Обучение детей четвертого года жизни правилам дорожного движения

Разделы: ОБЖ

Ключевые слова: ПДД, безопасность на дорогах, вторая младшая группа


Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Ведь дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа.

Учить правилам дорожного движения мы начали со 2 младшей группы.

Работу проводили в двух направлениях: с детьми и родителями. Мы ставили цель: научить детей понимать, что опасно и что безопасно на улице. Исходя, из этого при обучении детей ПДД намечали следующие задачи: познакомить малышей со светофором, учить соблюдать его сигналы; формировать у дошкольников представления об улице, ее основных частях, о дорожном знаке «Пешеходный переход»; учить детей различать наземный транспорт, знакомить с работой шофера, машиниста.

Для выполнения поставленных задач создана предметно-развивающая среда:

1. Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта, улицы, светофора, дорожного знака «Пешеходный переход». Альбом «Три сигнала светофора», где использован материал по теме: загадки, стихотворения сопровождающий иллюстрациями и рисунками;

2. Макет улицы, дорожные знаки, рули, сумки с билетами, маски для подвижных игр;

3. Дидактические игры «На что указывает глаз светофора», «Угадай какого цвета», «Что за машина», «Что делает автомобиль»;

4. Художественная литература по данной теме. (Б.Заходера «Шофер», С.Михалкова «Песенка друзей», потешка «Еду-еду к бабе, к деду»), которые определены программой М.А.Васильевой. А также С.Михалкова «Моя улица», А.Северный «Светофор», С.Волков «Про правила дорожного движения» и др.

Наметили группу методов и приемов по обучению дорожной азбуке:

  • словесные: рассказ, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, беседа, внушение, убеждение, поощрение;
  • наглядные: наблюдение, целевые прогулки, рассматривание предметов и иллюстраций, макетов, личный пример;
  • практические: упражнение в применении ПДД с помощью дидактических и творческих игр, моделирование  и проигрывание дорожных ситуаций;
  • театрализованная деятельность (инсценировки, драматизация);
  • работа с раскрасками по дорожной тематике;
  • совместные игры со старшими дошкольникам;
  • разбор опасных и безопасных ситуаций;
  • тренинги «Перейди правильно дорогу»;

Воспитание у дошкольников младшего возраста безопасного поведения на дорогах осуществляли через непосредственное восприятие. Перед занятием «Транспорт» рассматривали стоящий грузовой автомобиль, движение машин по дороге, наблюдали за работой водителя, который привозит продукты в д/с, вывозит мусор. Ставила перед детьми вопросы: как называется место, где сидит шофер? куда кладут грузы? что необходимо для управления? В своей речи дети стали употреблять слова: шофёр, кабина, кузов, руль. При наблюдении за движущимся транспортом, использовала вопросы: где движутся автомобили? какие вы видите машины? что общего и в чём различие грузового автомобиля и автобуса? уточняли действия шофера. Родитель одного из воспитанника рассказал детям о своей профессии - водителя автобуса, который возит рабочих на завод, о том, как ему в работе помогают пассажиры своим поведением: заходят в передние двери, старшим уступают место. Дети с удовольствием читали для него стихи. Организовывали целевые прогулки «Дорога и тротуар», где уточняли и обговаривали, что опасное место - дорога, а безопасное место - тротуар, рассказывала об их назначении, показывала, где граница между тротуаром и дорогой, наблюдали, как пешеходы идут по тротуару.

Перед  рисованием и выполнением аппликационной работы на тему «Светофор», вели разговор о его работе, закрепляли представления о сигналах светофора, их назначении, заучили стихотворение «Зеленый, желтый, красный».

Развивая элементарные математические представления при изучении величины, дети сравнивали светофоры и дорожки по размеру, учились различать направления вперед, назад, сзади, налево (слева), направо (справа), выполняли задания «Определи своё место», «Укажи место Смешарику».

На конструировании строили широкую и узкую дорожки. Эти постройки использовались для проведения игры «По какой дорожке поедет  машина?», «Где удобнее идти пешеходу?». «Гараж для машины», «Высокие, низкие ворота» помогали создать элементы улицы. Каждый ребенок по дорожке проезжал в свой гараж, соблюдая очередность. При этом некоторые дети пытались обогнать друг друга, создавая аварийные ситуации, что послужило разъяснению детям правил поведения машин на дорогах, и какая опасность подстерегает водителей и пешеходов. Создавалась проблемная ситуация: «У машины пропали колеса», просила детей помочь отремонтировать машину, вспоминая, как шофер ремонтировал свой автомобиль.

В утренние и вечерние отрезки времени, с целью закрепления знаний о правилах дорожного движения, играли в дидактические игры: «Опасно-безопасно», «Разрешено - запрещено», «Подбери по цвету», «Собери светофор», «Обведи по трафарету, раскрась и назови вид транспорта», подвижные игры со стихотворным текстом «Светофор», «Машины». Еженедельно организовывали театрализованную деятельность - это инсценировки и драматизация стихотворений, песенок, так например «Шофер», «Песенка медведя» и другие.

Во время физкультурной деятельности разучивали подвижные игры , где необходимо применять знания о правилах дорожного движения: «Воробышки и автомобиль», «Поезд», «Красный-зеленый», «Зайчики перебегают», «Найди свой цвет».

Но все беседы, прогулки, игры, наблюдения ничего не стоят, если дети осознанно не будут упражняться в соблюдении правил дорожного движения. В этом отношении велика роль творческих игр, где дети играют, принимая все взаправду и действии и отношения между собой, подражая при этом взрослым. В нашем детском саду есть автогородок, посещая его, учились устанавливать связи между сигналами светофора и движением машин, пешеходов, рассматривали пешеходную дорожку, наблюдали, как старшие дети переходят дорогу с помощью светофора и без него.

Вместе с детьми смоделировали разные дорожные ситуации, на помощь пригласили детей подготовительной группы, которые научили малышей играть такие игры «Помоги другу перейти дорогу», «Внимательный пешеход», разбирали ситуации, когда опасно, когда безопасно и как нужно переходить дорогу. Упражнялись с детьми в соблюдении правил поведения пешеходов, проигрывали проблемные сюжеты, не оставляли без внимания, не одно нарушение, обсуждали - прав или не прав пешеход. Личными и положительными примерами старших дошкольников вызывали желание выполнять правила дорожного движения.

Считаем, что наиболее эффективны в работе по обучению детей правилам дорожного движения такие приемы, как личный пример взрослого, совместные игры со старшими детьми, убеждения, поощрения, тренинги «Перейди дорогу правильно», «Соблюдаю сигналы светофора», проигрывание дорожных ситуаций, режиссерские игры на макете.

Работа никогда не будет эффективной и результативной без участия родителей. Подготовлены консультации: «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Причины детского дорожного травматизма»; рекомендации «Обучение детей наблюдательности», проведена анкета «Я и мой ребенок на улице города». Каждому родителю было поручено: пройти с ребенком по тротуару, проехать на автобусе, машине, обговорить увиденное.

Систематическая и последовательная работа дала свои результаты. В основном дети усвоили программу по правила дорожного движения во 2ой младшей группе, они знают о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте, на зимней дороге, знают назначение каждого цвета светофора. Имеют представления о дорожных знаках «Пешеходный переход». Знают, как правильно переходить дорогу. В их активном словаре появились слова проезжая часть, тротуар, переход, светофор, пешеход, знают некоторые стихотворения о транспорте, о светофоре. Находят правую и левую сторону, ориентируются в окружающей обстановке.

У своих воспитанников мы заложили основу правил будущего пешехода, но их надо расширять, углублять и закреплять в дальнейшем: А самое главное: упражнять в осознанном выполнении их. Чем и будем заниматься в дальнейшем.