Духовно-нравственное воспитание в учебной и внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание


Духовно-нравственное воспитание младших школьников одна из главных задач учителя начальных классов. Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живёт ребёнок. В первую очередь это культура семьи и школы. Под воспитанием часто понимают лишь систему специальных мероприятий. Они оказывают существенное влияние на учеников, но надо помнить, что нравственное развитие происходит и в ежедневной учебной деятельности, которая является ведущей для младших школьников. От того, насколько чётко организована учебная деятельность, последователен педагог в своих требованиях, ясно выражает свою нравственную позицию, зависит успех воспитания.

Мой опыт работы позволил сформулировать наиболее значимые направления в духовно – нравственном воспитании младших школьников:

  • знакомство учащихся с основными нравственными понятиями (добро, дружба, совесть и др.);
  • создание нравственно-здоровой атмосферы в классе; осознание учащимися смысла и сути учебной деятельности, принятие ими роли ученика, развитие внутренней мотивации
  • воспитание бережного отношения ко всему, что их окружает;
  • вовлечение родителей в процесс духовно-нравственного воспитания собственных детей.

Начиная учиться в школе, ребёнок вступает в отношения с учителем, одноклассниками, он вынужден считаться с ними, учитывать их интересы. Важно создать атмосферу доверия, доброжелательности, справедливости и сотрудничества. Учитель должен стать детям другом и помощником, ученики должны чувствовать себя в безопасности. Учителю важно предоставлять ученикам свободу нравственного выбора, основанного на внутренней мотивации, а не на угрозе наказания, учить обдумывать свой выбор. Работая над созданием здоровой атмосферы в классе, необходимо обращать внимание на такие формы работы на уроке, где дети учатся слушать друг друга, сотрудничать. Этому способствует работа в группах, парах, проведение коллективных и творческих работ.

Всю свою работу по формированию духовно-нравственного воспитания в урочной и внеурочной деятельности разбила на два крупных блока, каждый из которых рассчитан на два учебных года:

Первый блок – «Моя малая Родина». Он состоит из двух частей. Одна часть реализуется в первом классе, её направление - «Моя семья».

Цель направления: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

  • Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
  • Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
  • Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Понимаю, что духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семьи, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют не проходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Работу по духовно-нравственному воспитанию детей начинаю с изучения их семей с помощью различных методов: наблюдение, анкетирование, опросы, творческие работы учащихся. С их помощью выявляю уровень образованности родителей и воспитательный потенциал семей. С целью активного включения родителей в духовно-нравственное воспитание учеников нами проводятся тематические собрания, беседы. В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт. Моя задача: помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире. Поэтому свою работу с классом  всегда начинаю с воспитания чувства гордости за свою семью, уважения к семье, стремления заботиться о семье. В течение года в классе провожу: конкурсы рисунков, рассказов (например: «Моя мама – лучшая на свете», «Папа может»), фотоконкурс «Папина профессия…»). Раз в четверть провожу дни именинника, день рождения класса (06 октября) с участием родителей и учащихся. Родители с удовольствием принимали участие в спортивных мероприятиях различного уровня (Весёлые старты, Кросс нации). Ребята посещали различные городские выставки, детские спектакли. Проводились тематические классные часы, например: «Создание родословного древа», «Наша семейная реликвия», «Откуда пошла моя фамилия» «Семейные традиции». В конце года мы отметили день рождения новой школьной семьи, где были подведены итоги проделанной работы за год.

Следующая часть реализуется во втором классе, её направление - «Мой город».

Цель направления: воспитание у обучающихся любви к родному городу.

Задачи:

  1. Изучать историю родного города.
  2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – житель Санкт-Петербурга».
  3. Формировать экологическое поведение. Через семью, родственников, друзей и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая родина», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».

По этому направлению проведена следующая работа: дети знакомились с достопримечательностями города через экскурсии, посещение музеев.Была организована выставка рисунков о родном городе. Были организованы встречи класса с родителями, которые трудятся на ведущих предприятиях нашего города, а так же тематические классные часы. В этом году мы готовимся к подведению итогов первого блока - создание коллективного мультфильма «Город, в котором ты живёшь».

Второй блок работы называется «Я – гражданин своей страны».

Он тоже состоит из двух частей: первая часть реализуется в третьем классе, её направление – «Мой край».

Цель направления: осознание обучающимися причастности к судьбе родного края, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

  1. Воспитывать гордость за свой край.
  2. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее родного края.

Считаю, что к девяти годам школьники готовы для осознанного принятия традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни страны.

Вторая часть работы реализуется в четвёртом классе, ее направление – «Моя страна – Россия».

Цель направления: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

  1. Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
  2. Воспитывать способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
  3. Формировать культуру проявления гражданской позиции. Обобщая опыт всех трёх лет, мы подошли к заключительной части нашей работы в четвёртом классе.

В этом году работаю над патриотическим воспитанием обучающихся, формируя социально-ценностное отношение к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни.

Работа заключается в следующем:

Посещение выездного исторического музея, где учащиеся лично познакомились с оружием древней Руси. Прочтение книг о героях Великой Отечественной Войны, с дальнейшей презентацией для класса на тему «Рассказы о забытых героях». Изготовление макетов военной техники, которая использовалась советской стороной во время Великой Отечественной Войны; посещение парка Победы. Организация праздников, посвящённых памятным датам (День Защитника Отечества, День Победы). Встреча с ветераном военных действий, к которой дети заранее готовили вопросы и музыкальный подарок. Главной целью воспитательной деятельности обучающихся является формирование личности, а личность и культура неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своими поступками.

Хочется закончить свое выступление словами учёного – литературоведа и общественного деятеля, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Я придерживаюсь такого взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».

Литература

1. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М., 198.

2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя/ Григорьев Д.В., Степанов В.П. М., 2010.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Учебн. изд./ сост. Данилюк А.Я., Кондраков А.М., Тишков В.А М., 2010.

4. Лихачёв Д.С Письма о добром и прекрасном. М., 1985.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе М., 2000.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: www. standart.edu.ru