Эссе "Моя педагогическая философия"

Разделы: Профессия — педагог


Увидеть мир в одной песчинке
и рай в диком цветке,
держать бесконечность в ладонях
и вместить вечность в один час.
Уильям Блейк

Всё, что происходит впервые, всегда интересно. А что же будет дальше?

Ты помнишь, было вокруг море цветов и звуков?..

 Вот и моя первая школа – малокомплектная, маленькая, уютная, пахнущая свежей краской. Одноклассники – любознательные, нарядные. А главное – учительница – молодая, красивая, в строгом костюме и туфлях на высоких каблуках. Это Липина Галина Васильевна. Как сейчас вижу эту картинку из детства. Вокруг море цветов и звуков. Хотелось увидеть и узнать всё. Преподнести это «всё» мог только учитель через обучение, а главное, через ОБЩЕНИЕ. С детства интерес к школе был неподдельным: играла с подругами в школу, заполняла журнал и ставила оценки, то есть я уже вовсю «работала учителем».

А дальше была средняя школа и мой классный руководитель Лешукова Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы. Человек принципиальный, строгий, справедливый, знающий свой предмет. Мне вообще повезло с учителями. Именно они укрепляли интерес к этой профессии.

В моей жизни ещё есть человек, заставивший более заинтересованно посмотреть на выбор будущего. Родственница – Антропова Зинаида Ефимовна, 50 лет проработавшая в школе. Интересно и со знанием дела рассказывала она о своей школьной жизни. Этот рассказ и заронил зерно в моей душе.

 Обычно выбор делают в более старшем возрасте, мой же выбор своего будущего произошёл именно тогда, в детстве, а в пору юности я лишь укрепилась в мысли: стать непременно учителем и быть похожей на них, невольно сыгравших важную роль в моей судьбе.

Учёба в Курганском государственном педагогическом институте, куда я поступила после окончания школы, была интересной. Сомнений не возникало, кем быть, когда проходила пионерскую и школьную практику, работала на выпускном курсе учителем в сельской школе.

Ты помнишь, было вокруг море цветов и звуков?.. Первые шаги в самостоятельной школьной жизни (свою работу именно так я называю всегда) сделала в небольшой сельской школе Курганской области, куда направили работать после окончания института в 1989 году. Открытости, искренности, любознательности детей удивляешься всегда. Их непосредственность, пытливость заставляет на время забывать о своих неприятностях. Походы, концерты, конкурсы, сбор макулатуры, а во время всех этих мероприятий, конечно же, ОБЩЕНИЕ. Пожалуй, одно из самых важных составляющих условие: умение выслушать и быть услышанным.

Прошли годы. Некоторые из моих бывших учеников пошли по моим стопам. Смею думать, что сумела и я заронить то зерно в душе своих учеников, как когда-то важные для меня люди сыграли судьбоносную роль в моей жизни.

В 2000 году пошла в школу моя единственная дочь. И снова «было вокруг море цветов и звуков». Хотелось, чтобы моего ребёнка окружали такие же учителя, какие были в моём детстве: бесконечно преданные своему делу.

Все 29 лет, которые я проработала в школе, пыталась увидеть, как сказал У.Блейк, «мир в одной песчинке». Действительно, в каждом ребёнке – целый мир. За суетой порой трудно рассмотреть, что из себя представляет тот или иной ученик. Но стоит заглянуть в душу, обратить побольше внимания, пообщаться наедине, выслушать, - увидишь и интерес, и желание быть лучше.

Как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя, – выявить одарённость каждого ребёнка. Я убеждена, что нет на свете неспособных детей, скорее есть взрослые, которые не верят, что их ребёнок – талантливая личность. Девиз нашей школы: «Солнце спрятано в каждом, надо помочь ему вспыхнуть». Можно сказать, что это и мой девиз. Вдохновляют и слова Сенеки: «Ищи в ребёнке хорошее: чтобы увидеть плохое, большого ума не требуется». Вот и стараюсь быть «разведчиком», пытаясь находить в ребёнке не только видимые, но и почти незаметные достоинства.

Стараюсь так построить образовательный процесс, чтобы ребёнок почувствовал, что учение – это радость, а не только долг, о котором ему постоянно говорят родители и учителя, что учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.

Урок всегда начинаю с приветствия и улыбки, от которой, как в детской песне, «хмурый день светлей» и которая, по словам А. Сент - Экзюпери, «объединяет, сближает, вселяет уверенность». Добрая шутка, одобрительное слово – тоже «ключик» к сердцу ребёнка.

Пожалуй, главными качествами учителя считаю терпение и умение ждать. Труд учителя подобен работе пахаря, засевающего поле зёрнами. Только учитель засевает умы и сердца детей тем самым «разумным, добрым, вечным». Как бы ни развивалась наука и техника, ничто не заменит улыбку, доверительный разговор, одобрительный взгляд, жест. Такое впечатление, что ты с огромной связкой ключей приходишь на работу: ведь для каждого ребёнка нужен свой ключик. Вот и подбираешь его.

Учитель – это поиск. Идти в ногу со временем – задача каждого. Жизнь так стремительно меняется, что отставать от неё нельзя, иначе будешь неинтересным своим ученикам. Я учу их, а они - меня. Не боюсь перед ними обнаружить пробел в знаниях относительно компьютерных возможностей. А они бывают довольны от того, что просветили. А ещё они учат меня искренности, открытости, ощущению счастья и радости, которые бывают только в детстве. В свою очередь я в учениках стараюсь воспитать отзывчивость сердца, затронуть струнки души.

Почему я стала учителем? Думаю, потому, что это профессия, философией которой является стремление передать детям частичку себя, «увидеть мир в одной песчинке и рай в диком цветке, держать бесконечность в ладонях и вместить вечность в один час».