Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе по теме «И.А.Крылов "Ворона и Лисица"»

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, И.А.Крылов, «Ворона и лисица», басня, УМК «Школа России»


  • УМК «Школа России»,
  • учебник «Литературное чтение. 3 класс», авторы Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • познакомить учащихся с содержанием басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица»;
  • формировать умение определять басню как жанр литературы;
  • формировать умения анализировать басню, находить мораль басни;
  • совершенствовать навык выразительного чтения.

Задачи:

пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу; активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; помочь активно воспринимать изучаемый материал;

помочь сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией; расширять и активизировать словарный запас детей; помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.

Оборудование:

  • Басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица» (аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. «Литературное чтение. 3 кл.» в 2-х частях. - М.: «Просвещение», 2019);
  • толковые словари С.И.Ожегова и В.И.Даля, Д.Н.Ушакова;
  • конверт с карточками «Басня и особенности жанра»;
  • конверт с карточками «Крылатые выражения из басен И.А.Крылова».

Технические средства: ноутбук, видеопроектор, экран.

Планируемые результаты: Предметные: знать особенности жанра басни; характеризовать героев басни; определять, мораль басни инсценировать басню.

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;
  • находить необходимую информацию в различных источниках; участвовать в работе группы.

Личностные:

  • интерес к чтению произведений великого русского баснописца;
  • осмысление нравственных ценностей в басне И.А.Крылова «Ворона и Лиса»;
  • оценивание результатов своей деятельности.

Познавательные:

  • понимать содержание прочитанного;
  • высказывать свое отношение к прочитанному;
  • осуществлять поиск полученной информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • определять особенности басни, выделять мораль басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.

Регулятивные: 

  • извлекать необходимую информацию из текстов; самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
  • организовывать свое рабочее место;
    в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Коммуникативные: 

  • научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами.

Ход урока

1. Оргмомент

Психологический настрой обучающихся.

Страна Литературия зовёт вас на урок!

Вы знания получите -
Они пойдут вам впрок.
Слушайте, старайтесь
И не отвлекайтесь!
Думайте, читайте,
На вопросы верно отвечайте!

2. Актуализация знаний

- Сегодня мы продолжим работать над знакомым вам жанром литературы. Вспомним, что такое басня и особенности жанра. Установите соответствие понятия и его определения.(Конверт с карточками №1)

Басня – это…

Мораль – это…

Аллегория (иносказание) – это…

Олицетворение – это …

…краткий рассказ или стихотворение нравоучительного характера, обычно про животных, которые наделены человеческими качествами, созданное для исправления нравов.

…нравственный, поучительный вывод. Нравоучение, поучение.

…изображение предмета или явления, за которым скрывается другой предмет или явление.

…перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

- Кто является самым известным баснописцем в русской литературе? (И.А.Крылов)

- Меткие фразы басен Крылова стали крылатыми выражениями, которые используются в нашей речи, чтобы кратко и образно выразить мысль.

Задание «Собери цепочку».

- Установите соответствие: Крылатое выражение - название басни - смысл крылатого выражения. (Каждый ученик получает набор карточек).

«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет...» (Карточка.)

«Лебедь, Щука и Рак» (Карточка.) Говорят так, когда люди, взявшись за общее дело, тянут "воз" каждый в свою сторону. В конце концов такой "воз" действительно обречен стоять на месте, так как всякий думает о себе, а не об общем деле. (Карточка.)

«Мартышка к старости
Слаба глазами стала…» (Карточка.)

«Мартышка и Очки» (Карточка.) Говорят, когда невежественные, ограниченные, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять. (Карточка.)

"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?..." (Карточка.)

«Зеркало и Обезьяна» (Карточка.) Употребляется, когда мы свои недостатки не замечаем в себе, хотя эти же самые слабости, а тем более пороки, прекрасно видим в других, указываем на них пальцем, смеёмся над ними, открыто порицаем их. (Карточка.)

- О каких человеческих недостатках и пороках вы узнали из этих басен? (Невежество, глупость, безответственность.)

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Значит, вы готовы к встрече с героями ещё одной басни И.А.Крылова.

3. Сообщение темы и цели урока

- Предлагаю сегодня на уроке прочитать басню в стихах И.А.Крылова «Ворона и Лисица», проанализировать и инсценировать её.

- Определите учебную задачу урока. (Научиться правильно и выразительно читать басню «Ворона и Лисица», узнать, какие события происходили с героями, какие человеческие пороки и недостатки показал И.А.Крылов, найти и понять мораль басни, извлечь для себя поучительный урок).

- Кто главные герои этой басни? (Ворона и Лисица.)

- Попробуйте предположить, о чём басня? (Эта басня о том, как Лиса обманула Ворону.)

- Почему вы так думаете? (В русских сказках лиса – хитрая обманщица, всегда добивается своего. Вороны в сказках всегда самодовольны и хвастливы. Известна Ворона и своей глупостью.)

- Проверим наши догадки.

- Предлагаю послушать поучительную историю - басню И.А.Крылова под названием «Ворона и Лисица».

4. Первичное восприятие текста. (Аудиозапись)

Проверка качества первичного восприятия текста. (После прослушивания аудиозаписи басни.)

- Проверим наше предположение. О чём басня? (Басня о том, как Лисица обманула Ворону.)

- Совпадает с нашим предположением? (Да.)

- Понравилась вам басня?

- Предложите своё название басни.

- Молодцы! Вы были внимательны и отлично справились с заданием.

Физминутка.

5. Вторичное восприятие текста

- Прочитайте заголовок басни.

- Почему в заголовке басни Ворона, Лисица написаны с заглавной буквы?

(Ворона и Лисица – это имена героев басни. Они будут вести себя как люди.)

- И.А.Крылов в своих баснях показывал недостатки людей через образы животных.

- Как называется такой литературный приём в баснях? (Иносказание или аллегория.)

- Прочитайте текст самостоятельно, отмечая слова, смысл которых вам не совсем понятен. Определить значения непонятных слов нам помогут толковые словари С.И.Ожегова и В.И.Даля, Д.Н.Ушакова.

Чтение басни учащимися.

6. Словарная работа

- Прочитайте слова, которые вы подчеркнули. Уточним их лексическое значение.

Лесть - притворное одобрение, похвала с корыстной целью. (Толковый словарь В.И.Даля)

Лесть - угодливое восхваление, лицемерие. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Лесть - угодливое восхваление, лицемерное восхищение кем-то, чем-нибудь, внушаемое корыстными побуждениями. (Толковый словарь Д.Н.Ушакова)

Корысть – собственная выгода.

Льстец - тот, кто хвалит из корыстного желания расположить к себе.

Гнусна (гнусная, гнусный) - отвратительный, омерзительный.

Не в прок - не на пользу.

Взгромоздясь (взгромоздиться) - взобраться и устроиться с трудом на что-либо, оказаться где-то высоко.

Пленил (пленить) (устар.) - привлекая к себе, целиком овладеть чьими-либо мыслями, чувствами.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Вещуньина (голова) – вещунья – предсказательница, предвестница.

Вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать.

Зоб (у птиц) - расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

Бог послал - говорят о чём-то неожиданно, случайно полученном.

Сырный дух - сырный запах.

На цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно.

Глаз не сводит – смотрит очень внимательно, не отрываясь.

Ангельский (голосок) – сладостный, весьма приятный, пленяющий, приводящий в восторг, как у божественного ангела.

Царь-птица – главная среди птиц.

Дыханье спёрло – трудно стало дышать.

Во всё горло – каркнула очень громко.

Была такова – поспешно исчезла, скрылась (обычно после какого-то плохого проступка).

7. Анализ литературного текста

Анализ развития событий.

- Сколько смысловых частей в тексте? (В тексте две смысловые части.)

- В какой части текста изображены все события басни? (Во 2 части.)

- Какой вопрос можно поставить к тексту 2 части? (Что произошло?)

- Определите тип текста. (Текст - повествование.)

Завязка действия.

- С чего начинается рассказ про Ворону и Лисицу? Прочитать по тексту.

«Вороне где-то Бог послал кусочек сыру…»

- Объясните выражение «Бог послал».

(Бог послал - говорят о чём-то неожиданно, случайно полученном. Ворона случайно нашла сыр.)

Развитие действия.

- Где Ворона решила съесть свой сыр? Прочитать по тексту.

«…На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала…»
- Определите время действия. (Утро.)

- Как вы думаете, зачем Ворона взгромоздилась на ель? (Нужно было взобраться повыше, чтобы никто не помешал птичьей трапезе.)

- Ворона сразу съела сыр? (Нет. Ворона собиралась позавтракать.)

- Как понимаете значение слова «позадумалась»? (Задумалась надолго.)

- Как развивалось действие дальше? Прочитать по тексту.

«…На ту беду Лиса близёхонько бежала…»

(Лисица, почуяв запах сыра тут же приближается к Вороне.)

- Как вы понимаете выражение «на ту беду»? (Лиса – хитрый враг. А в русских сказках лиса – коварная обманщица. Жди беды.)

- Почему автор говорит «…Лиса близёхонько бежала…»? (Лиса пробегала близко от Вороны. Двигалась тихо и осторожно.)

- Верно. И.А.Крылов заранее характеризует вкрадчивость Лисы, ещё до того, как она что-то сказала или сделала.

- Уточним значение слова «вкрадчивый» в толковом словаре С.И.Ожегова. (Вкрадчивый - старающийся вызвать доверие, расположение к себе лестью, притворной любезностью.

Ещё употребляется в выражении «вкрадчивый голос».)

- Обратите внимание на выражение «вкрадчивый голос».

- Что остановило Лисицу? Прочитать по тексту.

«...Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил…»

- Почему И.А.Крылов употребляет выражение «сырный дух», а не «сырный запах»? («Сырный дух» - это яркий эпитет. И.А.Крылов показал нам, что для Лисицы это не просто кусочек сыра, а какое-то волшебное сырное чудо.)

- Объясните выражения «сыр пленил». («Сыр пленил» - это олицетворение. «Сырный дух» целиком овладел мыслями, чувствами Лисицы.)
- Что задумала Лисица, увидев Ворону, которая держала в клюве сыр? (Лисица задумала отобрать у Вороны сыр.)

- Верно. Лиса задаётся целью, во что бы то ни стало, заполучить кусочек аппетитного сыра, а для этого нужно было применить любую уловку, которая позволит осуществить зародившуюся мечту.)

- Какую хитрость выдумывает Лисица, чтобы выманить сыр у Вороны? (Лисица придумала расхваливать красоту Вороны и её голос. Если Ворона поверит и раскроет клюв, чтобы спеть, то выронит сыр.)

Кульминация.

- Где самый напряженный момент в развитии действия? Как называется этот момент в развитии действия? (Кульминация.) Найдите и прочитайте по тексту.

«…Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло…»

- Объясните, что произошло? (Ворона от похвал Лисицы совсем утратила способность здраво рассуждать, чуть не задохнулась от радости. Каркнула.)

Развязка действия.

- Какова развязка действия басни? Прочитать по тексту.

«…Сыр выпал — с ним была плутовка такова.»

- Что произошло? (Сыр падает. Лисица с сыром убегает.)

- Верно. Развязка басни стремительная, заключается в последней строке второй части.

Анализ образов героев басни.

- Басня И.А.Крылова отличается точным и остроумным описанием героев. Попробуем разобраться, какими видит автор Ворону и Лисицу.

– Какое редкостное счастье выпало Вороне? Прочитайте по тексту.

«…Вороне где-то Бог послал кусочек сыру…» (Раздобыть «кусочек» сыра»– редкостное счастье для Вороны.)

- Выражением «Бог послал» И.А.Крылов усиливает необычайное везение птицы.

«…На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала…»

- Как вы думаете, почему автор не употребляет слово «взлетела», а выбирает слово «взгромоздилась»? (Ворона была крупная, неповоротливая, да и занятый клюв мешал ей сразу усесться.)

- Как понимаете значение слова «позадумалась»? (Задумалась надолго. Ворона думает медленно.)

- Чтобы создать образ крупной, медлительной, неповоротливой, задумчивой Вороны, как нужно прочитать эти строчки? (Медленно, спокойно.)

- Как И.А.Крылов представляет нам образ Лисицы? Прочитать по тексту.

«…Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша…»

- Как автор называет Лисицу? (Плутовка - хитрая и ловкая обманщица, мошенница.)

- И.А.Крылов сравнивает Лисицу с плутовкой. Как называется прием, когда образ создается при помощи сравнения одного предмета с другим? (Сравнение.)

- Что мы должны узнать из этой строчки про Лисицу? (Лисица – плутовка, хитрая обманщица.)

- Как Лисица подходит к дереву, где сидит Ворона? (Лисица «на цыпочках подходит».)

– Как понимаете выражение «на цыпочках»? (Лиса подходит тихо, осторожно, вкрадчиво.)

- В разговорной речи используется фразеологизм «ходить на цыпочках перед кем-то» в значении юлить, лебезить, заискивать перед кем-то, чтобы добиться расположения, доверия.

- Уточните понимание выражения «на цыпочках подходит». (Лисица подходит «на цыпочках», очень осторожно, вкрадчиво, чтобы не спугнуть Ворону. Юлит и заискивает, чтобы добиться расположения, доверия Вороны.)

- Как ведёт себя Лисица?

«…Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша…»

- Как понимаете выражения («глаз не сводит», «говорит так сладко, чуть дыша»? («Глаз не сводит» – смотрит очень внимательно, не отрываясь. «Говорит так сладко, чуть дыша»- говорит ласково, задерживает дыхание.)

- Какой голос у Лисицы? Используйте новое выражение из словаря С.И.Ожегова. (Голос у Лисы вкрадчивый, чтобы вызвать к себе доверие.)

- Верно. Речь рыжей Плутовки звучит, как негромкая приятная песня. При чтении желательно растягивать слова, приближаясь в их произношению к пению.

- Темп чтения строчек про Лисицу изменится? (Да. Про Лисицу будем читать чуть быстрее, чем про Ворону. Лисица всё делает быстро.)

- Верно. Темп происходящего усиливается за счет действий Лисы, которой не терпится добиться своей цели.

- Найдите в тексте монолог Лисицы, обращённый к Вороне. Прочитайте по тексту.

«…Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, -
Ведь ты б у нас была царь-птица!»

- Прочитайте по тексту, как хитрая Лисица ласково называет Ворону. (Лисица ласково называет Ворону «голубушка», «светик», «сестрица», «мастерица». Лиса притворяется ласковой.)

-Ворона в природе отличается от всех птиц особенной красотой? (У Вороны нет никакой особенной красоты. Ворону нельзя назвать красивой птицей.)

- Теперь прочитайте по тексту, как Лисица восхищается красотой Вороны. («…Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Какие пёрушки! какой носок!»)

- Скажите, Лисица искренне восхищается красотой Вороны? (Лисица притворяется, что она восхищается красотой Вороны.)

- С какой целью Лисица притворяется ласковой, притворно восхищается красотой Вороны? (Ворона должна поверить, что Лиса ей не враг.)

- О чём жадно и страстно мечтает Лисица? (Лисица жадно и страстно мечтает отобрать у Вороны сыр.)

- В чём корысть жадной Лисицы? (Корысть жадной Лисицы в кусочке сыра.)

- Правильно.

- А что такое похвала с корыстной целью? (Лесть.)

- Льстивая, ласковая речь Лисицы эмоциональная, в конце каждой фразы стоит восклицательный знак.

- С каким чувством нужно читать это восхваление Вороны? (Читать нужно с чувством восторга, восхищения.)

- Что вы можете сказать о певческих способностях вороны? (У вороны нет певческих способностей, она только каркает.)

- Что осторожно предполагает Лисица о голосе Вороны? (Лисица осторожно предполагает, что у Вороны «ангельский быть должен голосок».)

- Что значит «ангельский голосок». («Ангельский голосок» - это яркий эпитет. Лисица говорит, что Ворона поёт, как божественный ангел.)

- Верно. И.А.Крылов использует эпитет «ангельский голосок», чтобы показать, что Лисица превзошла всякую разумную меру, восхваляя карканье Вороны.

- Голос Вороны достоин подобного восхваления? (Нет. Голос у Вороны неприятный. Это лесть с целью добыть сыр.)

- Зачем Лисица «из кожи лезет вон», расхваливая голос Вороны? (Лисица добивается, чтобы Ворона «спела».)

- Какие ещё льстивые слова придумывает Лисица? Прочитать по тексту. («…Ведь ты б у нас была царь-птица…»)

- Можно ли про Ворону сказать, что она «царь-птица»? (Нет. Ворона ни в чём не лучше других птиц. Это угодливое восхваление ради кусочка сыра. Лесть.)

- Верно. Рыжая героиня басни И.А.Крылова коварно льстит и говорит вещи, которые совершенно не относятся к обладательнице сыра.

- Как подействовали похвалы льстивой Лисицы на Ворону? Прочитать по тексту.

«…Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло…

- Как называет И.А.Крылов Ворону? («Вещунья» – предсказательница.)

- Смогла Ворона - вещунья предсказать потерю сыра? (Нет.)

- Что происходит с Вороной от льстивых слов Лисицы? Прочитайте по тексту и объясните.

рассуждать. Ворона-вещунья превратилась в глупую Ворону.

«В зобу дыханье спёрло». Вещунья чуть не задохнулась от льстивых слов, что что равного ей нет.)

- Как глупая Ворона блеснула своим «певческим талантом»? Прочитать по тексту.

«…И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло…»

- Как вы понимаете выражение «во всё воронье горло»? (Ворона каркнула громко. Она очень старалась.)

- Верно. Глупая Ворона поверила в уговоры льстивой Лисицы и каркнула «во всё свое горло», ведь петь то на самом деле она не умела и «ангельским голоском» похвастаться не могла.

- Какой результат хитроумной уловки Лисицы? Прочитать по тексту.

«…Сыр выпал — с ним была плутовка такова.»

- Как ведёт себя льстивая Лисица, добившись своей цели? (Коварная Лисица скрылась, получив обманом лакомый кусочек сыра.)

– А что с Вороной? (Ворона осталась без сыра, который мечтала съесть.)

Проблемный анализ.

- Какие человеческие пороки и слабости показал И.А.Крылов через образы Вороны и Лисицы? (Через образ Лисицы автор показал жадность, хитрость, коварство и лесть, а через образ Вороны – глупость, чрезмерную доверчивость, любовь к лести.)

- Как называется такой художественный приём в литературе? (Художественный приём называется аллегория.)

- Как Лисе удалось обмануть Ворону? (Коварная хищница - Лиса хитро льстит, а глупая Ворона верит каждому льстивому слову Лисы.)

- Как автор относится к героям басни? (Для автора Лисица – плутовка, льстивая обманщица. А Ворона - глупа, чрезмерно доверчива, верит льстивым речам своего врага - хищной Лисицы.)

- Что высмеивает И.А.Крылов в басне? (Нам смешно читать враньё Лисицы про красоту Вороны и её «ангельский голосок». И.А.Крылов через образ Лисицы высмеивает лесть и повадки льстеца. Нам смешно, когда Ворона-вещунья и предсказательница не может предсказать, что если поверит лести Лисицы, то потеряет сыр. А когда Вороне сказали, что она – «царь-птица», то чуть не задохнулась от радости. Вороне очень нравилось слушать льстивые речи Лисицы. Нам смешно, когда Ворона старается, каркает для Лисы «во всё воронье горло». И.А.Крылов через образ Вороны высмеивает глупость и любовь к лести.)

– Правильно. В басне И.А.Крылова нет положительных героев.
Нравственная проблема.

- Сколько смысловых частей мы выделили в басне «Ворона и Лисица»? (Мы выделяли две части. Работали над второй частью - рассказом.)

- Где в тексте мораль? (Мораль в 1 части текста.)

- Прочитайте мораль.

«Уж сколько раз твердили миру, 
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, 
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»

- Как вы понимаете выражение «уж сколько раз твердили миру»? (Много раз повторяли одно и тоже.)

- Объясните, как вы понимаете выражение «только все не впрок»? (Всё бесполезно.)

- Как вы понимаете высказывание И.А.Крылова «И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»? («В сердце уголок» - это метафора. Льстец всегда сможет обмануть глупого и доверчивого человека.)

- В чём заключается мораль басни «Ворона и Лисица»? (Лесть – это обман ради собственной выгоды. Устоять против лести трудно, особенно, если человек доверчивый и не очень умный.)

- Правильно. «Как бы не сладка была лесть, которая в укромном уголочке сердца может найти место, не надо ей поддаваться и верить. Это может обернуться для человека бедой, что и произошло с Вороной. Плохо быть простаком - Вороной, но быть хитрым льстецом, Лисою – низко и подло.  Над простаком, пожалуй, иногда и посмеются, ну, а в другой раз и пожалеют его, но хитрого льстеца все честные люди презирают и не имеют к нему никакого доверия». [ 1]

- Как нужно прочитать мораль, чтобы до всех слушателей донести поучительный смысл басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»? (Читать нужно медленно, чётко, обращать внимание на знаки препинания.)

Выразительное чтение вслух.

Чтение басни проходит в виде конкурса на лучшего чтеца.

- Оцените свое чтение и чтение одноклассника.

Инсценирование басни. (Работа в группах по 3 ученика.)

Коллективное оценивание прочитанной басни.

8. Итог урока

– Можем мы утверждать, что басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица» поучительна для читателей? (Да. Басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица» поучительна для читателей.)

–Чему вас научила басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица»? При ответе используйте русские пословицы.

- «Бог-то бог, да и сам не будь плох». («Вороне где-то Бог послал кусочек сыру…»- редкостное счастье для Вороны, а сберечь она его не смогла из-за своей глупости и любви к лести. Не надо задирать нос и считать себя лучше других. Нельзя быть таким глупым и доверчивым к льстивым словам, как Ворона.)

- «Льстивые слова говорит, а сам в карман норовит». (Лисица придумывала льстивые слова, чтобы отобрать у Вороны сыр. Нельзя верить в чрезмерные похвалы. Если поверишь льстецу, то он тебя обманет и отберёт то, что ему захочется.)

- «Избегай лести – заслужишь больше чести». (В басне говорится, что «лесть гнусна, вредна». Хитрая Лисица добилась своей цели, получила сыр, но нечестным способом. Отвратительно быть жадным, льстивым и безжалостным, как Лиса. К льстецам нет доверия, их честные люди презирают.)

- Молодцы! Вы отлично усвоили нравственный урок И.А.Крылова по басне «Ворона и Лисица».

- Мудрые и меткие выражения И.А.Крылова из басни «Ворона и Лисица» стали крылатыми и употребляются в нашей речи как пословицы и поговорки.

- Найдите в басне «Ворона и Лисица» краткие выражения, которые могут использоваться в речи в значении: посчастливилось найти; равнозначно «очень старалась»; много раз повторяли, знают все; шутливое обращение – просьба исполнить песню (проявить вокальные данные); обмануть лестью.

Выражения из басни (ответы): «Вороне где-то Бог послал кусочек сыру…»; «Ворона каркнула во все воронье горло…»; «Уж сколько раз твердили миру…»; «Спой, светик, не стыдись!»; «В сердце льстец всегда отыщет уголок.».

- Молодцы. Вы отлично справились с заданием. Теперь вы можете украсить свою речь крылатыми выражениями, которые вам подарил великий русский баснописец И.А.Крылов.

9. Рефлексия

  • Сегодня на уроке мне было интересно …………………………. .
  • Сегодня на уроке я узнал, что … ………………………………….. .
  • Урок дал мне для жизни новый опыт… …………………………... .

Оценивание результатов работы учащихся.

10. Домашнее задание

а) обязательное задание: выразительное чтение басни «Ворона и Лисица»;

б) задание по выбору учащихся: чтение басни по ролям; инсценировка басни; выучить басню наизусть.

Литература

[1 ] c. 9 Хемницер И.И., "Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа...", ред. В.Золотов, СПб, т-во "Обществ. польза", 1878 г.

Интернет-ресурсы

  1. http://krilov.ru/
  2. http://school-collection.edu.ru
  3. http://sochinyshka.ru/i-a-krylov-vorona-i-lisica-kratkoe-soderzhanie.html
  4. https://pishi-stihi.ru/vorona-i-lisica-krylov.html
  5. https://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-po-teme-znakomstvo-s-zhanrom-basni-moral-v-basne-ia-krilov-vorona-i-lisica-966435.html
  6. https://rozli.ru/nauka/kakova-moral-basni-ivan-andreevicha-krylova-vorona-i-lisitsa.html
  7. https://ftzhela.jimdofree.com/словарь-крылатых-выражений/
  8. http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/default.asp