"Зеленый патруль" для детского счастья

Разделы: Социальная педагогика, Профессия — педагог

Классы: 5, 6, 7


Осень в 2019 году выдалась удивительно теплой, на дворе ноябрь, а зимы природа и не ждет… В тополиных лесополосах полным-полно грибов-вешенок…

Возвращаемся с подмосковной дачи с самым моим юным воспитанником Димой, который давно мечтал на каникулах сменить городскую суету на сельский быт, увидеть просторы полей, но все боялся новых впечатлений и робко отказывался от предложений погостить в деревне.

И вот долгожданная трехдневная поездка, полная ярких впечатлений позади, мальчик рассматривает пейзажи из окна автомобиля и неожиданно, тихим голосом произносит фразу, от которой становится немного не по себе:

- Спасибо, что Вы не перешли летом работать в другое место, иначе этого бы счастья со мной не случилось!

В глазах его светится радость открытия, открытия себя самого, гордость за то, что преодолев свои страхи от ожидания неизвестного, он почувствовал себя другим – свободным, вольным, словно ворон, некоторое время летевший вдоль трассы у леса…

- А давай-ка мы с тобой вспомним, как начиналась поездка, все наши каждодневные дела, как будто ведем дневник путешественника, поделимся эмоциями, переживаниями…

Итак, в первый день каникул Димка принял нелегкое решение оторвать себя от привычной обстановки пребывания в социальном учреждении и начал собираться в дорогу. Волнительно укладывал в рюкзак теплые вещи, сменную обувь, любимые игрушки, туалетные принадлежности. Посоветовался, что необходимо действительно взять, подумал, оказалось много лишнего, убрал в шкаф… Деловитым взглядом снова и снова проверял, что находится в рюкзаке.

В путь! Тронулись! В дороге мальчика было не узнать: Дима смеялся, вспоминал веселые истории из детства, о жизни с дедушкой и бабушкой на даче, ненадолго замыкаясь в себе в какие-то моменты, видимо, когда его детское сознание погружается в ощущения пережитых эмоций от недавней потери самых близких людей…

Как же тяжело смотреть в голубые глаза ребенка в течение своих двенадцати лет от роду потерявшего одного за другим близких родственников. Когда Диме было три года, умерла его мама, в юном возрасте ставшая жертвой наркотиков, отец с ними не жил и ребенка не знал, по суду был лишен родительских прав, и мальчик оказался в детском доме. Размеренная и обеспеченная жизнь интеллигентной семьи разрушилась в одночасье: вслед за мамой Димы, ушел из жизни дедушка. Бабушка через некоторое время вышла замуж за другого мужчину, но сама забрать Диму домой так и не смогла: появились проблемы со здоровьем, после перенесенной автоаварии почти перестала выходить на улицу самостоятельно. Малыша оформил под опеку муж бабушки. До второго класса Дима рос дома, но счастье быть в родной семье к ребенку вернулось не надолго. Бабушка с дедушкой начали употреблять спиртные напитки, ребенок был предоставлен сам себе… Органы опеки изъяли Диму из семьи, и он снова стал воспитанником социального учреждения. Родные тем не менее о Диме вспоминали: бабушка звонила, интересовалась учебой, состоянием здоровья, иногда мальчика приходил навещать ее муж. Но прошлым летом умерли и они. Дима узнал тяжелую новость, возвратившись из летнего оздоровительного лагеря, стойко, как и всегда, перенес боль очередных потерь, понимая, что остался совсем один. Нет, он не заплакал, а прижался к воспитателю, как к единственному близкому человеку, который знает его несколько лет, которому можно доверить свои чувства и не стесняться слез. И оставил боль в себе…

Все три дня в деревне Дима открывал заново окружающий мир.

Оказавшись в поле, широко раскинув руки, он дал волю эмоциям. Громко кричал на все округу: «Я самый счастливый человек! Ура!»

Его увлекало все: пробовал сам косить траву ручной косой, а затем кормить кроликов, дрессировать собак во время прогулки, изучать местность во время похода за грибами. А с каким восторгом он обнаружил у берега пруда бобровую колонию! Домашние дела оказались тоже интересны: Дима учился пилить ножовкой, колоть дрова, разводить костер, готовить сам пищу, а собственноручно испеченной пиццей угостил затем ребят в Центре.

Наша поездка на дачу стала знаковой для Димы, он пересилил и победил страх перед новыми впечатлениями, свое горькое чувство одиночества, ощущение безысходности, которое ломало болью его душу в те моменты, когда других ребят забирали родственники на выходные, а он оставался один, словно забытый всем миром…

Дима стал самым младшим воспитанником, среди других ребят, у которых нет родственников, бабушек, дедушек, родителей, чтобы пойти в гости на выходные, но есть место, где готовы встретить, обогреть, научить новому, как родных. Это – сплоченный коллектив воспитанников ГБУ ЦССВ «Каховские ромашки», объединенный участием в проекте «Зеленый патруль».

Несколько лет назад, наблюдая за жизнью детей в социальных учреждениях, мне показалось возможным приоткрыть незримую завесу, разделяющую детей-сирот с окружающей реальностью, с помощью кружковых занятий по программе социально-экологической направленности «Зеленый патруль».

Вчерашние выпускники, которые уже имеют свои семьи, работу, живут самостоятельно, время от времени заходят в гости, благодарят за бесценный опыт жизни за пределами социального учреждения, который они получили, принимая участие в мероприятиях «Зеленого патруля».

А начинался проект в ноябре 2015 года с организации в ГБУ ЦССВ «Южный» города Москвы экологического отряда, который выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главной задачей «Зеленого патруля» стало формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и окружающей среды, включающее систему экологических знаний, умений и мышления.

Формирование осознанного отношения детей и подростков к природе, экологической культуры, любви к природе родного края – основная цель программы отряда.

Во время занятий, кроме теоретических знаний, ребята получали практические навыки по охране окружающей среды согласно разделам программы.

В раздел «Практикум» вошли подразделы: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Красная Книга», «Календарь природы», «Мир вокруг нас», «Здоровье человека и окружающая среда».

Отдельным блоком выделен подраздел «Урожайная грядка», который ребята полюбили больше всего за возможность выехать за город, полюбоваться красотами природы, увидеть деревенскую жизнь, испытать массу новых впечатлений.

Отрядом «Зеленый патруль» были организованы различные мероприятия, в которых воспитанники приняли участие и показали огромную заинтересованность.

Во время занятий ребята знакомились с информацией о том, что аварийные ситуации на производстве не являются редкостью, атмосфера наполнена концентрацией выхлопных газов, ведущих к закислению почв, загрязнению воды. Стремительная вырубка лесов, проблема утилизации бытовых отходов (РФ перерабатывает всего 3% отходов, тогда как европейские соседи утилизируют до 60% отходов).

С помощью старших ребят выпущен бюллетень «Знаете ли вы?», проведена конференция «Легкие планеты», семинар «Морские гиганты».

Ребята принимали участие в субботниках, облагораживании территории вокруг здания Центра, следили за клумбами, декоративными посадками.

 В зимние месяцы проводилась операция «Кормушка», акция «Покормите птиц». Ребята не только мастерили кормушки и птичьи домики, но и узнавали о жизни пернатых друзей, о которых заботились в течение года.

 Детям понравились занятия, где они проявили смекалку, показали знания по биологии: викторина «Домашние питомцы и птицы», игра «Целебное лукошко», познавательный час «Флора и фауна России».

Большое внимание было уделено вопросам общей экологической культуры.

Значимым и важным для детей стал «Дарвинский проект» - мероприятие общероссийского масштаба. Члены отряда «Зеленый патруль» в течение трех месяцев изучали материалы об исчезающих видах флоры и фауны, занесенных в Красную книгу, просматривали видеосюжеты о работе спасателей диких животных, попавших в беду по вине деятельности человека и природных катаклизмов. В рамках проекта мальчики и девочки приняли активное участие в конкурсе рисунков «Дикие и прекрасные», в котором заняли призовые места и были награждены экскурсией в Государственный Дарвиновский музей, где 16.04.2016 года состоялась торжественная церемония награждения победителей, внесших свой вклад в дело защиты диких животных.

В начале сентября 2017 года члены кружка «Зеленый патруль» в составе делегации самых активных ребят ГБУ ЦССВ «Южный» посетили мероприятие, посвященное открытию ландшафтного парка «Зарядье», увидели разнообразие природных зон России на примере растений, гармонично вписавшихся в парковую местность при помощи опытных мастеров-дизайнеров.

Средства массовой информации имеют не последнюю роль во всех мероприятиях, посвященных проблемам экологии. В рамках городского кинофестиваля «Крылья бабочки» для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ребята из «Зеленого патруля» приняли участие в съемках игрового фильма – предупреждения «Этот прекрасный мир!» и заняли почетное первое место в номинации «Лучший игровой фильм». Исполнитель роли главного героя, перенес зрителей в мир будущего, омраченного последствиями бездумного отношения человечества к природе.

Благодарственными письмами награждены пятеро членов отряда «Зеленый патруль», принявших участие во Всероссийском конкурсе детского экологического рисунка среди воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Экология глазами детей» в 2018 году.

Кроме теоретических знаний по охране окружающей среды, члены отряда «Зеленый патруль» приобрели опыт хозяйственно-бытовой деятельности, изучили способы размножения цветов, культурных растений.

В начале февраля воспитанники традиционно приступают к изучению цикла выращивания цветов и овощных растений на практике: готовят семена и почву для посева, в марте проводят наблюдения за всходами, поливают растения, рыхлят почву, удаляют сорняки, пикируют рассаду, в мае высаживают опытные образцы в парник и в открытый грунт.

В августе–сентябре к всеобщему удивлению грядки каждый раз встречают ребят обильным урожаем, словно природа сама помогает членам «Зеленого патруля», заботливо прогревая солнцем и поливая дождями томаты, перцы, кабачки, картофель в летний период.

Воспитанники убирают выращенный ими урожай, не скрывая гордости, угощают свежими плодами друзей, а затем под руководством воспитателя делают заготовки: сушат яблоки, маринуют томаты, огурцы, квасят капусту.

Особенно понравились воспитанникам походы, где они учились различать съедобные и несъедобные грибы, ягоды, ориентироваться на местности, наблюдать природные явления.

Занятия с воспитанниками по программе «Зеленый патруль» способствуют развитию творческих способностей детей, самоопределению через участие в тематических конкурсах, акциях, выставках, выполняют социальную функцию, помогая ребятам активнее познавать окружающий мир, иметь собственную личностную позицию, выражать ее, приобщаться к ведению здорового образа жизни.

Изучая окружающую среду, воспитанники познавали себя, значимую роль человека в цепи взаимосвязей в природе, приучались к ведению здорового образа жизни, вели наблюдения за животными и птицами, старались запечатлеть пейзажи России во время путешествий.

«Зеленый патруль» стал для детей-сирот источником не только новых знаний о деятельности человека, но и уютным очагом, вокруг которого собираются неравнодушные единомышленники, дарят друг другу радость встреч, теплого общения, любви...

В связи с реорганизацией ГБУ ЦССВ «Южный» воспитанники и воспитатели с сентября 2019 года переведены в ГБУ ЦССВ «Каховские ромашки», а это значит, что удалось сохранить команду «Зеленого патруля» и работа в прежнем направлении будет продолжена.