История географических открытий

Разделы: География

Ключевые слова: викторина, географические открытия


Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. (Воспроизведение на новом уровне)

Орг. момент

Актуализация знаний

Мотивация.

Сегодня мы отправляемся в путешествие вслед за великими мореплавателями, совершившими открытия в разные эпохи.
Вспомним имена путешественников. Пройдем их маршрутами. Вспомним, какие уголки земного шара были ими открыты и исследованы. Для этого Вам понадобятся знания, умение работать в команде, слушать и слышать друг друга.

Цель: Сформировать представление учащихся об эпохе Великих географических открытий, открытий Нового Света.

Задачи:

Образовательные:

  • Проверить степень усвоения материала по теме «Познание Земли в древности», выявить проблемы, наметить пути их ликвидации. Способствовать созданию образно-конкретного представления об эпохе Великих географических открытий, совершенствовать умение работать с ИКТ. На примере исследования экспедиций Христофора Колумба, Фернана Магеллана, Васко да Гамы, своего земляка Афанасия Никитина, выяснить, какие открытия были сделаны, в чем состояло их историческое значение.

Развивающие:

  • Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
    • Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, давать развернутые ответы на вопросы, высказывать суждения, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

Ход викторины

Прежде, чем отправиться в путешествие, нам надо выбрать капитанов кораблей, на которых мы будем путешествовать. (Тот, кто первым ответит на первый вопрос, тот будет капитаном первого корабля)

I. Отгадываем загадки о том, без чего не обойдется не одно путешествие

1. Компас

Качается стрелка 
Туда и сюда,
Укажет нам север 
И юг без труда.

2. Карта

Моря и реки есть, 
А воды в  них нет.

Капитаны набирают по очереди себе команды.

II. Придумать название своего корабля и девиз

III. Мы еще не знаем точно куда мы отправимся в путешествие, какую форму имеет Земля

Давайте вспомним, как древние люди представляли себе форму Земли.

  1. Как представляли внешний вид Земли в древней Индии?
  2. Кто первым предположил, что Земля имеет форму шара? ( Пифагор);
  3. Кто привел первые доказательства шарообразности Земли и какие?

( Аристотель-тень при затмении, приближающийся корабль);

  1. Кто впервые рассчитал математически окружность Земли по меридиану? ( Эратосфен).

IV. Собираем продовольствие в путешествие

Чтобы отправиться в плавание которое раньше длилось, как правило очень долго, мы должны взять с собой продовольствие. Назовите о, что можно взять с собой в качестве продуктов питания и объясни почему именно это ты взял с собой (фасоль, солонину, зерно)

1)

Две нотки за руки возьмутся,
В зелёный стручок заберутся,
И прятаться будут там летом.
Но мы же не знали об этом!
И суп из стручка мы сварили и съели,
А нотки при этом нам песенку пели!
(Фасоль)

2) Как выходили из положения древние финикийцы, когда во время путешествия вокруг Африки у них закончились продукты? (Высадились на берег, вырастили урожай, отправились дальше)

3) Вы знаете, что человек может пить только пресную воду. Где брали пресную воду путешественники? (Дождевая вода, растапливали снег и лёд).

V. Средства передвижения

Все путешествия совершались с использованием разных средств передвижения. Ваша задача вспомнить кто и как из путешественников попадал в чужие страны.

1. Перед вами список названий разных кораблей. Вы должны определить, что и кому принадлежит.

  1. Как назывались корабли КИТАЙЦЕВ? (Джонка-2)
  2. Назови три корабля, на которых отправился в своё первое путешествие Христофор Колумб. («Пинта», «Нинья», «Санта – Мария»:1,6,8;
  3. Корабль викингов назывался... (Драккар-3);
  4. Торговцы древней Руси отправлялись в свои путешествия на кораблях, которые назывались … (челны-7);
  5. Как назывался корабль Джеймса Кука, на котором он совершил второе кругосветное путешествие к берегам Неведомой Южной земли? Дополнительный бал за перевод названия. («Индевер» - «Попытка»-9);
  6. Название кораблей Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, на которых они совершили путешествие к Антарктиде? («Мирный» и «Восток»-4,10);
  7. В списки остался Плот «Кон-Тики». Кто и зачем использовал данное средство передвиженя? (Норвежский мореплаватель Тур Хейердал. Пытался доказать возможность заселения островов Тихого океана с Южной Америки)

СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

  1. «САНТА –МАРИЯ»
  2. ДЖОНКА
  3. ДРАККАР
  4. «МИРНЫЙ»
  5. ПЛОТ «КОН-ТИКИ»
  6. «НИНЬЯ»
  7. ЧЕЛНЫ
  8. «ПИНТА»
  9. «ИНДЕВЕР»
  10. «ВОСТОК»

2.) Перед вами изображения кораблей, на которых мореплаватели совершали путешествия. Назовите эти корабли.

VI. «Знакомый незнакомец»

1. Отгадай путешественника по портрету

VII. Они прославили своё имя совершив…

  1. Совершил первое кругосветное путешествие (Ф.Магеллан);
  2. Открыл Америку (Х.Колумб);
  3. Доказал, что открытая Колумбом Земля не Индия, новый материк. (Америго Веспуччи);
  4. Впервые обогнули Африку с востока на запад (финикийцы);
  5. Первым достиг южной оконечности Африки, обогнув ее с запада (Бартоломео Диаш);
  6. Первым обогнул Африку с запада на восток и достиг Индии (Васко да Гама);
  7. Доказал, что люди каменного века могли пересекать огромные морские просторы, для этого он пересек Тихий океан на плоту (Тур Хейердал);
  8. Путешествовал по Египту, поднялся вверх по Нилу. Побывал в Скифии (Геродот);
  9. Жил в IV веке до н.э. Плавал из Средиземного моря в Северное море к местам, где много солнечного камня. (Пифей);
  10. Первый русский путешественник, который пересек три моря за время своего путешествия и побывал в Индии (Афанасий Никитин);
  11. За 100т лет до Колумба побывали в Америке, но называли эту землю Винленд (викинги);
  12. Первым открыл Австралию, но не объявил об открытии другим странам (Абель Тасман);
  13. Открыл Австралию (Джеймс Кук);
  14. Первым из европейцев побывал в Индии, где провел со своей семьей 22 года (Марко Поло);
  15. Открыл пролив между Россией и Америкой (С.Дежнев);
  16. Совершил путешествие с полуострова Камчатка до берегов Аляски (Витус Беринг);
  17. Достигли берегов Антарктиды (Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев);
  18. Первым из русских путешественников совершил кругосветное путешествие (Иван Крузенштерн).

VIII. Черный ящик

Прибыв в дальние страны вы находите черный ящик. Попробуйте отгадать по описанию, что там находится.

  1. Этот плод выращивали те, кто впервые обогнул Африку с востока на запад. Они брали его в качестве продукта питания в путешествия, так как он долго мог храниться и имел высокие питательные свойства. На его родине плод использовали в качестве пищи, кормили скот, на него ловили рыбу. Мужчины ласково называли своих жен применяя название этого плода. Он небольшой, коричневого цвета, очень сладкий и вкусный. В названии народа спрятано название плода (финики);
  2. Это то, зачем отправлялись многие путешественники в Индию (Пряности)
    А) Это части растений, 
    Б). Их добавляют в пищу.
    В) В малых дозах с целью улучшения вкуса мясных, так и  сладких блюдах.(пряник)
    Г).  Это: Ваниль, Гвоздика, Имбирь, Корица, Мускатный орех, Перец.
  3. Овощ, который первыми стали возделывать американские индейцы
    Закопали в землю в мае
    И сто дней не вынимали,
    А копать под осень стали
    Клубни весом удивляли (Картофель)
  4. Родина этого овоща тоже Америка.
    Привязан кустик к колышку.
    На кустике – шары:
    Бока подставив солнышку,
    Краснеют от жары (Томаты)

IX. Знатоки карт

Отгадай по карте чьё это путешествие.

IX. Знаменательные даты

Вспомни что было сделано путешественниками в ту или иную дату

  • 1819 год – Открытие Антарктиды
  • 1768 год –Открытие Австралии
  • 1519 год – начало первого кругосветного путешествия Магеллана
  • 12 октября 1492 год – Открытие Америки

X. Знатоки иностранных языков

1. Переведи слово «Викинги» на язык древней Руси (варяги)
2. Назови остров, название которого в переводе означает «Зеленая земля» (Гренландия)
3. Как сказать на языке аборигенов «мы вас не понимаем» (кенгуру);
4. Что означало на языке Д.Кука название Австралии (Южный).

XI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

  • Жюри подводит итоги викторины. Объявляет количество набранных командами баллов. Объявляет места. Вручение дипломов командам.
  • Оценки за работу в команде выставляют сами команды по вкладу в общее дело.

XII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Составить кроссворд "Великие географические открытия" по желанию,

XIII. Рефлексия

Каждая команда высказывается, что понравилось, что не понравилось на уроке.

  • Кто работал на уроке лучше всех?
  • Кому еще надо стараться?
  • С каким настроением вы уйдете с урока?