Гласный звук [о], буквы О, о

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1

Ключевые слова: УМК «Начальная школа XXI века», звук и буква О


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми нового знания по теме урока.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с гласным звуком [о] и способом его обозначения на письме с помощью букв О, о;
  • совершенствование умения выделять интонационно звуки в словах, кратко характеризовать качественные признаки звуков;
  • проводить звуковой анализ и строить модели слов;

развивающие:

  • развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память;
  • развивать учебно-научную речь учащихся;

воспитательные:

  • способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, воспитанию интереса к предмету.

Дидактические средства:

  • учебник «Букварь» (авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова);
  • мультимедийная презентация; пеналы с фишками для обозначения звуков;
    карточки с буквами; два квадрата красных, квадрат зелёный для игры «Живые звуки»;
  • картинки: ослик, слон,  лошадь, зонт, ведро, пальто, солнце.

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд 2.

Прозвенел звонок весёлый,
На урок скорей беги.
И старания с вниманьем
Ты с собою захвати.

(Учитель читает стихотворение)

2. Актуализация знаний

Учитель: Вспомним, на какие 2 группы можно разделить звуки?

Дети: Все звуки можно разделить на гласные и согласные.

Слайд 3.

Учитель: Какие звуки называются гласными? Какие согласными?

Игра «Хлопушки»

Учитель: Я буду произносить слова, а вы хлопать, если слово будет начинаться с гласного звука.

утка, сани, лиса, ослик, осы, кусты, окна

3. Определение темы урока

Игра «Будь внимательным»

Слайд 4 картинки: помидор, огурец, морковь, лук, свёкла, картофель.

Учитель: Назовите предметы. (Дети называют.) Запомните в каком порядке они расположены.

Слайд 5 картинки: помидор, огурец, лук, морковь, свёкла, картофель.

Учитель: Что изменилось?

Дети: Морковь и лук поменялись местами.

Учитель: Молодцы!Как назвать общим словом. Что это?

Дети: Это овощи.

Учитель: С какого звука начинается слово? (О) Назовите тему урока. С каким звуком и с какой буквой мы будем знакомиться?

Дети: Звук и буква О.

3. Изучение нового материала

а) Звук [а].

Фонетическая зарядка

Учитель: Как охают больные? (Ох-ох!) Назовите первый звук. (О) Как работают рот, зубы, язык?

Дети: Рот и зубы открыты, язык лежит спокойно. Воздух проходит свободно.

Учитель: Какой это звук?

Дети: Гласный, потому что его можно петь и тянуть.

Учитель: Назовите имена девочек, которые начинаются со звука [о]. (Оля, Ольга, Олеся) Встаньте девочки, у кого имена начинаются со звука [о]. (Встают девочки) Назовите имена мальчиков, которые начинаются со звука [о]. (Олег) Встаньте мальчики, у кого имена начинаются со звука [о]. (Встают мальчики)

Слайд 6 картинки: осьминог, облако, орехи, овощи, ослик, обезьянки, обувь, очки.

Учитель: Назовите картинки.

(Дети называют картинки.)

Учитель: Где находится звук [о]?

Дети: в начале слова.

Игра «Где звук?»

На доске картинки: ослик, слон, лошадь, зонт, ведро, пальто, облако.

Дети по очереди выходят к доске, выбирают картинку, называют, выделяя звук [о], определяют место в слове и помещают картинку на доску так: верхняя строчка - [о] в начале слова, средняя строчка - [о] в середине, в нижнюю строчку - [о] в конце.

«Букварь» стр. 36. Работа с фишками Звуковой анализ слова «полка».

Задания.

  1. «Прочитать» слово, ведя указкой по звуковой схеме слова;
  2. Сказать слово, выделяя первый звук (п – п – олка); назвать первый звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (согласный, т. к. нельзя петь и тянуть, твёрдый, синяя фишка);
  3. Выделить второй звук (по – о –лка), дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т.к. можно петь и тянуть, красная фишка);
  4. Выделить третий звук (пол – л – ка); дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (согласный, т.к. нельзя петь и тянуть, твёрдый, синяя фишка);
  5. Выделить четвёртый звук (полк – к –а), дать характеристику и обозначить фишкой (согласный, т.к. нельзя петь и тянуть, твёрдый, синяя фишка);
  6. Выделить пятый звук (полка – а), дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т.к. можно петь и тянуть, красная фишка);

Учитель: Какой гласный звук мы уже знаем и можем заменить буквой? ([а])

На доске:

Учитель: Заменим [о] на [а]. Какое слово получится? (палка)

б) Буква «О».

Учитель: Кто знает, какой буквой на письме обозначается звук [о]?

Дети: Буквой «О».

Учитель: Послушайте про эту букву рассказ тётушки Совы.

Слайд 7. Видеоролик «Буква О».

Физминутка.

Учитель: Выучим стихотворение о букве «О».

Слайд 8.

Буква О всегда стояла
Круглая, нормальная,
Спать легла – бока помяла
И теперь овальная.

Учитель: На что похожа буква «о»?

Слайд 9. картинки: дупло, открытый рот, обруч, солнце, остров, колесо

Учитель: Познакомьтесь с прописной буквой О.

Слайд 10.

4. Закрепление

Букварь стр. 36.

Учитель: Как зовут девочку? (Дети высказывают своё мнение.)

Дети: Оля.

Игра «Живые звуки»

Вызываются 3 детей. Учитель называет звук [а] и даёт красный квадрат 1 ученику, учитель называет второй звук [о] и даёт красный квадрат 2 ученику, учитель называет третий звук [л] и даёт зелёный квадрат 3 ученику.

Учитель даёт команды звукам, учащиеся выполняют.

– Гласные шаг вперёд. Представьтесь.

– Согласные шаг вперёд. Представьтесь.

– Звуки встаньте так, чтобы получилось слово «Оля».

Работа со скороговорками

Коси коса, пока роса,
Роса долой – и мы домой.

Соображалка

Букварь стр 37. Дети подбирают слова к схемам.

Загадки

(Дети разгадывают загадки и определяют где находится звук)

Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? … (Огурцы)

Вот сидят девчонки –
Чёрные глазёнки,
Будто на скамеечках,
На пяти линеечках. (Ноты)

Без крыльев, а летит.
Без языка, а говорит. (Письмо)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)

Листья падают с осин,
мчится в небе острый клин. (Осень)

5. Рефлексия деятельности

Слайд 10. (1 нажатие мышки)

Быстро время пролетело,
И идёт к концу урок.
Так давайте без задержки
Подведём всему итог.

Дети: Мы познакомились со звуком [о]. Узнали какой буквой обозначается звук.

(2 нажатие мышки)

Учитель: Молодцы. Спасибо за урок.