Методическая разработка "Использование приема "Кубик Блума" на уроках биологии"

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии


«Кубик Блума» как прием педагогической технологии

Требования к современному учебному процессу существенно превосходят задачи простой передачи знаний от учителя учащимся. В условиях сегодняшнего информационного века учителю необходимо перестроиться с привычной передачи готовых знаний на обучение школьников методам самостоятельной их добычи, способам получения, осмысления и применения новой информации, необходимой им для их дальнейшего саморазвития. Итак, цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться.

Я хочу поделиться, как можно использовать на уроках биологии, приём технологии критического мышления, разработанном американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".

Использование этого приёма в процессе обучения имеет массу преимуществ. Вот некоторые из них:

- Ученик учится воспроизводить знания.

- Приём побуждает искать причинно-следственные связи.

- Развития мышления.

- Возможность проявлять свою фантазию, придумать свой путь развития событий.

В сильных классах  этот приём я использую для изучения новой темы, если класс слабый, то приём лучше использовать для проверки домашнего задания.

Для приёма понадобится кубик на гранях которого написано:

- Назови

- Почему

- Объясни

- Предложи

- Придумай

- Поделись

Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Классификация вопросов

Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

- Назови. Предполагает воспроизведение знаний, соответствует уровню репродукции. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Тема: «Отдел Моховидные». (Назови: органы у мхов, классы моховидных, виды мхов, места произрастания мхов).

- Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. (Почему мхи растут во влажных местах; почему класс Печёночники, считается более древней группой,
чем Листостебельные мхи?)

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным процессом или явлением. (Объясни процесс оплодотворения у мхов; процесс образования протонемы.)

Предложи. Ученик должен предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. (Предложи использование мхов, как кровоостанавливающее средство)

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. (Придумай как выглядела Земля до появления моховидных? Что произойдёт, если климат на Земле станет более сухим?)

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой. (Поделись своими знаниями о мхах)

Приём уникален т.к. с его помощью можно составить вопросы самых разных видов и уровней сложности: вопросы репродуктивного характера, вопросы задания: простые, уточняющие, проблемные, практические, творческие, эмоциональные. Его можно использовать на всех этапах урока, любого цикла.

В старших классах приём можно использовать для организации письменных работ, заполнение таблиц.

Заключение

- «Кубик Блума» - хороший приём по запоминанию материала. Это отличный способ запомнить, а также понять то, что вы изучаете.

Источники

1. http://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/

2. http://paidagogos.com/?p=10026

3. http://pedsovet.su/metodika/priemy/6001_kubik_bluma_na_uroke

4. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушкин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.– М., 2004.