Игровая деятельность как средство повышения качества обученности учащихся

Разделы: Математика

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: игровая деятельность, дидактическая игра


Содержание

1. Теоретические основы дидактических игр на уроках.
а) понятие «дидактическая игра»;
б) классификация дидактических игр;
в) специфика дидактических игр;
г) правила проведения и составления дидактических игр.
2. Дидактические игры в классах с углубленным изучением математики.
а) Конспект урока - КВН в 9 классе по теме «Функции».
б) Конспект урока в 9 классе по теме «Рациональные уравнения».
3. Дидактические игры в обычных классах.
а) Конспект урока в 9 классе по теме «Арифметическая прогрессия».
б) Конспект урока в 8 классе по теме «Площади.Теорема Пифагора».
4. Роль дидактических игр в классах, где дети испытывают трудности в обучении математики.
а) Игра «Угадай-ка»
б) Конспект урока геометрии в 7 классе по теме «Параллельные прямые»
5. Заключение.

1. Теоретические основы дидактических игр на уроках

а) Понятие «дидактическая игра»

Любая педагогическая технология обладает способами и средствами, активизирующими деятельность учащихся, но в игровых технологиях они основные и определяют эффективность результатов. На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает большое значение в связи с потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Поэтому немаловажная роль отводится дидактическим играм на уроках математики.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

Дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.

Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условное.

В современной дидактике существуют следующие принципы проведения игры:

  • принцип добровольности участия в игре;
  • принцип динамичности (игра требует динамики, активных внешне проявленных действий со стороны участников);
  • принцип создания игровой атмосферы (хотя игра проходит «понарошку», дети при этом испытывают реальные чувства);
  • принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
  • принцип постепенного перехода от простых игр к более сложными играм.

б) Классификация дидактических игр

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, дидактическому материалу, характеру игровых действий, познавательной деятельности детей. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в каких-то играх отчетливее выступают одни, в других играх – иные.

По содержанию

По дидактическому материалу

По характеру игровых действий

По познавательному интересу

Математические

Словесные

Игры-путешествия

Интеллектуальные

Сенсорные

Настольно -печатные

Игры-предположения

Эмоциональные

Речевые

С предметами

Игры-поручения

Регулятивные

Музыкальные

 

Игры-загадки

Творческие

Природоведческие

 

Игры-беседы

 

Для ознакомления с окружающими

 

Игра-КВН

Социальные

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не скрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство учителя.

Подробнее остановимся на классификации дидактических игр по виду деятельности учащихся:

1. Игры-путешествия. Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

2. Игры-поручения. Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении, что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

3. Игры-предположения. «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Как я решил и почему?», и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, задача, проблема. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразно предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?»

4. Игры-загадки. Педагогическая направленность загадок заключается в проверке знаний учащихся. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения;

5. Игры-беседы (игры-диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.

6. Игра-КВН. Урок-КВН имеет такую же структуру как и телевизионная игра КВН: разминка - устный счет, основная соревновательная часть – решение задач у доски, конкурс капитанов и домашнее задание, которое команды готовят заранее.

Каждая игра должна содержать элемент новизны. Игра – не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое,… - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.

Игра – средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.

Игровые приемы, использующие программный материал, и особенности игр школьников средних классов вызывают у них активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения и повышают уровень обученности.

в) Специфика дидактических игр.

Идея игры состоит в том, что учитель формирует учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить эту проблему. Рассмотрим, в чем специфика дидактической игры, ее существенный признак. Во-первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности. Во-вторых, основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся, или усвоения знаний, или в их применении.

Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей, воспитании интереса их к математике и повышения качества обученности.

Во многих играх взят принцип соревнования между группами ребят. Соревнования усиливают эмоциональный характер игр. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводится не на личное первенство, а на первенство команды учащихся. При этом дети не только сами будут стремиться выполнить задание, но и помогать своим товарищам. Мотив соревнования может быть выражен по-разному, в частности в названии игр: «Кто скорее», «Кто вернее».

Целесообразность использования дидактических игр на разных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения, поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных учебных ситуациях.

г) При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих правил:

1) Простота и понятность правил игры.

Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

2) Сложность игры должна соответствовать возрасту учащихся.

Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.

3) Удобство использования учебного материала.

Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.

4) Обязательный контроль за результатами игры.

При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.

5) Активное участие в игре каждого ученика.

Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр.

В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой.

Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения.

Исходя из особенностей предмета математики, следует различать игры-состязания и игры-олимпиады. В первом случае победа обеспечивается в основном за счет скорости выполнения вычислений, преобразований, но без ущерба качеству выполнения задания, во втором – победа обеспечивается главным образом за счет качества решений задач повышенной трудности. Первые полезны для выработки автоматизма действий, вторые – для воспитания серьезного отношения к математике.

Таким образом, в игровых формах занятий реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитанию ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное – обучения математике. Игра способствует формированию прочных вычислительных навыков и умений, также играет огромную роль в повышении качества обученности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка.

2. Дидактические игры в классах с углубленным изучением математики

Работая в классе с углубленным изучением математики часто можно заметить учащихся, у которых пропадает интерес к предмету, так как материал трудный. Для того чтобы поддержать интерес использую в своей работе уроки КВН.

Урок КВН начинается с разминки (устный счёт). За каждый правильный ответ команда получает очко. Ошибку в ответе исправляет другая команда, приобретая дополнительное очко в случае правильного ответа.

Основная часть урока состоит из математической эстафеты. Она составлена таким образом, что ответ предыдущего задания является условием следующего. Участники команд по очереди выполняют задания на доске, а все остальные выполняют задание в тетрадях, для того, чтобы вовремя увидеть ошибку и исправить её. Капитаны команд являются консультантами, они могут оказать помощь ученикам, работающим около доски. Работают все, так как незамеченная ошибка приводит к поражению всей команды. Каждое задание по степени сложности оценивается определённым количеством баллов. Команде первой и верно выполнившей задание прибавляются очки.

Далее объявляется конкурс капитанов. Для них предлагаются более сложные задания. Во время работы капитанов участники команд показывают домашнее задание: исторические сведения, связанные с данной темой, рассказы о великих математиках, творческие задания, песни, стихи, сценки, ребусы, плакаты.

Итоги подводит жюри, которое состоит из учеников старших классов. Заключительный этап урока посвящён подведению итогов. Члены команды, победившей в игре, имеют право поставить высшую оценку "5" тем ребятам, которые внесли основной вклад в победу. Члены второй команды могут поставить оценку не выше "4" баллов. Для некоторых учащихся может поступить предложение сдать дополнительный зачёт учителю.

В процессе проведения таких уроков-зачётов учитель решает сразу несколько задач:

1. Задачи, связанные с учебной деятельностью. За счет подбора задач, учащиеся обобщают и систематизируют учебный материал данной темы. Увеличивается количество заданий решаемых на уроке.

2. Задачи, связанные с коллективной деятельностью учащихся.

Работать должен каждый, от этого зависит успех всей команды.

3. Задачи, связанные с индивидуальной деятельностью каждого ученика. Увеличивается ответственность за правильное выполнение задания.

4. Задачи, связанные с работой с сильными учащимися. Они играют роль консультантов или капитанов команд.

5. Задачи, связанные с развитием интереса к математике.

6. Задачи, связанные с развитием познавательной деятельности учащихся. Для подготовки домашнего задания приходится привлекать дополнительную литературу, узнавать новые для учащегося сведения, расширять кругозор.

7. Задачи, связанные с творческой деятельностью учащихся. Ребята, которым с трудом даются математические задачи, могут проявить себя в представлении домашнего задания.

Урок-КВН превращает в интересную и познавательную игру усвоение трудного математического материала. Такой урок вызывает большую активность всех учащихся, вносит интерес и творческое отношение в приобретение новых знаний.

Использование дидактической игры в системе обучения математике является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников.

Приведу примеры конспектов уроков-КВН по разным темам.

5. Заключение

  1. Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся.
  2. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.
  3. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.
  4. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.
  5. Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.