Нашествие», анимированная карта «Отечественная война 1812 года»: образовательный комплекс «1С: Школа. История России. Часть 3».

Планируемые результаты:

1. Предметные

Учащийся научится:

  • использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий Отечественной войны 1812 года, направлениях значительных передвижений;
  • анализировать информацию различных источников (текст учебника, содержание карточек, анимированная карта, высказывания);
  • систематизировать исторический материал;
  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов в Отечественной войне 1812 года; 
  • давать оценку событиям.

2. Метапредметные:

2.1. регулятивные УУД

Учащийся научится:

  • определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.

2.2. познавательные УУД

Учащийся научится:

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной (объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • строить прямое доказательство;

2.3. коммуникативные УУД

Учащийся научится:

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т.д.);
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • целенаправленно использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи.

Ход урока

Организационный этап – 1 мин.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке истории! Моё приветствие – уже история! Ваши воспоминания, воспоминания, которые вы передадите своим детям и внукам станут историей полувека…

История – всё, что нас окружает уже в следующее мгновение, т.к. история…

Учащиеся: (предлагают различные версии)

Учитель: по мнению В.О. Ключевского, (на доске, или слайде) «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого» и свет «фонаря» особенно ярок сегодня…

Мотивация учебной деятельности учащихся – 4 мин.

Учитель: Вспомните, пожалуйста, словосочетания со словом Отечество

Учащиеся: «Моё Отечество», «Славлю Отечество!», «Любовь к Отечеству» и др.

Учитель: какой смысл мы вкладываем в эти слова?

Учащиеся: (предлагают различные варианты ответа, обобщают) любовь к своей Родине

Учитель: какой же смысл вложил историк А.И.Михайловский-Данилевский в 1839 году, в название своего труда «Описание Отечественной войны в 1812 году», впервые используя термин «Отечественная война»?  

Учащиеся: (предлагают различные варианты ответа, обобщают) он описал освободительный характер войны

Учитель: а какой характер, по совокупности стратегических черт, по-вашему мнению, имели «наполеоновские войны»?

Учащиеся: захватнический

Учитель: о каких планах Наполеона идёт речь, исходя из его приказа «по Великой армии» от 10.06.1812: «…Через 5 лет я буду господином мира, остается Россия, но я раздавлю ее…»

Учащиеся: завоевать мир, «раздавить», захватить Россию.

Учитель: обратите внимание на следующие данные (на слайде, или карточках на столах учащихся):

Позиции

Армия Франции до начала военной кампании в России

Армия России до начала войны 1812 года

Общая численность войск

610–685 тысяч солдат

600 тысяч солдат

Резервы

130–220 тысяч солдат

400 тысяч ополченцев

Численность по стратегическому направлению

610–685 тысяч солдат

212 тысяч солдат

Позиции войск

Сгруппированы на р. Неман

Рассредоточены по границе

Материально-техническое обеспечение

1390 орудий;
крупные артиллерийские и продовольственные склады по р. Висла, от Варшавы до Данцига

По стратегическому направлению - 898 орудий;
1600 орудий;

Состав

Хорошо обученные,
опытные солдаты;
многонациональный состав –
«армия двунадесяти языков»

Рекруты

Командующий состав

Опытные военачальники:
Наполеон I, Макдональд,
Богарне, Жером Бонапарт,
Ней, Даву, Мюрат, Шварценберг

Опытные военачальники:
1 армия – М. Барклай-де-Толли,
2 армия - П. Багратион,
3 армия - А. Тормасов

Сплоченность

Языковая и моральная разобщенность

Духовное, патриотическое единство

Учащиеся: изучает соотношение сторон армий по состоянию до начала войны

Учитель: в чём сила армии Наполеона Бонапарта?

Учащиеся: в численности, хорошем материально-техническом оснащении, качественном составе войск, сосредоточении на боевых позициях

Учитель: в чём слабость армии Наполеона Бонапарта?

Учащиеся: в языковой и моральной разобщенности многонационального состава

Учитель: как вы считаете, моральное, духовное единство армии – это важная составляющая для военных действий?

Учащиеся: важная, не менее важная, чем хорошая подготовка и опыт

Учитель: предлагаю посмотреть сюжет кинофильма «1812. Нашествие»* (или, прочитать отрывок из воспоминаний Армана де Коленкура о походе Наполеона в Россию: «Император прибыл в штаб князя, находившийся в расстоянии одного лье от Немана и Ковно… По окончании рекогносцировки он подъехал к группе чинов штаба, чтобы снова обсудить вопрос о различных пунктах, где войска могли бы занять позиции. Когда император скакал галопом по полю, из-под ног его лошади выпрыгнул заяц, и она слегка отскочила вбок. Император, который очень плохо ездил верхом, упал наземь, но поднялся с такой быстротой, что был на ногах прежде, чем я подоспел, чтобы его поднять. Он вновь сел на лошадь, не произнеся ни слова… Я тогда же подумал, что это - дурное предзнаменование, и я, конечно, был не единственным, так как князь Невшательский тотчас же коснулся моей руки и сказал: «Мы сделали бы гораздо лучше, если бы не переходили через Неман. Это падение - дурное предзнаменование». Император, который в первые моменты хранил глубокое молчание и, очевидно, предавался не более веселым мыслям, чем мы, начал затем нарочно шутить по доводу своего падения с князем Невшательским и со мною, но вопреки его стараниям можно было заметить его дурное настроение и мрачные мысли».

____________________

* https://www.youtube.com/watch?v=S9HkyWedQM8 : 10.44 – 11.44 (мин.)

Банальный случай. На какую мысль наводит реакция окружающих императора, да и самого императора?

Учащиеся: возможно, Наполеон и его окружение сомневались в правильности своего решения?

Учитель: и всё же, Наполеон, отличавшийся решительностью, упорством, стремительностью свои решений и непомерной амбициозностью, мог ли он отказаться от своего плана?

Учащиеся: нет, вряд ли.

Учитель: а был ли у Наполеона шанс выиграть войну с Россией?

Учащиеся: предлагают разные версии, исходя из слабых и сильных сторон армий

Учитель: кто считает, что возможность была, сделайте отметку на полях ваших тетрадей; кто считает, что ни малейшего шанса не было, сделайте отметку на полях ваших тетрадей тоже.

Учащиеся: (делает отметку в тетрадях в любой форме).

Учитель: нам предстоит открытие новых знаний. Как сформулировать тему наших открытий?

Учащиеся: (предлагают разные формулировки темы, приходят к мнению, что название темы «Отечественная война 1812 года» - обобщенный вариант, позволяющий объединить различные направления поиска знаний по теме).

Учитель: какие задачи предстоит решить тем учащимся, кто считает, что возможность выиграть войну у Наполеона Бонапарта была?

Учащиеся: привести доказательства своего мнения, и выяснить почему Наполеон Бонапарт проиграл войну

Учитель: а какие задачи предстоит решить тем учащимся, кто считает, что возможность выиграть войну у Наполеона Бонапарта не было?

Учащиеся: привести доказательства своего мнения

Учитель: а как мы будем собирать доказательства?

Учащиеся: изучать каждый этап войны, каждое событие, анализировать возможности французской армии в ходе военных действий

Учитель: предлагаю оформить задачи, которые нам предстоит решить в ваших тетрадях

Учащиеся: оформляют поставленные задачи в тетради

Актуализация знаний – 2 мин.

Учитель: вспомните, пожалуйста, по какому алгоритму принято изучать войны (исторические события, процессы и явления)

Учащиеся: принято рассматривать (анализировать, изучать) причины, повод, ход и результаты (последствия) исторических событий, процессов и явлений, т.е. причины, ход и результаты войны

Учитель: правильно.

К 1809 году Европа почти полностью была покорена Наполеоном. Оставалась Великобритания, которая несмотря на объявленную блокаду сохраняла лидерские позиции в мире, в т. ч. и экономические. Поражение на море удерживали Наполеона от военных действий против Великобритании. О какой блокаде идёт речь?

Учащиеся: о «Континентальной блокаде» Великобритании. Наполеон решил подорвать торговлю Великобритании путём закрытия для неё всех европейских портов, нанести сокрушительный удар по торговле и экономике страны.

Учитель: когда к «Континентальной блокаде» Великобритании присоединилась Россия?

Учащиеся: в 1807 году, по условиям «Тильзитского мира»

Учитель: «Континентальная блокада» Великобритании была выгодна России?

Учащиеся: нет, т.к. Россия до Тильзитского мира вела значительную торговлю с Великобританией. Она ввозила из Англии колониальные товары, пряжу, хлопок и пр., а вывозила, главным образом, продукты сельского хозяйства

Учитель: так почему же Александр I пошёл на заключение такого невыгодного для России договора?

Учащиеся: в решающем сражении наполеоновской армии против армий третьей антифранцузской коалиции, в «битве трёх императоров», наполеоновская армия одержала решающую победу. Провал «четвёртой коалиции», в которой Россия помогала Пруссии. Влияние Наполеона в Европе резко усилилось.

Открытие новых знаний и способов действий – 20 мин.

Учитель: мы можем сформулировать причины войны 1812 года для обеих сторон?

Учащиеся: можем. Это амбициозное стремление Наполеона завоевать мир и «раздавить Россию», завладеть колониями Великобритании, стремление Франции принудить Россию к выполнению условия континентальной блокады

Учитель: которые Россия, кстати, активно нарушала, принимая в своих портах суда с английскими товарами под нейтральными флагами. Обратите внимание на причины, указанные в карточках на ваших столах.

Учитель: какая из сторон имела более веские причины для начала войны?

Учащиеся: (предлагают различные версии)

Учитель: (предлагает отработать алгоритм действия)оформите ваше мнение и обоснуйте его в столбце под заголовком «Силы сторон, значение»

Учащиеся: изучает содержание карточек (заполняет ячейку таблицы по предложенному алгоритму)

Учитель: Рассмотрите планы и задачи сторон. Оформите ваше мнение в столбце под заголовком «Силы сторон, значение»

Учащиеся: (заполняет следующую ячейку таблицы по предложенному алгоритму)

Учитель: что нам потребуется с целью дальнейшего анализа?

Учащиеся: рассмотреть (изучить) ход военных действий

Учитель: источник вашего знания – учебник, карты, анимированная карта** (предлагает просмотр на экране, или использовать технические устройства)

____________________

**https://www.youtube.com/watch?v=l5tChr4HFOY 

Учащиеся: (просматривает анимированную карту на экране, или используют технические устройства, заполняет предложенный вариант таблицы на карточках)***

____________________

*** Приложение 1

Первичная проверка понимания – 3 мин.

Учитель: (не останавливает самостоятельную работу учащихся, продолжает проблемный диалог с теми, кто закончил, оказывает помощь учащимся, продолжающим работать) мы можем выделить этапы войны, по схожим признакам?

Учащиеся: можем. Наступление армии Наполеона (июнь — сентябрь 1812 года), Отступление наполеоновской армии (октябрь — декабрь 1812 года)

Учитель: какое из событий разделяет два этапа войны?

Учащиеся: вступление французов в Москву.

Учитель: почему не Бородинское сражение?

Учащиеся: исход Бородинского сражения не решил исхода военных действий, Наполеон продолжил наступление на Москву.

Учитель: слова Наполеона «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце» оправдали его действия?

Учащиеся: нет.Захватив Москву, Наполеон оказался в ловушке, расставленной русским командованием: голод, деморализация армии, гибель французских солдат.

Учитель: Какие действия Наполеона доказывают, что коренном перелом в войне наступил?

Учащиеся: Наполеон трижды пытался начать переговоры о мире с Александром I и был вынужден оставить Москву.

Учитель: Одним из важных событий Отечественной войны является назначение Кутузова главнокомандующим русской армии, вследствие чего последовала отставка Барклая-де-Толли. М.И. Кутузов опроверг тактику своего предшественника, или продолжал ей следовать?

Учащиеся: продолжал следовать.

Учитель: почему?

Учащиеся: тактика была верной. Наполеоновская армия несла потери.

Учитель: тем не менее, М.И. Кутузов решился на генеральное сражение. Как вы думаете, зачем?

Учащиеся: чтобы не подрывать боевой дух русской армии, избежать её деморализации, показать силу и мощь русских солдат, русского оружия, способствовать национальному подъёму

Учитель: генеральному сражению предшествовал бой за Шевардинский редут. Зачем понадобился бой?

Учащиеся: выиграть время, занять выгодные позиции, построить защитные укрепления.

Закрепление новых знаний и способов действий – 5 мин.

Учитель: вы проанализировали каждый этап, каждое событие войны, дали оценку каждому событию, пошагово оценили преимущества русской и французской армий

Учащиеся: (первично оценивают свой труд)

Учитель: у французской армии был шанс победы в июне 1812 года?

Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что благодаря тактике главнокомандующих русскими войсками и самой весомой причине войны для русского народа – защите Отечества, шанса не было).

Учитель: у французской армии был шанс победы в июне - июле 1812 года, под Минском и Могилевом?

Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что действия французских и русских войск в этот период не являются генеральными сражениями, соответственно, не решают исход войны)

Учитель: у французской армии был шанс победы в августе 1812 года, под Смоленском?

Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что шанс был, но Александр I не пошёл на переговоры, придерживаясь тактики дальнейшего «отступления», кроме того основные силы русской армии небыли разбиты, а французская армия несла большие потери)

Учитель: у французской армии был шанс победы 24-26 августа 1812 года, в преддверии Бородинского сражения и в самом сражении под Бородино?

Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что шанс был, но французская армия не одержала победу, её численные потери были велики и большие, чем в русских войсках, силы измотаны)

Учитель: у французской армии был шанс победы в сентябре 1812 года в период «московского сидения»?

Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что шанс мог бы быть только в том случае, если бы Александр I подписал перемирие, или пораженческий акт о капитуляции, но тактика русского царя была единственно правильной)

Учитель: у французской армии был шанс победы в октябре 1812 года, в Тарутинском бою, или сражении под Малоярославцем?

Учащиеся: Нет. Шанса не было. Армия французов была слаба и потерпела поражения.

Учитель: у французской армии был шанс победы в ноябре-декабре 1812 года, в момент отступления?

Учащиеся: нет. Шанса не было. Французская армия, измотанная партизанами и ополченцами, голодом и суровым климатом представляла жалкое зрелище не способное к военным действиям.

Учитель: в романе «Война и мир» Л.Н.Толстой характеризует Отечественную войну 1812 года так: «Дубина народной войны поднялась со всей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил…поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». О чём говорит писатель?

Учащиеся: писатель говорит о том война имела народный общенациональный характер.

Учитель: а был ли у Наполеона шанс одержать победу в войне с народом?

Учащиеся: (предлагают различные версии, но приходят к выводу, что шанса не было).

Учитель: каковы причины победы России в войне против французской армии в 1812 году?

Учащиеся: общенациональный подъём на защиту Отечества, формирование народных ополчений, партизанская война; неготовность французской армии к затяжной войне, суровые климатические условия (называют и иные причины, полководческий гений Кутузова, например).

Рефлексия – 4 мин.

Учитель: Исход событий нам известен.Отечественная война 1812 года была проиграна армией Наполеона. Если шанс у Наполеона был, то он им не воспользовался. Ваши отметки на полях – ваше первоначальное мнение. Возможно, ваше мнение изменилось с открытием нового знания. Возможно, кто-то из вас мнение не изменил. Есть среди вас такие?

Учащиеся: (поднимают руки)

Учитель: в таком случае приведите доказательства своей точки зрения письменно (вступительные слова на доске, или экране)

Учащиеся: «Я считаю моё мнение верным, т.к. …», или «Моё мнение изменилось т.к…»

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 1 мин.

Учитель: любая война бесчеловечна, уродлива, ужасна, для француза в России и для русского человека война - ужас. Возможно ли описать чувства людей (французов, русских) – современников Отечественной войны 1812 года? Может, сохранились воспоминания участника событий? Война глазами современника. Ваши размышления, ваши поиски – целый проект по теме! Дерзайте, пробуйте, переживайте события далёкой войны вместе с её участниками!

Учащиеся: но участники войны имели разный чин, от простых людей до императора…

Учитель: конечно. Каждый участник событий со своими переживаниями, своим взглядом – это история. Значит, любой проект имеет важное значение!