Мои педагогические открытия

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 1, 2, 3, 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (801,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Здравствуйте. Меня зовут Михайлова А.Н. После окончания школы поступила в Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А.Куратова на коми школьное отделение и получила 2 специальности: преподавание в начальных классах и пеподавание коми языка и коми чтения в начальных классах, а после колледжа в 2009 году поступила на 3 курс Коми государственного педагогического института на факультет "Педагогика и методика начального образования" с дополнительной специальностью "Педагогика и психология". И уже тогда, во время учёбы начались мои первые открытия. Преподаватели открыли замечательных педагогов и их труды: Я.А.Каменского, Ш.А.Амонашвили, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко. До прихода в школу, будучи студенткой, я говорила, что ни за что не пойду работать учителем. Но работаю учителем начальных классов восьмой год.

Слова Сент Экзюпери из “Маленького принца” - “Все мы родом из детства” относятся ко мне. Еще маленькой девчонкой была просто очарована своей первой учительницей – Есевой Эмилией Ярославовной. Она была для меня идеалом доброты, справедливости, грациозности, требовательности. Мне так хотелось быть на нее похожей. Неслучайно и любимыми играми в детстве были игры в школу. Другой профессии в своем будущем я даже и не представляла - только учителем! И я осуществила свою мечту. Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь.

 Открытие – понятие, без которого немыслимо существование человека на Земле. В моей работе было много маленьких открытий. В XXI веке крайне сложно привнести в педагогический процесс что- то новое. И, скорее всего, мир не получит «новых» Каменских, Песталоцци, Ушинских и Макаренко, но оказывается есть место и нам что открыть не только для себя, но для наших коллег и наших учеников, ведь каждый момент – это что-то новое. А ребята вместе со мной учатся делать открытия, видеть чудо в обыденности, радоваться и удивляться. Придя работать в школу, я сделала для себя первое открытие: нужно иметь способность спуститься с высот своих взрослых знаний до незнания ребенка и вместе с ним совершать открытия и восхождения. Работать стало интересней и результаты моей деятельности значительно улучшились. Также считаю своим открытием – быть искренним и честным перед детьми, которые у тебя учатся. Дети очень тонко чувствуют ложь, наигранное к ним отношение. Только искренние слова и поступки со стороны классного руководителя.

Педагогика… Игра на струнах душ
В сольном исполнении, в оркестре…
Зазвучит сюита или туш?
Исполняй же музыку, маэстро!
Дети наши – чуткий инструмент: 
Ты сфальшивишь – и не отзовутся…
Так умрет мелодия. В момент
Пониманья струны оборвутся!

Школа - это небольшая, но особая страна. Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.

Также считаю своим открытием – «если перестал удивлять – сдавайся». Сдавай свои вещи в музей и иди на покой. В этой стране ты уже никому не нужен. В ходе своей деятельности сделала еще одно открытие – все дети талантливы! И пусть талант этот не абсолютный, но зато у каждого свой. Я работаю над созданием атмосферы, среды потребляющей творческие продукты детей, то есть креативной среды. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания. Для этого необходима специальная образовательно-воспитательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика. Когда - то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. 

Я задумалась, как сделать, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребенку возможность скучать. Нужно занять досуг мальчишек и девчонок разными играми, конкурсами. Если дети будут вкладывать в подготовку этих мероприятий свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый день будет праздником.

Нужно создать особую форму общения, позволяющую каждому ребенку высказаться, раскрыть себя. А для классного руководителя – особое искусство создавать теплую, задушевную атмосферу, позволяющую вместе с детьми постигать все новые ценности культуры общения и формирования личности.

Передо мной встала практическая задача – выявление и развитие всех сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самостоятельности, к тому, чтобы стать творцом самого себя. Для этого я использую различного рода тесты, анкеты, творческие игры, конкурсы и другие пути сбора информации для выявления творческих способностей детей.

Сегодня я с легкостью могу найти, за что похвалить каждого своего ученика, и вижу, как ребенок, не важно, какого возраста, верит в свои возможности. Считаю, что ситуация успеха – это одна из дорог к раскрытию ребенка. Каждый ребенок талантлив, талантлив по-своему - такова моя позиция. Не скуплюсь на похвалу. Нет такого “двоечника”, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок успеха, дать соломинку помощи, показать тропинку к пониманию - и у ребенка возникнет вера в свои возможности и желание учиться - это тоже моё открытие.

Маленькому ребенку и подростку необходимо общение со сверстниками, со взрослыми. Поэтому формой взаимодействия старюсь выбирать не назидание и чтение морали, а беседы-рассуждения. Считаю, что основная и давняя идея педагогики – это сочувствие к детям, принятие и понимание их, способность радоваться за них. Однако вредно заигрывать с детьми и их родителями. Дети и взрослые хотят, чтобы их наставники были умными, тактичными, требовательными, понимающими, уважающими личность человека. Педагог наделен определенной властью над детьми, он напрямую руководит большой частью их жизни. Грамотная власть не в окрике и назидании, не в заискивании и поблажках, а в умении добиться неформального авторитета и сотрудничества в любом деле. Надо уважать мнение ребенка, но обязательно подсказывать, в чем он не прав. Считаю и открытием своим то, что главный человек – мой ученик и важно найти для него то слово, в котором он сейчас нуждается. Вот так, с этих незаурядных, но великих для меня открытий во мне рождался педагог. С годами работы моя деятельность всё больше наполняется другим содержанием, но пока дети будут познавать, расти и взрослеть на моих глазах, я ещё не раз вспомню книгу В. Сухомлинского и как девиз для себя, повторю ее название «Сердце отдаю детям». Открытием для меня как классного руководителя – поддержка детских инициатив и дети как главные организаторы и участники внеклассных мероприятий.

Наши традиции: участие в общешкольных мероприятиях - «Сельскохозяйственная ярмарка», «Осенний кросс», день Гимназиста, акции «Сбор макулатуры», «Наши братья меньшие» и т.д.; участие в классных мероприятиях - творческий вечер талантов «Минута славы», здоровьесберегающие акции (физминутки на уроках, зарядка перед началом занятий, которые проводят сами дети); также традиция – все учащиеся класса вовлечены во внеурочную деятельность – кружки и секции (в рамках школы и вне школы); акции «Читаем вместе» (сбор книг для классной библиотечки) и ведение читательских дневников, пятиминутки чтения на уроках; классная «Почта» (куда дети кладут письма друг другу, либо вопросы к классному руководителю); чаепития с родителями; поздравление именинников летних, осенних, зимних, весенних; конкурс для семей «Папа, мама, я – счастливая семья»; посещение театров, музеев; проведение классных часов в нетрадиционной форме (круглый стол, кафе, игра, конференция). Инициаторами и организаторами всех мероприятий являются дети, а я, как классный руководитель только помогаю им в этом.

Также у нас есть самоуправление в классе, где каждый ученик занимает какую-то должность – от президента класса до министров (помощников президента). На каждой колонке есть командир, который отвечает за сбор тетрадей, порядок на своей колонке, готовность к уроку. Такая структура самоуправления (хотя и упрощенная), даёт возможность ребенку почувствовать себя настоящим взрослым человеком, который может уже что-то изменить в своём «маленьком» городе. Для детей очень важно чувствовать себя значимым. Ведь ДЕТИ, ТАКИЕ ЖЕ ВЗРОСЛЫЕ, ТОЛЬКО МАЛЕНЬКИЕ. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя нужными, понимал свою значимость в общественной жизни класса, ему нужна помощь педагогов и родителей. Это значит, что мы должны работать рука об руку: Дети + Педагоги + Родители!

Я очень уважаю В.А.Сухомлинского как педагога. Его книги “Сердце отдаю детям” и “Письма к сыну” помогают мне в моей педагогической работе решать многие педагогические проблемы. Я хорошо запомнила его слова “Понимать чувства ребёнка – это значит понимать самые тонкие, порой скрытые, недоступные с первого взгляда побуждения, причины, стимулы его поступков”. Врачам доверяют здоровье людей, а нам доверено в детях всё: и здоровье, и психика, и душевная красота. Открытием стало для меня и то, что никак не сможешь повлиять на ребенка, если нет авторитета. Учительский авторитет... Он добывается ежедневно с великим трудом, главным образом, педагогическим творчеством. Нет лучшей награды для меня, как учителя, улыбки, с которой ребята встречают меня в школе, радости в глазах детей, когда захожу в класс, букета первых весенних цветов, бережно собранных детскими руками. Когда ученики посвящают тебе стихи, пишут сочинения о любимом учителе, благодарят за доброту, отзывчивость и мудрость.... Ради этого стоит быть учителем!

Работа в школе многому меня научила: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а главное — бережнее относиться к ребятам. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. А для этого учителю надо самому быть личностью, потому что, как писал Ушинский, «…только личность может воспитать личность». Считаю важным открытием и то, что вся воспитательная работа базируется на духовных ценностях, на языке и культуре коми народа. А человек, знающий родной язык, культуру, никогда не будет пренебрегать культурой другого народа. Открытие – организация работы на систему ценностей-идеалов, обращенных в нравственные ориентиры воспитания: истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, через восприятие которых формируется духовная культура человека. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – четвертый принцип моей педагогической деятельности.

Именно в создании комфортности обучения и воспитания каждого такого ученика и вижу свою роль.

Быть союзником и другом ученика, чтобы учить его жизни. В работе с детьми я стараюсь создать атмосферу добра, тепла и юмора. Весёлые случаи на уроках я записываю, а потом размещаю на доске под рубрикой «Говорят дети» и может быть, выпущу книгу о весёлых случаях на уроке.

«Найти в ребенке изюминку, зернышко творца, которое нужно взрастить, оберегать и постоянно развивать». «Развитие творческой личности через систему учебной и воспитательной работы». «Всегда в поиске! Поощрять любые успехи учащихся, считая ситуацию успеха залогом счастливого будущего ребенка».

«Учитель – помощник в искании ребенком путей к совершенству, в процессе духовного его пробуждения и становления личности». «Учатся у того, кого любят» (И.В. Гете). Любовь к детям - не просто слова - это терпение, помощь, уважение маленького человека!

Вовлечение родителей во все мероприятия – это тоже открытие. Родители нашего класса сопричастны ко всем процессам, происходящим в общественной жизни класса, то есть принимают участие в родительских собраниях, беседах за «круглым столом», днях открытых дверей, спортивных соревнованиях «Мама, папа, я - спортивная семья», оказывают помощь в организации и в проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников и т.д. Мы – Вместе работаем! Вместе отдыхаем! Вместе обустраиваем жизнь!

Я думаю, что если в работе придерживаться нескольких истин, можно сделать мир детей красочным и ярким. • Отдых – значит отстранение от забот, состояние покоя? Но ведь школа не дом отдыха, а дом радости. Отдых может быть и активным, в любимых занятиях.• Самостоятельность – не надо делать и думать за ребят, не надо водить их строем всегда и везде. Пусть думают сами. Пусть сами организовывают свою жизнь. Самостоятельность – это доверие. Но самостоятельности не повредит подсказка, неожиданная идея. Детали придумывают сами.

• Коллективизм – любое дело для всех и для каждого. Тогда – общие интересы, друг без друга скучно.

• Творчество – ищи в новом старое, в старом-старое, в новом-новое.

• Польза – выбирай дела на пользу всем и каждому. Сделай так, чтобы каждый был нужен всем.

• Тайна – без тайны скучно: нужны секреты и сюрпризы, большие и малые тайны. Какие? Придумай! Дети подскажут. Сейчас наблюдая за тем, что происходит в классе, можно с уверенностью сказать, что мир детства в нашем классе получился насыщенным, интересным, плодотворным и немножечко «взрослым». Главное, что каждый ребенок принимает участие во всех проводимых делах, нет отстраненных детей и всё им не в тягость, а очень интересно.

Только сотрудничая, мы смогли создать все те условия, в которых ребенок чувствует себя нужным и значимым, раскрывает все свои творческие способности. И главное я вознаграждена тем, что иногда слышу нежный звон серебряных колокольчиков…

Победа ребенка становится и моей победой. Я должна поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости проявлений его индивидуальности, потому что в противном случае Гадкий Утенок так и не увидит величественные черты Прекрасного Лебедя. Все мы были детьми. Все мы родом из детства. С детством я не расстанусь никогда, потому что я учитель. В этом моя огромная человеческая радость, а может быть, и большее - счастье. Когда-то я выписала в свою записную книжку слова из книги М.Алексеева: “Доброе-то в человеке заглушить легче, чем дурное. Дурное так и лезет в глаза всем. А хорошее надо еще увидеть, разглядеть, да все время ухаживать за ним, чтобы не увяло, не засохло, не пропало в человеке! Пропалывать надо, очищать от сорняков”. И в первую очередь мы, учителя, должны воспринимать лучшее, что есть в детях, помогая им самим это лучшее в себе увидеть.

Мое призвание – учитель. Просто для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня «учитель» – это жизнь (смысл моей жизни). Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем. Главное ее правило – создать каждому ребенку ситуацию успеха, убедить каждого в том, что у него все получится. Что он способный и умный. И результат не замедлит сказаться. Способность принять ребенка таким, какой он есть – первый шаг к пониманию его внутреннего мира и истинных мотивов его поступков. Детям нужно тепло, осознание своей необходимости, и если ты даешь это, связь с ними становится многолетней. Если ученик хочет видеть в тебе не только школьного преподавателя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому служению. Моя роль, как педагога, заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка — четвертый принцип комфортности обучения и воспитания.

Седьмой принцип — сотрудничества. Учитель не навязывает ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Таковы мои педагогические аксиомы. Я убеждена, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

Мне нравится замечательный педагог, большой знаток детской души Шалва Александрович Амонашвили. Он сочинил обращение учеников к взрослым. Это обращение я часто перечитываю, чтобы лучше понять душу ребёнка. А к сегодняшнему выступлению я подготовила запись этого письма:

«Дорогие наши воспитатели, мамы и папы, учителя, милые люди, любящие нас и заботящиеся о нас! Берегите нас такими, какие мы есть, и сделайте нас такими, какими должен стать каждый из нас! Мы будем сопротивляться, шалить, прятаться, хихикать, мы будем радоваться жизни, и стремиться к удовольствиям. Зачем возмущаться с тем, что у нас пока ещё нет здравого смысла. Он придёт к нам с помощью ваших добрых забот, может быть, не сразу и не скоро. Не надо видеть в нас взрослых, себе подобных, а затем удивляться тому, как мы недогадливы, непонятливы, неблагодарны. Принимайте нас с недостатками и помогайте нам преодолеть их. Только уважайте наше чувство радости, которые мы находим в наших шалостях, неустанных играх, сопротивлении, сиюминутных удовольствиях. Принимайте всё это, как наши детские болезни, против, вы никогда не сможете найти вакцины, и лечите нас так, чтобы не было нам очень больно. Нам трудно понять всё. Потому что мы дети. Вы должны разгадать нас. Потому что вы взрослые.»

 Да, наша главнейшая задача состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Образна, и глубоко человечна древняя мудрость: «Ученик - это не сосуд который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Наше педагогическое «горение» в том, чтобы в ученике видеть, прежде всего человека, человека свободного, раскрепощённого, ответственного. И чтобы ученик стал таковым, важно не нарушить, не сломать уникальность, неповторимую индивидуальность каждого ученика.

А вам, Уважаемые коллеги, свое пожелание хочу выразить словами Амонашвили:

Учитель! Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди!
Будь надеждой для школьника! Дари себя детям!
Знай, к чему стремишься! Постоянно ищи в ребенке богатство его души!
Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!