Формирование правильных вокальных навыков и устранение недостатков звукоизвлечения на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом (практические рекомендации)

Разделы: Музыка

Ключевые слова: музыка, вокальные упражнения, певческие навыки


Психологами установлено, что самый плодотворный возраст для интенсивного творческого развития ребенка является возраст 2-5 лет. Никто уже не спорит, что учить считать и читать ребенка нужно еще до школы, но немногие убеждены в необходимости раннего музыкального развития. Чаще всего музыкальные занятия, проводимые в детских садах, носят развлекательный характер, в результате чего не у всех выпускников детского сада развит музыкальный слух, среди них много «гудошников» (детей, не имеющих координации голоса и слуха); с основами музыкальной грамоты практически не знаком никто.

В связи с вышеизложенным, можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается педагог на начальном этапе обучения пению в младшем хоре и на уроках постановки голоса с детьми 7-9 лет.

В результате недостаточной, а во многих случаях и неправильной работы над привитием навыков пения, многие дети, обладающие природной интонацией, склонны форсировать звучание. Пение таких детей имеет кричащий характер, дыхание прерывистое, его не хватает на исполнение всей музыкальной фразы. Такая манера исполнения провоцирует множество недостатков в работе голосового аппарата. Разного рода мышечные зажатости: скованные мышцы шеи, поднятые при вдохе плечи, задранный подбородок, прижатая нижняя челюсть – вот далеко не весь перечень недостатков, с которыми приходится сталкиваться педагогу, начинающему обучать пению первоклассника. Они влекут за собой неправильное положение гортани при пении, изначально задранное ее положение провоцирует гортанное звукоизвлечение, негативно влияет на полетность звука, не дает в должной мере развиться певческому диапазону.

Есть и другая категория - дети, которые, из-за своей природной застенчивости, вялости или других природных особенностей, при изначальной точности интонации, практически не владеют певческим дыханием. Пение таких учеников имеет тусклый, малоинтересный характер, это пение для себя и как бы внутри себя, артикуляция вялая, практически отсутствует посыл звука.

Природа одарила всех по-разному, но практически все дети способны в той или иной степени овладеть певческими навыками, способны правильно интонировать мелодию, могут научиться петь в высокой певческой позиции, свободно, на дыхании. Каждый требует к себе различного подхода: кто-то усваивает все на лету, и работа с таким ребенком доставляет истинное удовольствие; для достижения успеха у других требуются значительные усилия; третьи требуют кропотливой и вдумчивой работы педагога.

Пение – это самый демократичный вид музыкального искусства. Дети очень любят заниматься вокалом и хором и абсолютно не склонны задумываться, есть ли у них для этого данные. Необходимо стараться не отказывать детям, в приеме на хоровое отделение детям, желающим обучаться вокалу, вне зависимости от их возможностей и уровня обученности на данный момент. Это ставит перед педагогом следующую задачу: ему нужно привести к единой манере пения и детей «гудошников», и детей склонных форсировать звучание, и тех, кто привык бормотать себе под нос. От того, сможет ли он это сделать, зависит успешность детей, их способность радовать себя и окружающих своим исполнением, возможность результативно выступать в различного рода конкурсах.

Музыкально-певческие навыки учащихся формируются довольно медленно. Характерным для выработки динамического стереотипа владения певческим голосом является не только длительность, но и некоторая разновременность становления различных вокальных навыков. Поэтому спецификой вокально-хорового обучения считается постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения. Затем они постепенно усложняются и расширяются, что проявляется во все более трудном репертуаре и повышении требований по каждой из задач, которые предъявляются и к каждому индивидуально, и к ансамблю в целом.

Наиболее интересен в методическом плане начальный этап обучения, т.к. именно в нем закладываются основные певческие навыки. Целью обучения на этом этапе является привитие навыков пения в высокой певческой позиции, создание единой манеры звукоизвлечения у всего ансамбля, преодоление проблем неверного интонирования, форсирования звука.

Далее речь пойдет о способах работы с детьми на начальном этапе обучения, об упражнениях, способствующих формированию правильных вокальных навыков и устранению недостатков звукоизвлечения на различных ступенях обучения, я так же коснусь вопроса постановки певческого дыхания.

Пение – это наиболее доступный способ самовыражения для детей. Именно в песне ребенок, не имеющий музыкальных навыков, может раскрыться, проявить свою индивидуальность. Все дети любят петь, хотя многие из них даже не осознают, что поют неверно. И тут очень важно не сбиться на употребление непонятных для ребенка слов: Выше! Ниже! Фальшиво! Неправильно! Слово «неправильно» можно говорить только тогда, когда ученик уже знает, как сделать правильно, а для этого необходимо накопление хоть каких-то слуховых впечатлений.

Начинать «произносить» музыку ничуть не легче, чем произносить первые слова. Музыка должна обогатить душу каждого ребенка – и того, кто поет чисто, и того, кто «бубнит» на одном звуке, тем более, что это не вина его, а беда. Поэтому необходимо объяснить всем, чтобы над «гудошниками» не смеялись. Самое главное на этом этапе создать доброжелательную атмосферу сотрудничества в коллективе.

Проблема неверной интонации – одна из самых распространенных в среде певцов. Если ребенок поет фальшиво, это вовсе не значит, что у него отсутствует слух, просто над его развитием следует упорно работать. Далее речь пойдет о некоторых приемах обучения плохо интонирующих детей.

Существует два типа «гудошников». Это дети, которые поют ниже заданной мелодии или пищат сверху. Для правильной организации занятий с неверно интонирующим учеником необходимо знать его диапазон, с первых же занятий выявить «примарные» звуки. В идеале – это звуки, которые звучат хорошо, свободно и естественно. У «гудошников» примарные звуки – это часто единственное, что они вообще могут спеть; с них и нужно строить упражнения. У многих детей диапазон состоит из двух-трех звуков. Иногда дети специально занижают голос, подражая взрослому пению, через несколько уроков они легко перейдут в первую октаву.

Чтобы развить у детей чистую интонацию, надо точно знать диапазон и примарный звук (звуки) и постепенно выходить за их предел. С расширением диапазона примарные звуки будут смещаться.

С детьми, которые «гудят» снизу, нужно работать, сознательно заставляя их осветлить звук. Для этого целесообразно включать в работу образно-эмоциональную сферу ребенка. Например, можно использовать сравнения типа: «ты сейчас спел как мишка, а теперь спой как мышка». Диапазон можно условно разделить на серьезные, важные и солидные звуки (примерно до фа-соль первой октавы) и ноты светлые, сладкие, исполненные голосом лисички, которая хочет выманить петушка-гребешка. В работе над правильным, четким интонированием полезно подражать светло звучащим инструментам, наиболее близким человеческому голосу, таким, как скрипка и флейта. Можно также сравнивать голос с колокольчиком (очень полезно, т.к. этот пример стимулирует точную певческую атаку).

Есть так же и свои специфические приемы работы с детьми, которые «пищат». В работе с учениками, которые поют намного выше, чем нужно, приходится выстраивать не верхний регистр, а нижний. Следовательно, приходится сознательно идти на затемнение звучания. Так как в этом возрасте почти у всех детей пение носит фальцетный характер, приходится добиваться «серьезного» звука, большей тяжеловесности. Часто им достаточно одного слова «приземлись». Можно добавить и физические ощущения, иногда достаточно легко надавить на плечо ребенка, чтобы он понял, что интонацию необходимо осадить.

С семи лет в голосовых связках начинается формирование специальных вокальных мышц, которое полностью заканчивается к двенадцати годам. У ребенка появляется возможность пользоваться не только фальцетным, но и грудным типом формирования звука. Использование грудных вибраций в период закладки и обособления вокальных мышц может способствовать как возникновению более удачных анатомических соотношений в гортани, так и лучшей управляемости микстовой работы связок. Именно в этот период вопрос с неверным интонированием детей, «пищащих» сверху, обычно снимается сам собой.

Часто неверная, или приблизительная интонация возникает у детей, имеющих тенденцию петь широким, несобранным звуком, и очень часто, как только определяется правильная позиция, появляется и большая точность интонирования. Можно объяснить ученикам, что в выемочке, сразу за зубками, находится микрофончик, поэтому звук необходимо посылать именно туда. Часто мы поем в воображаемую «дудочку», что позволяет существенно собрать звук, следовательно, выровнять интонацию.

В работе над мелодией не следует ограничиваться одним, неверным, разом. Нужно просить ребенка исполнять еще и еще, при этом подсказывая ему верные ощущения. В какой-то момент даже неверно интонирующий ребенок поет звук или группу звуков совершенно правильно. Правда, по причине отсутствия навыка, он может тут же утратить интонацию. Важно, чтобы ребенок убедился, что он может петь правильно. Со временем он научится сознательно вызывать в себе ощущение, способствующее правильному звуковоспроизведению, то есть навык закрепится.

Так как у детей этого возраста часто не сформированы интонационные представления, и они не осознают ладовых тяготений, то начинать работу следует с ввода простейших попевок, которые, повторяясь во время распевки неоднократно, позволяют максимально четко закрепить в сознании ребенка именно это сочетание ступеней лада. Такая работа похожа на создание блоков, из которых в дальнейшем будет выстроено здание успешного, правильного интонирования. Именно она постепенно позволяет ребенку ощутить лад, как нечто знакомое, как дом, в котором все вещи на своих местах. Эти интонационные модели сначала односложны. Эти попевки, изначально строясь на интонировании одной–двух нот, постепенно усложняются. Тексты этих попевок нужно строить на самом близком детям материале: это тексты народных детских песенок, всем детям известные из первых книжек; это тексты – приветствия; это хорошие слова, которые дети пропевают друг другу или любимой маме. Очень хорошие песни, построенные на неоднократном повторении одной и той же интонационной модели, содержатся в учебнике «Сольфеджио для подготовительных отделений музыкальных школ» авторов составителей М.Котляревской-Крафт, Л.Батхан, И.Москальковой. Там же рекомендован такой порядок освоения сочетания различных ступеней лада:

Постепенно тексты песен усложняются, в них присутствуют несколько интонационных моделей одновременно.

С самого первого занятия можно использовать различные формы ручного показа звуков. Воспитанников следует учить анализировать характер и направление движения (по моим наблюдениям точность интонации значительно выравнивается, когда ребенок зрительно представляет себе рисунок мелодического движения). Это и простая демонстрация направления движения, и введение ручных знаков относительной сольмизации, которые очень наглядно демонстрируют характер ступеней лада, тяготения и способ образования звука. На занятиях можно не вводить слоговых названий ступеней, принятых в практике относительной сольмизации, нецелесообразно загромождать память детей дополнительными названиями, нужно просто объяснить, что первую ступень лада мы будем показывать, сжав кулачок, а вторую открытой ладонью под углом 45 градусов к полу и т.д. И только когда дети начинают ориентироваться и мыслить мелодию ступенями лада, можно начинать обучать их нотной грамоте, используя опять же ручной пока , когда «нотным станом» служит левая рука поющего, а указательный палец правой руки показывает местонахождение звуков. Те же интонационные модели, которые уже были усвоены с помощью показа ручными знаками, пропеваются с названием нот.

Таким образом, дети первого года обучения к концу начального этапа начинают ориентироваться в типах мелодического движения, осознавать ладовые тяготения и осваивают начальную нотную грамоту, что делает возможным введение на втором году обучения пения по партиям.

Для активизации музыкального развития детей можно использовать создание вокальных импровизаций, которые способствуют пробуждению любознательности, инициативы, развивают фантазию, воображение, способствуют лучшей ориентации в средствах музыкальной выразительности. Они могут быть различными. Самая простая – «певческий» ответ на вопрос «Как тебя зовут?», за которым следует «музыкальный разговор» педагога с детьми. Затем могут даваться задания импровизировать на несложный поэтический текст, разные настроения, образы. Могут быть использованы игры во «фразы-догадки», «мелодические прятки», «куплеты с вариациями», коллективно сочиняются песни с заданным ритмом, в каком-либо стиле, «цепочкой». Занятия импровизацией на уроке позволяют прослушать отдельно каждого ученика группы, прививают инициативность и просто учат не бояться петь сольно.

С первого урока необходимо следить за правильностью певческого дыхания и постановкой тела при пении, т.к. от этого напрямую зависит качество звука, его наполненность, создание высокой певческой позиции. Правильно поставленное певческое дыхание помогает сохранить здоровье голосового аппарата на всю жизнь, позволяет активизировать дыхательную активность воспитанников, что очень полезно детям, проживающим в условиях крайнего севера. Самые основные, первые требования:

- Поза ребенка, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует нервную систему.

- Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор.

- Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее - это обеспечивает свободу гортани и глотки, их естественное состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию голоса.

- Лицо поющего, говорящего, должно быть свободно от гримас. В процессе занятий улыбка важна как фактор, передающий чувство радости, удовольствия от дела. «Как чувство радости вызывает улыбку и блеск в глазах, так улыбка на лице заставляет ученика ощутить приподнятость, радость творчества». Не случайно старые итальянские педагоги требовали во время пения и перед ним улыбаться, делать «ласковые глаза».

Все эти действия, по закону рефлекса, вызывают нужное внутреннее состояние, так же, как мышечная собранность - нервную готовность к выполнению задания. Именно эта работа готовит внутреннюю сценическую раскрепощенность. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный, раскрепощенный вдох. Эти требования необходимо соблюдать с первых занятий пением.

Много усилий на первых порах уходит на то, чтобы приучить детей сидеть прямо, с опорой на ноги, не сутулясь. Поначалу требование сидеть прямо, а ножки держать на полу воспринимается ими как прихоть. Поэтому приходится показывать, в каком положении находятся легкие, если спинку держим прямо, и в каком сжатом положении они, если мы сутулимся. В идеале лучше обучать пению стоящего ребенка, так как в таком положении лучше ощущается опора, но в ансамблевых занятиях приходится время от времени усаживать детей, т.к. постоянное стояние их быстро утомляет. Детям следует напоминать, что дышать следует «в поясок», состояние вдоха удерживать до конца музыкальной фразы. На первых порах, когда заостряешь внимание на процессе дыхания, воспитанники пытаются форсировать вдох, набирают побольше воздуха, что приводит к затруднению выдоха и озвучивания музыкальной фразы. Я обычно рассказываю им, что нужно вдыхать при пении таким образом: «вдохните так, будто вы приятно удивились, или быстро понюхали цветочек». Такая установка дает эффект правильного певческого вдоха. Для активизации мышц, участвующих в процессе певческого дыхания, дети делают упражнения. Они просты для понимания и исполнения, но чрезвычайно действенны.

Упражнение №1

Дети, сидя на стульях, при вдохе поднимают красиво, как птицы руки в стороны, а на выдохе плавно, без рывков их опускают в исходное положение, представляя, что на что-то опираются. Упражнение моментально дает почувствовать состояние опоры, учит выдыхать без рывков, удерживая состояние вдоха.

Упражнение №2

Очень похоже на первое, только вдох и выдох синхронизируется теперь с движением каждой руки отдельно. Упражнение хорошо тем, что позволяет проследить за созданием большего чувства опоры со стороны движущейся руки, а, следовательно, обособить ощущения с тем, чтобы потом вызывать их произвольно.

Упражнение № 3

Сидя на стуле с прямой спиной, не заваливаясь назад, поднимаем правую ногу в горизонтальное положение – вдох. Нога плавно, без рывков идет вниз – выдох. То же самое повторяем с другой стороны. Упражнение дает почувствовать подставку внизу живота, которая как фундамент держит здание нашего певческого аппарата.

Выдох в этих упражнениях я рекомендую выполнять на звук «с» или «ф».

Упражнение №4

Упражнение я называю «самовар». Мы изображаем вскипевший пыхтящий самовар. После правильного легкого вдоха в «поясок» (рука ребенка лежит на животе в районе талии) мы короткими выдохами на звук «ф» начинаем пыхтеть. Рука при этом фиксирует положение диафрагмы, которая идет вниз, опираясь на подставку, которая ощущается внизу живота.

Можно рекомендовать также упражнения по Стрельниковой. Они позволяют активизировать те участки легких, которые обычно не задействованы в повседневном процессе дыхания. По моему наблюдению, эти упражнения нужно использовать чаще, они дают хороший эффект и значительно усиливают динамику звучания. Использование же их только непосредственно перед концертом может привести к тому, что дети, не привыкшие к такой интенсивности работы дыхательного аппарата, на сцене могут не справиться с интонированием, артикуляцией и подачей художественного образа.

Правильное пение подразумевает уравновешивание подсвязочного и надсвязочного давления, поэтому одни только дыхательные упражнения не решают проблему создания правильного формирования звука. Необходима кропотливая работа над организацией аппарата, над приведением его в певческое состояние, которое подразумевает поднятое мягкое небо, правильное положение гортани, наличие резонаторных ощущений.

Если со взрослыми певцами можно разговаривать, используя специальные вокальные термины, то детям приходится объяснять, что нужно делать, используя такие примеры, которые им понятны, и которые они могут спроецировать на свои ощущения. Например, детям, имеющим от природы вялое звукообразование, я рассказываю о том, что все детки когда-то умели очень громко и активно кричать. Наверное, любая мама когда-то недоумевала, каким образом этот недавно родившийся маленький комочек может издавать такие пронзительные, громкие звуки. А вы никогда не прислушивались к дыханию младенца? Дети такого возраста как будто занимаются тренировкой дыхания: то они задерживают вдох, так, что мама начинает прислушиваться и ждать, когда же малыш задышит снова, то начинают дышать часто и интенсивно, при этом диафрагма их работает не хуже, чем у оперных певцов. Маленький ребенок никогда не начинает плакать, не пощупав своих резонаторов. Он сначала начинает похныкивать, при этом звук как бы образуется в маске, и только потом начинает голосить во все горло. Животик его активно выпячивается, диафрагма уходит вниз. Из всего описанного можно заключить, что все мы когда-то имели навыки, которые, вследствие взросления, установок, данных при воспитании, у нас утратились, они просто перестали использоваться, потому, что кричать нельзя и неприлично, рот открывать нельзя, так как холодно и можно простудиться и т.д. Перед детьми, начавшими заниматься вокалом, возникает задача - восстановить утраченные умения. И тут все средства хороши. Можно предложить ребенку поиграть: изобразить хныкающего младенца, потом поскулить, как щеночек, а затем окликнуть словом «эй» человека, который находится далеко отсюда. При этом я прошу проследить, что делают во время окрика бока и животик. Можно предложить ребенку с закрытым ртом издать возглас радостного удивления, что позволяет ему моментально почувствовать работу головных резонаторов. Некоторые педагоги просят извлекать звук «стоном сверху».

На первых порах можно петь вместе с детьми, используя то правило, что аппарат неопытного певца непроизвольно начинает работать в том же режиме, что и у ведущего партию. И здесь главное не сбиться на постоянную работу вместо детей, стараться не заглушать их, максимально приблизив свой тембр к звучанию детского голоса, чередовать пение с детьми и прослушивание их самостоятельной работы.

А самое главное нужно получать от музицирования большое удовольствие, тогда уровень обученности начинающих певцов начинает расти прямо на глазах.

Заключение

В своей работе я хотела рассказать о том, как я выстраиваю работу с начинающими певцами. Многих аспектов я сознательно не коснулась, т.к. старалась отражать только те моменты, в которых я могу общепринятую методику дополнить своими, проверенными на практике наблюдениями и наработками. Возраст 7-9 лет – это самый благодатный период для обучению любому виду деятельности, это и самый хороший период для формирования у детей хорошего вкуса, любви к совместному и сольному музицированию. Я желаю своим коллегам удачи в этом нелегком и благородном деле.

Список литературы

  1. В.Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг. - С-П.: Лань, 1997, стр.3-49.
  2. М.Котляревская-Крафт, И.Москалькова, Л.Батхан. Программа сольфеджио для подготовительных отделений музыкальных школ. М. - С-П.: Музыка, 1995, стр.3-75
  3. О.Апраксина. Методика развития детского голоса. М.:. МГПИ, 1983, стр.10- 77.
  4. О.Апраксина. Методика развития музыкального восприятия. М., МГПИ, 1984, стр. 3-80.
  5. Г.Стулова. Развитие детского голоса в процессе обучения пению М.: Прометей, 1992, стр. 3-50.
  6. Л.Венгрус. Начальное интенсивное хоровое пение, С-П.: Музыка, 2000, стр. 3-54.
  7. Б.Сергеев. Программа обучения по специальности «Пение» для детских музыкальных школ и гимназий искусств. С-П.: Союз художников, 2003, стр.3-20.