Использование системно-деятельностного подхода в целях формирования коммуникативных УУД на уроке английского языка»

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: английский язык, системно-деятельностный подход, УУД


“Великая цель образования –
это не знания, а действия.”
Герберт Спенсер

Происходящие в российском обществе изменения привели к кардинальному изменению требований, которые общество предъявляет к системе образования, качеству и результатам образования. Основным критерием качественного образования должны стать его социальные результаты – у выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. Образно говоря, целью образования является не «знание ради знания» но «знание для практической  деятельности».

Этой цели наиболее соответствует системно-деятельностный подход в обучении, который и является основой ФГОС, поскольку системно-деятельностный подход подразумевает:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, свободному общению на иностранном языке, практическому использованию в различных реальных ситуациях, поэтому   на уроках иностранного языка необходим коммуникативныйсистемно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения. Коммуникативная компетенция дает возможность школьникам получать, анализировать, передавать информацию и получать ответ. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации  не на уроке, а в переписке, живом общении на улицах своего города и в чужой стране, по интернету, скайпу и т.д.

Научить же коммуникации возможно только путем моделирования реальных жизненных ситуаций общения на основе   языкового материала, вовлечения обучающихся в деятельность. что и дает нам системно – деятельностный подход.

Новый ФГОС который ставит главной задачей развитие личности школьника, то есть обучающиеся   должны сами ставить проблемы и искать пути их решения. Перед учителем стоят задачи научить школьника

  • получать знания (учить учиться)
  • работать и зарабатывать (учение для труда)
  • жить (учение для бытия)
  • жить вместе (учение для совместной жизни)

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне. Учителю нужно продумать, как организовать свою работу на уроке так, чтобы стимулировать исследовательскую работу детей; чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Значит, наша задача - научить их этому. «Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал исследователь интеллекта Дж. Гилфорд. Следовательно, задачи учителя на современном уроке:

  • использование различных образовательных технологий;
  • моделирование и анализ жизненных ситуаций на уроках;
  • участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
  • вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи

Как средство для осуществления этих задач можно использовать парную и групповую работу. В основе её лежит кооперативная деятельность — процесс организации работы учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие учащихся, требующее индивидуальной ответственности каждого.  При этом осуществляется развитие навыков личностного общения учащихся. Групповая работа дает возможность детям наблюдать за работай других, общаться, обмениваться мнениями, оценивать результат и процесс совместной деятельности и участие каждого, адекватно воспринимать оценки товарищей.

 В рамках системно-деятельностного подхода актуально  использовать   на уроках парную и групповую работу и различные образовательные технологии: технологии проблемного обучения, критического мышления, игровые, проектную, кейс-технологии, здоровьесберегающие и др.

Роль учителя заключается в подборе творческих заданий, направленных на практическое применение освоенного материала в практической ситуации, т.е. на развитие метапредметных умений: метод проектов, ролевые игры, Важна четкая организация этого этапа: сколько человек будут работать в группе, состав групп, чтобы не получились группы только сильные и только слабые. Задача должна быть интересной, соответствовать теме, быть посильной, соответствовать возрастным особенностям обучаемых.

На уроках иностранного языка часто используются учебные проекты на обобщающих и итоговых уроках. На их разработку требуется меньшее количество времени, и они небольшие по объему. Можно привести примерную тематику учебных проектов: Моя любимая книга, Любимый фильм, Мои каникулы, Мой друг, Праздники, Кино, Домашние животные, Новый год, Мой любимый сезон и другие.

Также большое значение в обучении иностранному языку играют мини-проекты на уроке. Проекты могут быть выполнены не только в письменной форме, но и в устной. Например, «Моя семья» (нарисовать семью и рассказать), «Мой школьный завтрак» (каждый рисует свой идеальный школьный завтрак и рассказывает остальным членам группы, что лежит у него в коробке. Дети обсуждают и выбирают самый лучший (здоровый) завтрак в группе, а потом все группы выбирают самый здоровый завтрак в классе), «В магазине» (диалог между продавцом и покупателем) «Достопримечательности Лондона» (обучающиеся знакомятся с достопримечательностями Лондона (Big Ben, Tower of London, Westminster, London Bridge, Hyde Park, B Palace, Trafalgar Square), выбирают одну для подробного изучения, поиска информации и разработки проекта) и др.

Необходимо целенаправленно развивать исследовательские умения (умение планировать исследование, фиксировать информацию, выделять главное и второстепенное. Здесь эффективно применение технологий критического мышления, и  я часто использую прием «вопросительные слова», «толстые и тонкие вопросы», «отсроченная догадка».

Обычная школьная практика формирует у детей ожидания, что на любой вопрос существует «правильный ответ» и, если они будут достаточно подготовлены или сообразительны, то они всегда смогут его найти. Ситуацию, когда учащийся не может ответить на вопрос, учителю следует считать нормальной. Школьники должны прийти к мысли: «Мы все постоянно сталкиваемся с затруднениями. Мы для того и учимся, чтобы их преодолевать.» Надо развивать умение задавать вопросы. Если человек учится и при этом не задает свои, самостоятельно сформулированные вопросы, он не испытывает состояния незавершенности, которое является основой для любой познавательной деятельности. Итак, вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и тот, кто умеет их задавать, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет.

Вопрос «запускает» познавательную деятельность, направленную на решение некоторой проблемы, снятие некоторой неопределенности. Но вопрос же и способствует тому, чтобы определить, сформулировать проблему. Некоторые преподаватели определяют, насколько их ученики умеют думать, по тому, как они формулируют вопросы. Умение задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует учить, поскольку большинство людей привыкло задавать довольно примитивные вопросы, требующие при ответе на них лишь небольшого напряжения памяти.

В 6 классе по теме «Кино» мы обсуждали  фильмы,  которые дети смотрят, и перешли к разговору о супергероях: Супермене, Спайдермене и.т.д. Я поставила перед детьми другой вопрос: Может ли реальный, живой человек стать супергероем, достойным восхищения? Учащиеся посмотрели подготовленную презентацию о дальнейшей судьбе актера Кристофера Рива, который сыграл Супермена во всех фильмах.  В 1995 г. в зените славы он упал с лошади, повредил позвоночник и стал инвалидом. Но посмотрели слайды без текста с одними фотографиями. Чтобы узнать, что случилось с актером, нужно было задать вопросы, используя вопросительные слова.

Вопросительные слова

Как? (произошел несчастный случай)

Какой? (частью тела он мог управлять)

Кто? (ему помогал, поддерживал)

Что? (за фильм он снял)

Чем? (он еще занимался)

Почему? (он помогал людям)

Сколько? (лет он прожил)

Дети в группах обсудили вопросы, которые им хотелось задать; затем посмотрели уже полную презентацию и нашли ответы на вопросы, но не на все. И это нормально, у ребят заинтересованных появился стимул найти еще информацию. Обсудили в группах, кто является для них большим героем: супергерой со всеми его сверхъестественными способностями или реальный Кристофер Рив, который не только не сдался, получив тяжелейшую травму, не только вернулся к активной жизни и работе в кино, но и помогал другим людям, получившим травму позвоночника. Правильно поставленные вопросы помогли ученикам составить свое монологическое высказывание и обосновать свою точку зрения.

Сформулированный вопрос позволяет является показателем способности обучающихся анализировать информацию в контексте личного опыта; навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения. Прием «Вопросительные слова» помогает на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными; отработать умение формулировать вопросы; воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умение доступно и кратко формулировать мысли. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от его практического использования, учатся слушать и слышать иноязычную речь, понимать друг друга при защите проектов. Проектная методика позволяет учащимся составлять собственных монологических и диалогических высказываний, глубже изучить, например, страноведческий материал, сделать анализ и сопоставить культуры разных народов и стран.

Проекты могут быть объемными и длительными по количеству времени работы над ними. Данные проекты обычно имеют исследовательский или информационный характер и часто предназначены для подготовки и проведения внеклассных мероприятий, особенно в старшей школе. Можно перечислить примерные темы проектов, вызывающие интерес у учащихся: «Города России», «Знаменитые ученые мира», «Знаменитые ученые России», «Великие открытия» и другие. Работая над такими проектами, ученики создают довольно объемные текстовые работы и мультимедийные презентации с использованием наиболее интересного материала и видеоряда их сопровождения.

Ролевые игры позволяют совершенствовать коммуникативную компетенцию обучающихся, формируют учебное сотрудничество и партнерство. Ролевые игры обучают естественному общению, так как в них проигрываются разнообразные ситуации реальной действительности, и участники игры сами определяют свое речевое поведение. Я использую ролевые игры как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом.

В 10-11 классах уместно применение кейс-технологии. Например, ролевая игра «Визит семьи к психотерапевту» (тема «Фобии): «члены семьи» получают карточку-список страхов, а «доктор» должен соотнести с жалобами «пациентов» и определить фобию, которой они страдают, и дать соответствующие рекомендации.

Ролевая игра по теме «Путешествие»: «члены семьи» получают карточки со списком «своих» предпочтений и должны определить свой маршрут путешествия по стране, города и мероприятия для посещения.

Дискуссии способствуют активному и свободному развитию личности в деятельности, учат школьников свободно выражать свои мысли и чувства в процессе общения. Это может быть дискуссия по какому-либо проблемному вопросу, например, выбор профессии, планы на будущее, отношения в семье, со сверстниками, защита окружающей среды. На уроке по теме «Проблемы мирового океана» проводилась групповая работа с использованием технологии “Fishbone”. Каждая группа получила набор текстов по теме и должна была предложить свое решение упомянутых в текстах проблем. Таким образом каждый обучающийся работал с текстом анализировал его, определял причину и следствие, представлял группе свое мнение и предлагал решение проблемы. Группа обсуждала все варианты и принимала решение.

Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности; учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности; деятельностный характер с помощью методических приемов и заданий на основе игрового, имитационного и свободного общения; создается ситуация успеха, и участники общения чувствуют себя комфортно и не боятся ошибиться, что способствует развитию коммуникативных универсальных действий.

Литература

1. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. Москва, «Просвещение», 2004г.

2. Мильруд Р.П., Максимова Н.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку//ИЯШ.-№4.-15; №5.

3. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Издательство «Высшая школа», 2004.

4. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6.

5. Шумская О.А. Организация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 187-189. — URL https://moluch.ru/archive/176/46057.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие./ Под.ред. Е.С.Полат. - М: Академия, 1998.