Технологическая карта урока по теме "Может ли быть свобода без ответственности? (по произведениям русской и зарубежной литературы: М.Горький «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»)

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: М.Горький, «Песня о Соколе» , «Старуха Изергиль» , Ричард Бах , «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»


Класс: 11.

Место урока в образовательном процессе: данный урок проводится в системе подготовки  к  итоговому сочинению

Цели урока:

Образовательные:

  • выделить связи между понятиями «свобода» и «ответственность» на примере художественных произведений, рассматриваемых на уроке;
  • совершенствовать умение анализировать и интерпретировать художественные произведения;
  • совершенствовать навык самостоятельной исследовательской работы.

Развивающие:

  • обеспечить условия для развития умения дискутировать и достигать согласия в поиске решения проблемы;
  • создать условия для развития умения сопоставлять, сравнивать, обобщать, устанавливать ассоциативные связи, делать выводы;
  • развивать речь, умение творчески подходить к решению практических задач;
  • создать условия для развития образного и логического мышления

Воспитательные:

  • способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса;
  • воспитание читателя, имеющего потребность в чтении как в средстве познания мира и самого себя

Тип урока: урок-дискуссия.

Формы работы обучающихся: групповая.

Время реализации урока: 60 минут.

Метод обучения: словесный, проблемный, исследовательский.

Технологии: технология критического мышления, система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека, ИКТ.

Оборудование: художественные тексты, компьютерная презентация с афоризмами, интерактивная доска.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • владение навыком сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.

Предметные:

  • знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование обучающихся;
  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
  • умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий;
  • владение языковыми средствами : умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

Пояснительная записка

В рамках подготовки к итоговому сочинению после изучения произведений М.Горького «Песня о Соколе» и «Старуха Изергиль», а также сказки-притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливигстон», рассмотренной на уроках внеклассного чтения, проводится урок-дискуссия. Подробный анализ художественных текстов был проведён ранее. Все эти произведения объединяет слово «свобода». Выбранные книги помогают решить проблемный вопрос, актуальный во все времена: может ли быть свобода без ответственности? Конечно, в историко-культурном контексте  и контексте творчества писателя. Главными аргументами в дискуссии должны быть цитаты из текста. Своеобразными переходами от вопроса к вопросу я взяла афоризмы¸ которые способствуют проведению дискуссии на уровне глубоких раздумий  философов, писателей, общественных деятелей: « Нет ни одного человека, который не любил бы свободы; но справедливый человек требует её для всех, а несправедливый - лишь для себя» (Л.Берне ), «Человек, властвуя над другими, утрачивает  собственную свободу» (Ф.Бэкон), «Дайте мне свободу учиться, думать, верить и говорить то, что подсказывает мне моя совесть, и я предпочту эту свободу всякой другой» (Дж.Мильтон). Была проведена предварительная работа с каждой группой. Предлагались  индивидуальные задания. Итогом работы стало достижение согласия в дискуссии, была сформулирована общая позиция по рассматриваемой проблеме. Планируемые результаты учебного занятия достигнуты.

Технологическая карта урока

Этапы
урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

I. Подготовительный этап

Составляет план дискуссии, выявляет и формулирует проблему, определяя ряд второстепенных вопросов, которые помогают более полно раскрыть содержание темы; отбирает литературу, которую необходимо изучить учащимся в процессе подготовки.

Читают произведения и дополнительную литературу, рекомендованную учителем
Учащиеся после прочтения текста, но пред началом обсуждения в классе записывают вопросы, которые им хотелось бы обсудить в процессе дискуссии (осознание цели обращения к книге)

Организационный момент

Учитель делит класс на три группы и проводит консультации с ними (создание групп должно происходить на основе принципа взаимного обогащения, то есть в одну группу должны входить учащиеся с разным уровнем знаний и умений).
1 группа – Ричард Бах. Сказка-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
2 группа - М.Горький. «Песня о Соколе».
3 группа - М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».
Создает доброжелательную атмосферу. 
Формулирует проблему и тему дискуссии, показывает значимость проблемы для участников, выявляет в ней нерешенные и противоречивые моменты, определяет ожидаемый результат.

Обсуждают вместе с учителем и формулируют правила ведения дискуссии:
Пришёл – говори.
Утверждаешь – аргументируй.
Аргументы – слово писателя в художественном текст.
В чём не уверен – не утверждай.
Не повторяйся и не повторяй слов других.
Слушай внимательно.
Не перебивай.
Уважай мнение оппонента.
Придерживайся дружелюбного тона.
Говори просто и ясно.
Помни о цели дискуссии: найти истину, решение, выход.

Актуализация субъективного опыта учащихся

Даёт задание: назовите слово, которое у вас ассоциируется со словом «свобода» (используется приём « ассоциативный портрет»).

Класс кратко записывает ассоциации. Каждый ученик создаёт свой контекст восприятия высказываний товарищей.

Мотивирование к учебной деятельности

Учитель проговаривает все ассоциации учеников, связывая их логически.

 

Изучение темы начинается с диалога «ученик – учитель – ученик».

II. Коммуникативный этап

 

 

Обмен мнениями, поиск общего и отличий в позициях; отбор информации по проблеме, анализ информации, обсуждение возможных решений проблемы, формулирование мнения группы и его коррекция по необходимости.

Начинает дискуссию со вступительного слова, в котором формулирует основную проблему занятия, обосновывает ее, а также определяет регламент выступления участников. Выстраивает с помощью вопросов магистральную линию диалога: ЧИТАТЕЛЬ – ТЕКСТ через анализ содержания произведения. Добивается семантического понимания терминов, понятий.
Вступительное слово:
Что есть свобода? Эта проблема, занимающая умы философов, богословов, политиков на протяжении веков, так и не получила какого-то однозначного решения. Что такое подлинная свобода? Современный мир пришёл к консенсусу? Человек мнит себя свободным, будучи в рабской зависимости от суетности и ненасытной алчности своих желаний.
Подлинная свобода. Индивидуальная свобода, свободный мир… Если в этом опасность? Свобода от чего? Где критерии свободы в нашем мире? Что будет являться основанием для такой классификации? Может быть добро и зло?
Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Я думаю, что вы уже встречали это утверждение.
Патриарх Кирилл пишет: «Свобода из средства становится целью и возводится в абсолют, становится самостоятельной ценностью высшего порядка, ради которой можно приносить в жертву другие ценности, в том числе ценности духовной культуры, нравственные нормы, веками формировавшиеся национальные и культурные традиции».
Чаще всего свободу в произведениях литературы символизирует птица. (Древнегреческая легенда о Дедале и Икаре»). Вспомните «Историческое отступление о крыльях» Р.Рождественского из его поэмы «Двести десять шагов». Мужичонка-лиходей мастерит крылья и мечтает полететь .Может быть, свобода – это крылатость души?
Для Пушкина и Лермонтова главной являлась свобода внутренняя и творческая. Это воплощено в их романтических произведениях. Для Гоголя – это его птица-тройка, в ней выражается сопоставление дороги со свободой. Героиня пьесы Островского также мечтает о свободе: «Отчего люди не летают так, как птицы?» Наташа Ростова из романа Л.Н.Толстого также мечтает о свободе, вольности… Свобода только для себя? Наконец, может ли быть свобода без ответственности? Мы сами её будем себе назначать или кто-то другой? (эти пока риторические вопросы будут использоваться для подведения промежуточных итогов)

Составляет вместе с учащимися «Энциклопедический словарь одного слова» (идея принадлежит Аксюк А.М.). Вырисовывается целостная картина слова звучащего, произнесённого, написанного, выявляются все его контекстуальные значения. Результатом подобной деятельности является осознание цельности и значимости слова.
Руководит дискуссией: поддерживает высокий уровень активности всех участников, соблюдает регламент, тактично останавливает отклонившихся от темы и затянувшиеся монологи, подключает пассивных участников.
мобильно фиксирует предложенные идеи на на доске, чтобы исключить повторение и стимулировать дополнительные вопросы.
Направляет рассуждения школьников к правильным выводам, подталкивает их к формированию общей позиции по рассматриваемому вопросу, отсекает избыточную информацию в выступлениях учащихся, тем самым группирует важные выводы и сближает точки зрения дискутирующих.
Применяет приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:
- уточняющие вопросы, побуждающие более четко формулировать и аргументировать мысли;
- парафраз - повторение высказываний выступающих, с целью стимулирования переосмысления и уточнения сказанного;
- демонстрация непонимания - побуждение участников повторить, уточнить свое суждение;
- выражение сомнения, которое позволяет отсеивать слабо аргументированные и непродуманные высказывания;
- цепочка в дискуссии по способу «Разговор по кругу»;
- оперативно проводит анализ высказанных идей, мнений, позиций; подводит промежуточные итоги.

Учащиеся озвучивают составленный предварительно «Энциклопедический словарь слова «Свобода» по плану:

- Лексическое значение слова.
- История слова.
- Словообразовательное гнездо.
- Синонимы и антонимы слова.
- Слово в иностранных языках.
- Слово во фразеологических оборотах.
- Слово в афоризмах.
- Слово в фольклоре.
- Слово в художественном произведении.
- Слово в искусстве.
- Слово в моём творчестве.

Дают определение слова «свобода», выделяя положительные и отрицательные признаки в толковании понятия

 

Работа в группах. Обсуждение вопросов. Задание обсуждают в группе в течение 10 минут, готовят сообщения, с которым выступит или кто-то один, или несколько человек.

Все остальные слушают, записывают в тетради самое главное, отмечают то, с чем не согласны, что хотели бы уточнить.

По окончании сообщений остальные группы могут сделать дополнения.

Каждая группа может задать один-два вопроса, на которые должны быть даны полные аргументированные ответы.
Ответив на все вопросы, группа представляет вывод по теме дискуссии.

Вопросы для 1 группы:
1. В каком контексте встречается слово «свобода»?
2. Что есть свобода для главного героя?
3. К какому совершенству стремится Джонатан Ливингстон?
4. Свобода – удел избранных?
5. Почему Джонатан возвращается в стаю, изгнавшую его когда-то?
6. Может ли быть свобода без ответственности?

Вопросы для 2 группы:
1. В каком контексте встречается слово «свобода»?
2. Что есть свобода для главного героя?
3. В чём смысл противопоставления Сокола и Ужа?
4. Почему, по мнению автора, Сокол всегда будет «призывом гордым к свободе, к свету»?
5. Что вкладывал в понятие «свобода» автор?
6. Может ли быть свобода без ответственности?

Вопросы для 3 группы:

1. В каком контексте встречается слово «свобода»?
2. Что есть свобода для Ларры?
3. Что есть свобода для Данко?
4. Правда ли, что свобода находится в сердце свободного человека?
5. В чём смысл противопоставления Ларры и Данко?
6. Может ли быть свобода без ответственности?

III. Аналитический этап

Подведение итогов дискуссии. Достижение консенсуса.

Рефлексия

В конце дискуссии обобщает предложения, высказанные группой, и подытоживает все достигнутые выводы и заключения. Затем сравнивает достигнутый результат с исходной целью (как удалось продвинуться), оценивает, насколько решение является групповым. Если общее решение не достигнуто, предлагает, что можно сделать для того, чтобы результат устроил всех, а если проблема не решена полностью - ориентирует на следующее обсуждение (предлагает задание, намечает срок). Педагог принимает групповое решение вместе с участниками, подчеркивает вклад каждого участника в обсуждение, благодарит каждого.

Оценивают в целом, чего они достигли на занятии, какие открытия для себя совершили при помощи писателя и его произведения соотносят прочитанное и продуманное с современной жизнью.

Пример ученической итоговой работы - эййдос-конспекта по сказке-притче «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».