Тема занятия: «Звуки [Г] – [Г`], буква Г»

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 2, 3

Ключевые слова: дисграфия


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: учить детей различать звуки [Г] - [Г`] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Учить обозначать мягкость согласного на письме, записывать их буквенное обозначение тремя цветами.
    • Формировать навыки языкового анализа и синтеза:
      а) звукобуквенного анализа и синтеза слов 10 класса;
      б) анализа и синтеза предложений из 8-10 слов.
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
  • Расширять сенсомоторный репертуар.
  • Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия.

Оборудование: компьютер, проектор, на каждого ребенка по камню и меховому шарику для игры «Кто внимательный?», звуковые линейки, круги зеленого и синего цвета.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Ребята, у нас сегодня необычный урок, а необычен он тем, что к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними, садитесь.

«Чтобы подготовиться внимательно слушать и хорошо мыслить, выполним следующие упражнения: (Слайд 1)

а) Пригибаем и разгибаем верхнюю часть каждого уха. Ушки должны стать теплыми.

б) Помассируйте мочки ушей.

в) Круговыми движениями помассируйте оба уха одновременно, сначала в одну сторону, затем в другую.

II. Знакомство с новым материалом

1. Дифференциация изолированных звуков [Г]- [Г`]

Отгадайте загадку. (Слайд 2)

Птица я, но не летаю.
Я на юге обитаю.
Самый южный этот юг,
Белый снег и лёд вокруг.

Если не отгадывают, то предлагается еще одна загадка:

- Правильно - это пингвин (Слайд 3)

- А кто знает, на каком южном юге обитают пингвины? Где он находится?

- Так называют самую южную точку нашей Земли – Антарктиду, которая находится на Южном полюсе. (Сначала показывается на глобусе). Затем (Слайд 4) (на карте)

- Материк Антарктида – край вечной зимы. (Слайд 5) Морозы в Антарктиде бывают 80 градусов. В таких суровых условиях обитают пингвины.

- Я необычная птица, пингвин,
Южного полюса гражданин,
На Антарктиде я обитаю,
Чёрно-белый наряд никогда не снимаю,
Рыбку люблю и отличный пловец,
Для деток своих я хороший отец (Слайд 6):
Г-ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ

- А теперь все вместе.

- А какой любимый звук у пингвина Гоши?

- Звук [Г]

- Давайте дадим характеристику звуку [Г]

Звук [Г]

Согласный, есть преграда воздуху – язык. Язык образует горку в глубине рта. Воздух выходит, «взрывая горку». Твердый (произносим сердито, грубо); звонкий (потому что есть голос, проверяется двумя способами).

На холодном берегу,
В антарктическом снегу
Пингвиненок появился
В новогоднюю пургу (Слайд 7)
ГЬ - ГЯ - ГЁ -ГЮ - ГИ – ГЕ

- А теперь все вместе.

- А какой любимый звук у пингвиненка Геши?

- Звук [Г`]

- Дайте, пожалуйста, характеристику звуку [Г`]

Звук [Г']

Согласный (есть преграда) - язык, который также образует горку, которая перемещается немного вперед. Воздух выходит, взрывая горку; мягкий (произносим ласково, нежно); звонкий (определяется двумя способами).

- Чем похожи звуки [ Г] и [Г`] (Слайд 8)

- Они оба согласные, звонкие

- Но звук [ Г] твердый, а звук [Г`] мягкий

- Какой буквой на письме мы обозначаем звуки [ Г] и [Г`]

- Правильно, буквой Гэ (Слайд 9)

- Кто догадался, какая тема нашего занятия?

- Правильно, «Звуки [Г] - [Г`] и буква Г» (Слайд 10)

- Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные?

- Синим.

- А мягкие согласные?

- Зеленым.

- С левой стороны запишите транскрипцию звука [Г] синим цветом. Дайте характеристику этому звуку.

С правой стороны под транскрипцией звука [Г`] запишите характеристику звука [Г'] - зеленым цветом.(Слайд 11)

Звуки сравниваются, отличия заключаются в красную рамку. (Слайд 11)

2. Дифференциация звуков [Г] -[Г'] в слогах. (слайд 12)

- Прочитайте, пожалуйста, слоги со звуком [Г] и скажите, с какими гласными дружит твердый звук [Г]. Какие гласные обозначают твердость согласного на письме?

- Гласные А, О, У, Ы , Э.

- Прочитайте слоги со звуком [Г'].

- Какие гласные обозначают мягкость согласного звука на письме?

- Я,  Ё, Ю, И, Е

- Как еще можно обозначить мягкость согласного звука на письме?

- Мягким знаком.

3. Дифференциация звуков [Г] - [Г'] в словах

а) Игра «Кто внимательный?»

- Однажды Гоша с Гешей отправились в кругосветное путешествие (Слайд 13).По пути им встретилось много животных и птиц. Пингвин Гоша любит животных и птиц в названии которых есть звук [Г], а пингвиненок Геша в названии которых есть звук [Г']. Если вы услышите в названиях животных и птиц звук [Г], то поднимите камень, если услышите звук [Г'], то поднимайте меховой шарик.

(Слайд 14)

Газель, гепард, гавиал, гелада, горилла, гиппопотам, горностай, гамадрил, гиена, гарна, гаур, гимнура.

(Слайд 15)

Тагуан, тигр, бегемот, ягуар, дюгонь, магот, панголин, фрегат, пустельги, веслоногие, молотоглав, снегирь, фламинго, огарь, мангобей, мангуст, нильгау.

(Слайд 16)

Хитрые слова: галаго, гагара, иглоногие (совы).

Физминутка. (Слайд 17)

Расширение сенсомоторного репертуара.

Речь с движениями.

Я, когда хожу по суше, весь смешной и неуклюжий.
(Шаги на месте, переваливаясь из стороны в сторону)
Но зато в морской воде я проворен, как нигде!
(Движения руками)
Не стремлюсь я в небо взвиться,
(Подпрыгивания на месте)
Я ныряющая птица!
(Подпрыгивания, и в конце прыжка присесть на корточки)

Развитие межполушарных взаимодействий.

«Ухо-нос»

«Крюки»

б) Анализ и синтез слов.

Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове. (Слайд 18)

- Послушайте слова, определите на каком месте по счету находится звук [Г] или [Г`], и положите синий или зеленый кружок на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Благодарить, фотография, магнитофоны, астрология, горизонтальный, магистраль, программисты, универмаги, магистратура, биография, двигательный.

В) Анализ и синтез слов. Развитие умения правильно обозначать мягкость согласных на письме. Запись слов тремя цветами под диктовку. Если в слове вы услышите твердый звук [Г], записывайте под транскрипцией звука [Г] - справа, если мягкий звук [Г`] - слева, а где есть два звука в середине.

Гостиница, пингвины, берлога, гербарий, айсберги, трагедия, педагоги, география.

4. Дифференциация звуков [Г]-[Г`] в предложениях

Анализ и синтез предложений.

- Пингвин Гоша и пингвиненок Геша приготовили вам скороговорки. Прочитайте их и догадайтесь, кто из них какую скороговорку подбирал. (Слайд 19)

  • До города дорога в гору, от города с горы.

  • У Ангелины ангина,
    ангина у Ангелины.

  • Пингвин в сугробе греет ноги, снега много на дороге.

- Изобразите, как бы первую скороговорку произнес пингвин Гоша, а вторую пингвиненок Геша (с изменением высоты и силы голоса).

Третью скороговорку дети проговаривают попеременно: то как пингвиненок, то как пингвин, после чего записывают ее в тетрадь тремя цветами по памяти. (Слайд 20)

III. Итог занятия

- Какие звуки мы сравнивали на занятии?

- В чем их сходство?

- В чем различие?

- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости согласного звука [Г`] на письме?

- Как еще можно обозначить мягкость согласного звука [Г`]?

- Какие гласные нам нужны для обозначения твердости согласных звуков на письме?

- Вспомните названия животных или птиц с твердым звуком [Г].

- Вспомните названия животных или птиц с мягким звуком [Г`]

- Вы сегодня молодцы!