Конспект НОД в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие. «Продукты питания. Составление рассказа «Машин день рождения» по опорным предметным картинкам»

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: ЗПР, старшая группа


Цель: создание условий для развития связной речи детей.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: Закрепление словаря по теме «Продукты питания». Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов, учить подбирать слова с противоположными значением, учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных, обозначающих продукты питания. Совершенствование навыка составления рассказа по опорным предметным картинкам.
  • Коррекционно-развивающие задачи: развивать, внимание, зрительное восприятие, мышление, моторику рук.
  • Коррекционно-воспитательные: формирование положительной установки на участие в деятельности, самостоятельности.

Форма организации детей: подгрупповая.

Формы организации детей: игра, беседа.

Методы организации

Главные методы обучения

Практические:

- упражнение

Наглядные:

- наблюдение

- демонстрация наглядных пособий

Словесные:

- рассказ педагога

- беседа

Игровые:

- дидактическая игра

Лексический материал:

  • Существительные: суп, каша, котлеты, макароны, блины, пирожки, булочки, пирог, масло, сыр, молоко, сметана, хлеб, компот, морс, сок, кухня, плита, сковорода,
  • Глаголы: готовить, варить, печь, пробовать, солить, наливать, подливать доливать, добавлять, переливать.
  • Прилагательные: сладкий, несладкий, солёный, несолёный, ароматный, горячий, холодный, мягкий, жесткий, свежий, кислый, горький, сытный.

Оборудование: карточки с изображение продуктов питания, «разрезные картинки», карточки «4-лишний», презентация, мяч.

Организационный момент. Упражнение «Добрый день»

Цель: Создание мотивации на совместную деятельность.

Задачи:

  • Психологический настрой на совместную деятельность.
  • Поддерживать интерес к дальнейшей  совместной деятельности.

Методы и приемы: словесный (беседа, вопросы), игровой (сюрпризный момент)

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети образуют круг.

Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги наша лень,
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

Сегодня мы с вами идем на день рождения к Маше. Но она еще маленькая и не умеем готовить. Покажем ей? А что для этого необходимо? (продукты питания). Правильно, и сначала мы соберем наши продукты

Деть выполняют движения (хлопки, сжимание и разжимание рук)

 

Слайд «Кухня»

Основная часть

Цель: Формирование умений
Методы и приемы: словесный (художественное слово, вопросы, беседа, уточнение), игровой (пальчиковая гимнастика, физкультминутка), наглядный

Д/и «Разрезная картинка»
Цель:
развивать зрительное внимание; активизировать предметный словарь по теме.

Дети занимают свои места

Дети собирают разрезные картинки с опорой на наглядный образец

 

Д/и «Назови ласково»
Цель:
образование уменьшительно-ласкательных суффиксов

Дети выполняют задания.

Дети называют свой продукт питания ласково

 

Д/и «Где хранятся продукты»
Цель:
Закрепление навыка словообразования существительных

Дети за столами работают по картинному материалу

Сухари хранятся в сухарнице, т.д.

 

Д/и «Что получится?»
Цель:
учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных, обозначающих продукты питания.

 

 А вы любите сок пить? Давайте посмотрим, какой сок есть у нас?
Слово к слову добавляй, Что получится, узнай.
(Яблочный сок, томатный сок, вишнёвый сок, виноградный сок, грушевый сок, апельсиновый сок, )

Слайд

Пальчиковая гимнастика «СУП»
Цель: активизация двигательной активности, снятия утомления

Дети выполняют движение в соответствии с текстом

Мы решили суп сварить,
Маму с папой накормить.
Мы морковку поскоблили,
Мы картофель раздобыли.
Посолил, поперчили, помешали.
Маму с папой угощали.

 

Д/и «Составь предложение»
Цель:
учить детей образовывать относительные прила­гательные от существительных, обозначающих продукты питания, правильно употреблять их в предложении.

Дети отвечают

Педагог: - Суп у нас получился вкусный, ароматный, аппетитный. А что еще можно приготовить из продуктов?
Слово к слову добавляй, Предложение составляй.
Я приготовлю молочную кашу.
Я приготовлю гороховый суп.
Я сварю овощной суп т.п.

Слайд

Д/и «Разложи продукты» (работа с презентацией)
Цель:
закрепить знание детей о видах продуктов

Дети говорят, к какому виду продуктов относится тот или иной продукт

Ребята, посмотрите, я купила продукты и не успела их разложить по своим местам. Помогите мне.

Работа с презентацией

Д/и «Четвертый лишний»
Цель:
развивать мышление

Дети работают по карточкам

Выделяют лишний предмет и объясняют, почему он лишний

Д/и «Наоборот»
Цель:
активизировать словарь признаков, учить подбирать слова с противоположным значением.

Игра с мячом

Всё, что я вам скажу,
Скажете наоборот.
Я скажу, что суп горячий, Ну а ты -....
солёный борщ;
жесткие котлеты;
невкусное рагу;
холодные блины;
мягкая булочка;
несладкий компот.

 

Д/и Рассказ «Машин день рождения»
Цель:
учить детей связно рассказывать

Заключительная часть

Цель: Подведение итогов НОД.
Задачи: Сохранять и поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
Методы и приемы: словесный (поощрение).

Дети по очереди благодарят соседа (Спасибо тебе Миша)

Молодцы, ребята