Нуклеиновые кислоты. 10-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10

Ключевые слова: биология


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (48,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: изучение нуклеиновых кислот.

Задачи урока:

  • Образовательные: повторение и закрепление знаний по теме «Строение и функции белков»; познакомить с азотистыми основаниями и пространственной организацией ДНК и РНК, основными видами РНК; раскрыть роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации;
  • Развивающие: развивать умения сравнивать изучаемые объекты, делать вывод; развитие  логического мышления, внимания и памяти.
  • Воспитательные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;  формирование ответственного отношения к учению и самообразованию на основе мотивации к обучению. 

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютерная презентация, карточка-информатор  по теме «Нуклеиновые кислоты».

Ход урока

1. Актуализация знаний

Слайд №2

1. Назовите мономеры белков?

Ответ (аминокислоты)

 2. Какие уровни организации белковой молекулы существуют?

Ответ (первичная - линейная, вторичная – спираль, третичная – глобула, четвертичная)

3. Что произойдет с белком при нагревании?

Ответ (утрата природной структуры – денатурация белка)

4. Назовите функции белков?

Ответ ( защитная, энергетическая, каталитическая, двигательная, транспортная, структурная)

Слайд №3 Проблемный вопрос: что вырастет из семян яблока? Почему?

Сегодня почти каждый знает, что такое наследственность, но так было, естественно не всегда. Ученые, изучая наследование признаков, не знали, какое именно вещество несет информацию.

Впервые ДНК была выделена в 1869 году Фридрихом Мишером было открыто неизвестное ранее вещество.

Слайд №4 видеоролик из фильма ВВС «Клетка или как устроена жизнь»

Запишите тему сегодняшнего урока: Нуклеиновые кислоты.

2. Изучение новой темы

Слайд № 5 записать в тетради:

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.

Состоят из нуклеотидов – сложных веществ, состоящие из:

  • азотистого основания
  • углевода
  • остатка фосфорной кислоты

Задание. Рассмотрите карточку-информатор по теме «Нуклеиновые кислоты» (Приложение №1), определите какие бывают азотистые основания и какие углеводы содержаться в составе ДНК и РНК?

Слайд № 6 Записать в тетради:

Дезоксирибонуклеиновая кислота - ДНК

Углевод – дезоксирибоза

Азотистые основания комплементарны: аденин А ¾ тимин Т цитозин Ц ¾ гуанин Г

Слайд № 7 Нуклеиновые кислоты подобно белкам имеют первичную структуру – последовательность нуклеотидов. Расположение нуклеотидов важно, так как задает последовательность аминокислот в кодируемых белках.

Задание. Определите нуклеотиды второй цепи ДНК используя принцип комплементарности.

Вторичную структуру – две комплементарные цепи, и третичную – пространственную структуру, которую и установили в 1953 году Дж.Уотсон и Ф.Крик.

Слайд № 8 видеоролик из фильма ВВС «Клетка или как устроена жизнь».

Один виток ДНК – 10 нуклеотидов, а расстояние между нуклеотидами 0.34 нм. Цепи направлены в противоположные стороны- антипараллельны.

Структура каждой молекулы ДНК строго индивидуальна и представляет собой генетический код, предающийся следующим поколениям.

Слайд № 9 записать в тетради:

ДНК – обеспечивает хранение, передачу, и воспроизведение наследственной информации в разных поколениях.

Информация, хранящаяся в ДНК должна реализоваться в виде белков. Для этого служит РНК – переносит информацию о последовательности аминокислот в белках, т.е. от хромосом к месту синтеза белков и участвует в синтезе.

Слайд № 10 записать в тетрадь: Рибонуклеиновая кислота РНК:  одноцепочечная молекула, углевод - рибоза, азотистые основания:

  • аденин А
  • урацил У
  • гуанин Г
  • цитозин Ц

Слайд № 11 записать в тетради: три типа РНК – это информационная (матричная) иРНК, транспортная тРНК и рибосомная рРНК.

Все три типа синтезируются непосредственно на ДНК.

Слайд № 12 записать в тетради:

РНК – переносит информацию о последовательности аминокислот в белках, т.е. от хромосом к месту синтеза белков и участвует в синтезе.

3. Закрепление

Слайд № 13 Назовите отличия ДНК от РНК?

1. углеводом
2. азотистым основанием
3. структурой молекулы
4. функциями.

Слайд № 14 Нуклеиновые кислоты в отличие от крахмала, содержат молекулы? (азота и фосфора)

Слайд № 15 Наследственная информация в клетках грибов заключена в? (ДНК)

Слайд № 16 Углевод рибоза входит в состав? (иРНК)

Слайд № 17

  • Что было сложным на уроке?
  • Что вам особенно понравилось на уроке?

Подведение итогов и комментирование оценок.

Итак, мы с вами сегодня внимательно изучили нуклеиновые кислоты

Приложение №1

Карточка-информатор  по теме «Нуклеиновые кислоты»

Названия кислот

ДНК
Дезоксирибонуклеиновая кислота

РНК
Рибонуклеиновая кислота

Мономер

Нуклеотид

Нуклеотид

Состав нуклеотида:
1.Углевод (моносахарид)

2. Азотистые основания

Дезоксирибоза

Рибоза

Аденин
Тимин
Гуанин
Цитозин

Аденин
Урацил
Гуанин
Цитозин

3. Остаток фосфорной кислоты есть есть

Строение молекулы

Молекула двойная  правозакрученная. Один виток  –10 нуклеотидов, а расстояние между нуклеотидами 0.34 нм.

Молекула одинарная

Функции кислот

 Определяет последовательность аминокислот в белках и при делении клетки обеспечивает передачу  наследственной информации в разных поколениях клеток, организмов.

Переносит информацию о последовательности аминокислот в белках, т.е. от  ДНК к месту синтеза белков и участвует в его синтезе.