Урок развития речи для детей мигрантов

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: развитие речи, дети мигрантов


Цели занятия:

  • Ввести в активный словарь учащихся-инофонов лексику тематической группы «Родина».
  • Формировать умение расставлять ударение в словах.
  • Совершенствовать речевую деятельность учащихся через формирование умений:
    • читать текст, соблюдая нормы русского ударения, правила произношения;
    • воспринимать на слух текст и отвечать на вопросы по его содержанию;
    • строить высказывание по теме «Родина»;
    • списывать текст, выполняя грамматическое задание к нему.
  • Развивать логическое мышление, речь.
  • Воспитывать любовь к родине.

Характеристика планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов:

Предметные результаты: предупреждение ошибок в русской речи.

Метапредметные результаты:

  • комммуникативные (овладение нормами устной и письменной речи),
  • познавательные (формирование мыслительных способностей),
  • регулятивные (осуществление  самоконтроля),
  • личностные (осознание важности владения русским языком для самореализации и успешной социализации).

Ход урока

1. Оргмомент

2. Речевая зарядка

На доске написано слово «родина», но открыта только первая буква. Учащиеся называют буквы, пытаясь угадать следующую, и т.д. Угадавший слово становится его обладателем (ему вручается слово на карточке), т.е. когда в тексте встречается загаданное слово, то читать его будет победитель игры.

3. Работа с текстом

1. Чтение текста учителем.

Родина

РОдина – это Очень мнОго. Это тропИнка с брОдом через ручЕй, лесА и простОры полЕй. Это и ракЕта, нацЕленная в кОсмос, и птИцы, летЯщие на сЕвер над нАшим дОмом. Это и МосквА, и роднОе селО. Это лЮди, назвАния нОвых машИн, тАнцы, котОрым неИстово хлОпают во всех городАх ЗемлИ. Это глАвный констрУктор ракЕт и бАкенщик, зажигАющий огнИ на рекЕ. Это мой отЕц – машинИст и твой отЕц – чабАн. РОдина подОбна огрОмному дЕреву, на котОром не сосчитАть лИстьев. И все, что мы дЕлаем дОброго, прибавлЯет сил ему.(В.Песков)

2. Словарная работа: брОд, ручЕй, ракЕта, кОсмос, неИстово, констрУктор, бАкенщик, сосчитАть.

3. Беседа по тексту.

  • Объясните значение слов рОдина, роднОй, родИться, родИтели, рОдственники.
  • Определите, к какой части речи относится каждое слово. Найдите в них корень.
  • Объясните, как вы понимаете выражение Родина – это очень много.

4. Чтение текста учащимися (по цепочке) – совершенствование навыков чтения.

5. Демонстрация изображений с видами России, Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана. Кто назовет вид, изображенный на картине, своей родиной?

Россия

4. Игра «Лом»

Учащиеся получают задание собрать пословицу из частей, записанных на отдельных листках и разрезанных на две части.

Пословицы подобраны на тему «Родина».

1. В какОм краю живЕшь, того и обЫчая держИсь.

2. ЗА морем теплЕе, а дОма светлЕе.

3. ГлупА та птИца, котОрой своё гнездО немИло.

4. ВсЯкому милА своЯ сторонА.

5. РодИмая сторонА – мать, чужАя – мАчеха.

Материал для учащихся

В каком краю живешь,

которой свое гнездо немило.

За морем теплее,

чужая – мачеха.

Глупа та птица,

того и обычая держись.

Всякому мила

а дома светлее.

Родимая сторона – мать,

Своя сторона.

5. Конструирование собственного высказывания «Мой родной край»

  • Мой родной край – это…
  • Столица моей страны – …
  • Я живу в большом городе ….(в небольшом кишлаке/ ауле…).
  • Последний раз я был(а) на родине….

6. Игра «Кто больше?»

Подобрать к данным словам однокоренные слова, расставить в них ударение.

Дополнительное задание: с выделенными словами составить предложения, записать их.

Дружеский, поездка, встреча, переводчик, Родина, счастье, работать, трудиться.

7. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру или составить 5 предложений на тему «Моя родина».

8. Подведение итогов

9. Рефлексия

Учащиеся формулируют продолжение предложения:

На уроке

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…
  • Я затруднялся…
  • Мое настроение…