Приемы формирования социально безопасного поведения младших школьников в учебном процессе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: поведение, поведение человека


«Везде, где есть жизнь, есть и опасность» - Ральф Уолдо Эмерсон [4]. В нашей жизни происходит немало ситуаций, которые влекут за собой неприятные последствия. Мы часто становимся лицом к лицу перед выбором, решаем, как поступить в той или иной ситуации, чтобы не усугубить её еще больше. Обращаясь к высказыванию американского поэта и философа Ральфу Уолд Эмирсону, можно сказать, что даже в местах, где ты чувствуешь себя более, чем в безопасности, может быть опасно.

Актуальность данной темы заключается в необходимости формирования социально безопасного поведения. Различные аспекты данной проблемы является объектом исследования со второй половины ХХ века. Главной целью является создание педагогических условий, способствующих формированию данного навыка [1, с. 180].

Проблема темы «Социально безопасное поведение младшего школьника» начинает привлекать к себе всё более пристальное внимание. Уже со старшего дошкольного возраста (6-7 лет) начинают закладываются социальные устои. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" есть раздел безопасности школьников, в котором также прописывается о необходимости информирования детей о различных социально опасных ситуациях.

Доктор педагогических наук О.А. Селиванова рассматривает социально безопасное поведение, как конструктивное поведение, на основе знаний и навыков по разрешению сложных жизненных ситуации, которые способствуют успешной социализации личности [3, с. 3].

Традиционно выделяется три основные функции системы социальной безопасности:

  • экологическая – сохранение всех видов инвестиций в человеческий капитал, сохранение и развитие социума;
  • аксиологическая – сохранение многообразия возможностей и ценностей, обеспечивающих выживание общества
  • психологическая – предупреждение тревожности, преодоление неопределенностей, встречающихся в реальном развитии [2, с. 6].

В образовательных учреждениях происходит обеспечение достаточными знаниями в области психологической функции социальной безопасности в различных формах представления. Например, классные часы, беседы, памятки. Все эти формы используются только во внеурочной деятельности.

Рассмотрим новые приемы формирования социально безопасного поведения в урочном процессе.

Благодаря приему «Социальная задача» на уроке математики также можно формировать социально безопасное поведение. Осуществляется это, с помощью задач, содержащих социальную жизненную ситуацию. Приведем конкретный пример задачи данного приема: «Коля и Саша решили поиграть в игру «Кто быстрее!» на велосипедах по тротуару возле проезжей части. Скорость Коли на велосипеде составляла 15 км/час, а скорость Саши 18 км/км. Какой расстояние проедет каждый мальчик через 2 часа? Кто стал победителем?»

Формирование социально безопасного поведения в данном случае происходит за счет наводящих вопросов после прочтения математической задачи. Например: «В чем вы видите опасность в этой задаче?», «Что может произойти?», «Как бы ты поступил/а на месте Коли или Саши?», «Что бы ты сделал/а, если бы был/а пешеходом?». Данные вопросы позволят обсудить верные и неверные действия в социально опасной ситуации. Рассмотреть способы решения представленной ситуации, соответственно формируется социально безопасное поведение.

Анализ текста происходит практически на каждом из уроков русского языка. Формировать социально безопасное поведение на данном урочном занятии достаточно просто. Нужно подобрать задание с текстом или же составить его самостоятельно так, чтобы оно содержало социально опасную или социально безопасную ситуацию. Например:

Задание: прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Правильно спишите текст, определяя, какое местоимение нужно вставить из скобок. Допиши текст, отвечая на вопрос «Как бы ты поступил в этой ситуации?».

 «(Я/Он) гуляла в парке с подругой. Проходя мимо скамейки, (я/мы) увидели, что пож_лой человек сидит в странной позе. Было очевидно, что (ей/ему) стало плох_. Остальные пос_тители парка просто с_дели, не обр_щая внимание на происх_дящее. (Он/Я) поговорила с п_другой и мы решили …».

В самом задании напрямую идет формирование социально безопасного поведения. Также можно дополнительно задать вопросы обучающимся, узнать их версии развития событий заранее, обсудить правильно будет выбрано решение представленной ситуации или нет.

На уроке окружающего мира формирование социально безопасного поведения является неотъемлемой частью программы. В примерной программе по окружающему миру УМК «Школа России» есть раздел «Человек и общество», в котором это формируется. Например:

Задание: послушайте фрагмент из сказки «Алиса в стране чудес».

“Алиса отворила дверцу: там был вход в узенький коридор, чуть пошире крысиного глаза… Так или иначе, сидеть перед заветной дверцей было совершенно бесполезно, и Алиса вернулась к стеклянному столику, смутно надеясь, что может быть, там все-таки найдется другой ключ или, на худой конец, книжка “Учись складываться”. Ни того, ни другого она не нашла, зато обнаружила хорошенький пузырек, к горлышку которого был привязан ярлык, как на бутылочке с лекарством. А на нем большими буквами было четко напечатано: “Выпей меня”.

Далее задаются вопросы, которые напрямую направлены на формирование социально безопасного поведения: «Какое правило безопасности нарушила девочка?», «Не менее опасный вред здоровью могут нанести предметы бытовой химии. Ребята, какие предметы бытовой химии вы знаете?».

Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период младшего школьного возраста- один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни.

Библиографический список

  1. Гладкова Л. Н. Процесс развития социально безопасного поведения школьников средствами сетевых сервисов / Л. Н. Гладкова // Вестник Красноярского педагогического института им. В. П. Астафьева. - 2016. – 180 с.
  2. Марчук Н. Ю. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков / Н. Ю. Марчук, И. В. Пестова, Т. Р. Дильмиева. – Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. – 6 с.
  3. Селиванова О. А. Формирование социально безопасного поведения средствами коллективного творческого дела / О. А. Селиванова, Ю. А. Щепина. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2017 – 3 с.
  4. Цитаты известных личностей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.citaty.net/tsitaty/616549-ralf-uoldo-emerson-vezde-gde-est-zhizn-est-i-opasnost/. – (Дата обращения: 10.12.2019).