Организация самостоятельной работы на занятиях по осетинской гармонике. Методические рекомендации для начинающих педагогов

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Ключевые слова: Консультация для педагогов , осетинская гармоника


Занятие является основной формой организации учебной и воспитательной работы. Занятие – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие педагога с обучающим, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как следствие, – повышение интеллекта. Этим целям подчинены задачи и методики преподавания, о которых пойдет речь в данной работе.

Целью нашей работы является - познакомить начинающего педагога с разновидностями занятий и методиками их проведения; напомним об индивидуальных тонкостях, как постановка игрового аппарата, начальные навыки освоения инструмента, посадка и т.п.

Цель занятий. Занятие представляет собой ограниченную во времени, это академический час в дополнительном образовании организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия педагога и обучающихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, формирование умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.

Занятие состоит из анализа, редактирования, овладения новыми навыками (приемами игры) и знаниями, проработкой сложных мест изучаемого материала, овладением целостности изучаемого материала или его части, а также указания, что необходимо сделать самостоятельно до следующего занятия (домашнее задание).

Есть один очень важный отличительный момент – это то, что обучающегося надо именно научить играть на инструменте, пусть даже очень простые вещи, но правильно и грамотно. Ведь каждое движение, изучаемое на занятиях  – это «кирпичик» огромных знаний, умений, привычек, которыми обучающиеся будут в дальнейшем пользоваться ежедневно, изучая новые произведения. И поэтому здесь, в зависимости от индивидуальных способностей каждого обучающегося, процесс обучения не может быть строго распланированным.

Что же такое цель, и какие цели занятий ставит педагог? Общепринято, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — уровень обученности, развитости и воспитанности обучающегося. Поэтому цели занятий ставятся в соответствии с целями обучения и образования, и не могут сводиться только к передаче обучающем готовых выводов.

Каждое занятие имеет свою цель, это научить ребенка самостоятельной работе, играть правильно, передавать характер произведения и его исполнение

Виды занятий. Применяются: теоретические, практические, самостоятельные, беседа, экскурсия, концерт, контрольные занятия. Чем больше вариантов из этого разнообразия будет применять педагог на занятиях, тем дольше будет поддерживаться интерес обучающегося к инструменту.

Типы занятий. Любое занятие должно быть посвящено выполнению какой-либо задачи. От постановки этих задач, занятие можно разделить на следующие типы: разучивание нового произведения, исправление ошибок, закрепление пройденного.

Структура занятий. Структура занятий (организация учебной работы) имеет принципиальное значение, поскольку в значительной степени определяет эффективность обучения, его результативность.

Планирование занятие педагогом – делает занятие целеустремленным, собранным, дает возможность экономить время. Для этого необходимо четко представлять в каком порядке он будет работать над материалом, какие приемы педагогического воздействия будут им применены, и чего он желает достигнуть с обучающемся не только на этой занятий, но и представлять конечный результат всей работы.

План занятий может меняться по ходу. Это может быть связано с неготовностью обучающегося заниматься (нерабочее состояние), с неподготовленностью, с плохим пониманием учебного материала требуемого от него, со сложностью овладения некоторыми приемами исполнения и др.

Структура занятий: проверка домашнего задания (выяснение недостатков, подведение итогов предыдущей работы), продолжение работы (устранение недостатков с помощью уже известных либо новых приемов или подходов), освоение нового материала (если в этом есть необходимость), подведение итогов работы (оценка готовности и его активности на занятиях), запись домашнего задания.

Методика проведения занятий. Методика проведения занятий целиком и полностью должна быть направлена на выполнение целей и задач занятий и основных задач по воспитанию обучающегося, а значит, он неразрывно связан с видами, типами и структурой занятий. В зависимости от того или иного вида и типа и их комбинаций (сочетаний) будут зависеть и методы преподавания.

Для более успешного проведения учебной работы необходимы наиболее эффективные способы передачи знаний. На разных этапах обучения они могут быть разными и чередоваться друг с другом. Это: метод прослушивания обучающегося и коррекция его исполнения, метод показа (исполняет сам педагог), метод устного объяснения, метод прослушивания, просмотра аудио-, видеозаписей.

При работе над новым материалом обычно используются следующие методы: инструктаж (устное разъяснение), метод показа (исполняет сам педагог), тренировка (прорабатывание наиболее сложных мест, в том числе с помощью отвлеченных упражнений).

Однообразие и монотонность образовательного процесса губительно на любом этапе обучения, особенно на начальном. Если из одного занятия  до другого ,звучат одни и те же такты и фразы произведения, а к ним предъявляются одни и те же требования, рекомендации, слова и интонации, с которыми они были сказаны, восприятие обучающегося того, что говорит педагог, резко снижается. Не следует жёстко планировать и проводить занятие. Имея план того, что предстоит сделать, педагог всегда должен быть готов к импровизации своих действий в зависимости от реакции, действий и внимания своего обучающегося.

Любая работа, которую обучающейся может выполнить самостоятельно, должна делаться им самим.

Важно, чтобы обучающейся не просто выполнял задание, но еще и анализировал качество выполнения, т.е. оценивал собственную игру. Полезность самооценки очевидна - ученик следит за своими действиями, повышает слуховой контроль, а значит, активно участвует в проведении занятий.

Методика проведения первых занятий. Ребенок допускается к инструменту. Сразу появляется масса новых незнакомых задач: посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, ноты, счет, паузы, ключи и т.д. Но среди обилия решаемых задач важно не упустить основную – в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям.

Первые занятии некоторые педагоги рекомендуют проводить в форме группового занятия, поскольку в кругу своих сверстников, пусть даже и не знакомых, быстрее раскрепощаются. Познакомившись, можно плавно перейти к музыкальным темам: рассказать в общих словах о музыке, об истории исполнительства вообще, и на данном инструменте, в частности, познакомить их со звучанием инструмента и его особенностями; неплохо было бы рассказать какую-нибудь легенду, связанную с историей вашего инструмента. На самых первых занятиях главная задача – заинтересовать, подавать материал так, чтобы он не казался сложным, переходить от простейших приемов игры к сложным. Необходимо также разнообразие на занятии: слушание, теория, ритм, посадка, ритм, чередование работы за инструментом и без него, стараться давать меньше теории, предпочитать больше показа.

Внеучебная деятельность. Регулярное совместное общение возможно как в объединении, так и за ее пределами. Формы такого общения могут быть самыми разнообразными: прослушивание записей, посещение концертов, музеев, театров, поочерёдное проигрывание программы всеми учениками с последующим обсуждением каждого выступления, концерты, выезд на природу и др. Все эти мероприятия создают благоприятную творческую среду, которая способствует ориентацию обучающегося на подлинные духовные ценности, стимулирует их занятия музыкой.

Формы контроля. Каждый вид деятельности должен иметь перед собой какую-либо цель. Если перед обучающимся не ставятся цели, то  теряются заинтересованность и занятия становятся бессмысленными. Для этого надо проводить академические концерты по полугодиям.

Индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Объём и сложность осваиваемого материала, последовательность и скорость его прохождения, характер подачи его педагогом и т.д. должны быть разными для каждого в отдельности.

Не следует часто подчеркивать его недостатки, критиковать за леность или плохую подготовку; лучше постараться найти в нем что-нибудь положительное. Начав свои замечания примерно так: «У тебя неплохо прозвучала эта фраза. А ну-ка, попробуй сыграть ее интереснее, более выразительно», - педагог создает доверительную атмосферу и условия для плодотворной работы, а значит - обеспечивает успешное проведение урока.

Таким образом, чтобы занятия не были пустой тратой времени, но приносили пользу, педагог должен быть готовым к занятиям и, используя все видовое многообразие занятий и методик их проведения, уметь найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Необходимо помнить, что в деле духовно-нравственного воспитания юного музыканта, его профессионализма и мировоззрения у педагога гораздо больше возможностей, чем у других  и это надо использовать, чтобы противостоять «насилию массовой культуры».