Развитие познавательных способностей у детей 6–7 лет (комплекс занятий)

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Занятие 1 «Знакомство с Таней»

Материалы:

Фишка для игры-бродилки

  • Карта (Приложение 1)
  • Картинки - разрезать (приложение 2)
  • Изображение домов (Приложение 3)
  • Изображение комнаты (Прил ожение 4)
  • Изображение пустой комнаты (Приложение 5)
  • Изображение предметов - разрезать (Приложение б)
  • Задание на внимание на каждого ребенка (Приложение 7)

Карандаш для каждого ребенка

Ход занятия

Ребята, сегодня мы с вами познакоми мся с девочкой по имени Таня. Она пригласила нас в гости и рассказала, как найти ее дом.

Детям дается схема (Приложение 1) и фишка.

Поставьте фишку на «Старт» и передвигайте ее в нужном направлении. Но обязательно запоминайте дорогу, ведь нам нужно вернуться обратно.

Начинаем:

  • Один шаг налево (Автобусная остановка)
  • Один шаг наверх (Автобус)
  • Один шаг наверх (Светофор)
  • Один шаг налево (Пенек)
  • Один шаг налево (Дерево)
  • Один шаг вниз (Дом)

А теперь нам нужно найти ее дом.

Послушайте внимательно: Красный двухэтажный дом. Дверь справа. Рядом с домом растет дерево.

После инструкции детям предъявляются дома (Прuложение 3).

Вот мы и пришли.

Физминутка (Стоя)

Теперь можно познакомиться с Таней.

У нее есть вопросы для вас. Если это правда - вы поднимаете руки вверх. А если неправда - топайте ногами:

  • Вы учитесь в школе.
  • Вы любите мороженое.
  • Вы любите горькое лекарство.
  • У вас есть братья или сестры.
  • У вас дома есть кот.

Пока мы играли с Таней, ее комната оказалась в беспорядке. Посмотрите, как должна была выглядеть комната.

Демонстрируется приложение 4 в течение 30 сек.

Затем картинка убирается.

Вспомните, где находились эти предметы (Приложение 6). Разместите их в пустой комнате (Приложение 5).

Таня узнала, что мы любим мороженое, и хочет нас угостить. Обведите в кружок мороженое с двумя шариками (Приложение 7). Начинайте с верхнего левого угла. Выполните сначала задание на первой строке. Затем переходите ко второй. И так до конца. Не пропускайте строки.

Нам пора возвращаться домой. Давайте вспомним до рогу.

Перед детьми выкладываются картинки (Прилосжение 2). Что мы будем проходить на обратном пути. Разложите картинки по порядку.

Если дети допустили ошибку - предъявляется карта _________(приложение 1)

Занятие 2 «Зоопарк»

Материалы:

Фишка для игры-бродилки

  • Карта (Приложение 8)
  • Картинки - разрезать (приложение 9)
  • Картинки - разрезать (приложение 10)
  • Карточки - разрезать и перемешать (Приложение 11). Изображения не должны просвечивать с обратной стороны.
  • Задание на внимание на каждого ребенка (Приложение 12)
  • Карандаш для каждого ребенка

Ход занятия

Сегодня с Таней мы идем в зоопарк. Зоопарк большой, и чтобы не потеряться, мы посмотрим с вами на карту (Приложение 8). Поставьте фишку на «Старт» и запоминайте дорогу:

  • Один шаг наверх (дельфин)
  • Один шаг налево (тюлень)
  • Один шаг наверх (соловей)
  • Один шаг направо (сова)
  • Один шаг наверх (медведь)
  • Два шага налево (волк)

Сначала мы идем к водным обитателям. Запомните, в какой последовательности мы их увидим:

  • лягушка
  • черепаха
  • крокодил
  • рак
  • осьминог
  • окунь
  • краб
  • тритон
  • скат
  • акула

Перед детьми выкладываются пронумерованные карточки (приложение 10).

Вспомните и назовите всех животных по порядку. После каждого ответа ребенок переворачивает карточку с соответствующим номером.

Физминутка (Стоя)

А сейчас мы пойдем к птицам. Если вы услышите название птицы, вы стоите, если название другого животного - присядьте:

  • Попугай,
  • Жираф,
  • Слон,
  • Ворона,
  • Пингвин,
  • Лягушка,
  • Бегемот,
  • Индюк,
  • Медведь,
  • Коршун.

Наконец, идем к млекопитающим.

Перед детьми раскладываются карточки 6х4 картинкой вниз (Приложение 11):

По очереди переворачивайте по 2 карточки. Если животные, изображенные на них - одинаковые, то оставляете их открытыми и переворачивайте следующую пару карточек. Если картинки не совпадают - переворачиваете карточки обратно картинкой вниз, и право хода переходит следующему. Смотрите внимательно и запоминайте не совпавшие карточки.

А теперь посмотрите на аквариум (Приложение 12). Обведите в кружок только рыб. Начинайте с верхнего левого угла. Выполните сначала задание на первой строке. Затем переходите ко второй. И так до конца. Не пропускайте строки.

Нам пора домой. Вспомните дорогу к выходу. Перед детьми выкладываются картинки (Приложение 9). Что мы будем проходить на обратном пути.
Разложите картинки по порядку.

Если дети допустили ошибку - предъявляется карта (приложение 8).

Занятие 3 «Поход»

Материалы:

  • Фишка для игры-бродилки
  • Карта (Приложение 13)
  • Картинки - разрезать ( приложение 14)
  • Картинки - разрезать (приложение 15)
  • Карта (Приложение 16)
  • Картинки - разрезать (Приложение 17)
  • Карта (Приложение 18)
  • Задание на внимание на каждого ребенка (Приложение 19)
  • Карандаш для каждого ребенка.

Ход занятия

Таня приглашает нас в поход и дала нам карту.

Поставьте фишку на «Старт» (Приложение 13) и запоминайте дорогу:

  • Один шаг налево
  • Один шаг наверх
  • Один шаг наверх
  • Один шаг налево
  • Один шаг наверх
  • Один шаг направо

Таня долго готовилась к походу. Послушайте, что нужно было взять с собой:

Если ты в поход собрался
И немного растерялся,
Что с собою нужно взять,
Чтоб в паходе не страдать:
Не бери диван с подушкой
И любимую игрушку.
Только нужные вещицы,
Что в паходе пригодится.
Это может быть аптечка,
Теплый свитер, кеды, спички,
Компас, кружка, котелок,
В общем ________________, чтоб поднять ты смог
Свой нагруженный рюкзак.
Вы готовы? Значит так!

Посмотрите, правильно ли Таня собрала рюкзак? Уберите лишние вещи. (Приложение 15)

Физминутка (стоя)

На полянке, где мы оказались, много растений. Если вы услышите название деревьев - встаньте, если названия цветов - присядьте:

  • Клен
  • Сосна
  • Ромашка
  • Ель
  • Колокольчик
  • Яблоня
  • Липа
  • Незабудка
  • Одуванчик
  • Дуб

Вот мы и пришли . Можно расставить палатки в нашем палаточном городке (демонстрируется Приложение 16 в течение 30 сек.). Запомните, где должна стоять каждая палатка.

Разместите их на полянке. (Приложение 17, Приложение 18)

Теперь мы готовы и можем немного посидеть у костра.

Обведите в кружок спички, которые не надут нашему костру потухнуть (приложение 19). Начинайте с верхнего левого угла. Выполните сначала задание на первой строке. Затем переходите ко второй. И так до конца. Не пропускайте строки.

Наш поход завершен и нам нужно возвращаться. По какой дороге мы вернемся? (Приложение 14)

Занятие 4 «Первая помощь»

Материалы:

  • Фишка для игры-бродилки
  • Карта (Приложение 20)
  • Картинки - разрезать (приложение 21)
  • Картинки - распечатать в цвете (приложение 22)
  • Карточки - распечатать, разрезать и перемешать (Приложение 23) Изображения не должны просвечивать с обратной стороны.
  • Задание на внимание на каждого ребенка (Приложение 24)
  • Карандаш для каждого ребенка

Ход занятия

Сегодня Таня позвонила и сообщила, что она заболела и находится сейчас в больнице. Навестим ее? Поставьте фишку на «Старт» (Приложение 20) и запоминайте дорогу в больницу:

  • Один шаг наверх
  • Один шаг налево
  • Один шаг наверх
  • Один шаг наверх
  • Один шаг налево
  • Один шаг вниз
  • Один шаг налево
  • Один шаг наверх

Вот мы и пришли. Смотрите, рядом с больницей есть аптека. Врач сказал, какое лекарство нужно Тане, чтобы скорее выздороветь.

Синий сироп, с круглым цен ником, стоит 8 рублей. Выберите нужное лекарство. (Приложение 22)

Физминутка (стоя)

Вот мы и пришли к Тане. Оказывается она съела много сладкого и у нее заболел живот. Научим Таню правил ьно питаться, чтобы она больше не болела?

Если вы слышите название полезной пищи - подни мите руки вверх, если вредной - топайте ногами:

  • каша
  • пончик
  • лимон
  • яблоко
  • конфета
  • суп
  • гамбургер
  • леденец
  • капуста
  • лимонад
  • кефир

Теперь будем лечить нашу Таню.

Перед детьми раскладываются карточки 6х4 картинкой вниз (Приложение 23):

По очереди переворачивайте по 2 карточки. Если изображения на них - одинаковые, то оставляете их открытыми и переворачивайте следующую пару карточек. Если картинки не совпадают - переворачиваете карточки обратно картинкой вниз, и право хода переходит следующему. Смотрите внимательно и запоминайте не совпавшие карточки.

Тане стало лучше, и она может с нами поиграть. Обведите в круг игрушки (Приложение 24). Начинайте с верхнего левого угла. Выполните сначала задание на первой строке. Затем переходите ко второй. И так до конца. Не пропускайте строки.

Вот мы и навестили Таню. Нам пора возвращаться домой. Вспомните обратную дорогу (Приложение 21)

Занятие 5 «Парк аттракционов»

Материалы:

  • Фишка для игры-бродилки
  • Карта (Приложение 25)
  • Картинки- разрезать (Приложение 26)
  • Картинки (Приложение 27)
  • Картинки- разрезать (Приложение 28)
  • Карточки с геометрическими фигурами - разрезать (Приложение 29)
  • Задание на внимание на каждого ребенка (Приложение 30)
  • Карандаш для каждого ребенка

Ход занятия

Сегодня Таня приглашает нас в парк аттракционов. Он очень большой, и чтобы нам не потеряться, мы должны запомнить маршрут. Поставьте фишку на «Старт» (Приложение 25) и запоминайте дорогу.

  • Один шаг налево
  • Один шаг наверх
  • Два шага налево
  • Два шага наверх
  • Один шаг направо
  • Один шаг вниз

Мы сможем посетить только те аттракционы, которые есть в нашем билете. Запомните их (Приложение 27).

Выберете из всех аттракционов только те, которые мы можем посетить (Приложение 28).

Физминутка (стоя)

Первый наш аттракцион - карусель. Становитесь в круг. Если вы слышите слово для обозначения цвета - становитесь прямо, если слово для обозначения настроения - приседаете.

  • красный
  • веселый
  • желтый
  • радостный
  • синий
  • счастливый
  • зеленый
  • фиолетовый
  • коричневый
  • спокойный
  • оранжевый
  • веселый
  • белый
  • бодрый

В парке есть комната смеха, в которой много зеркал. Послушайте внимательно и запомните порядок зеркал:

  • Прямоугольное
  • Круглое
  • Квадратное
  • Овальное
  • Ромбовидное
  • Шестиугольное

Расположите зеркала в нужном порядке. (Приложение 29)

Последний наш аттракцион - Колесо Обозрения. Мы сможем увидеть весь парк с большой высоты. Обведите в круг только аттракционы (Приложение 30). Начинайте с верхнего левого угла. Выполните сначала задание на первой строке. Затем переходите ко второй. И так до конца. Не пропускайте строки.

Наше приключ ение подошло к концу. Пора возвращаться. Вспомните обратную дорогу (Приложение 26).

Занятие 6 «Библиотека»

Материалы:

• Фишка для игры-бродилки
• Карта (Приложение 31)
• Картинки - разрезать (Приложение 32)
• Картинки - разрезать (Приложение 33)
• Картинки- разрезать и перемешать (приложение 34). Изображения не должны просвечивать с обратной стороны.
• Задание на внимание на каждого ребенка (Приложение 35)
• Карандаш для каждого ребенка

Ход занятия

Сегодня вместе с Таней мы отправимся в библиотеку. Библиотека очень большая и в ней много отделов, посвященных разным темам. Запомните, какие из них мы посетим (Приложение 31)

  • Один шаг наверх
  • Один шаг налево
  • Два шага наверх
  • Один шаг налево
  • Один шаг налево
  • О дин шаг вниз

Мы пришли в отд ел сказок. Послушайте, в какой последовательности должны находится книги на полке:

  • Кот в сапогах
  • Гуси-лебеди
  • Золушка
  • Репка
  • Колобок
  • Белоснежка и семь гномов
  • Золотой ключик
  • Трое из Простоквашина
  • Мальчик-с-пальчик
  • Красная Шапочка

Расположите книги в нужном порядке (Приложение 33).

Физминутка (стоя)

Наши любимые сказочные персонажи могут поделиться с нами по лезными советами:

Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем - и снова в путь.
Вот Дюйм овочки слова:
Чтоб спина было пряма,
Подиимайтесь на носочках,
Словно тянетесь к цветочкам.
Нам советует Мальвина:
Станет талия осиной,
Если наклоним ся вправо, влево.
Красной Шапочки совет:
Проживешь ты много лет,
Если будешь приседать
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть.
Отдохну и снова в путь.

Сейчас мы может поближе познакомиться со сказками.

Перед детьми раскладываются карточки 6х4 картинкой вниз (Приложение 34).

По очереди переворачивайте по 2 карточки. Если изображения на ниходинаковые, то оставляете их открытыми и переворачивайте следующую пару карточек. Если картинки не совпадают - переворачиваете карточки обратно картинкой вниз, и право хода переходит следующему. Смотрите внимательно и запоминайте не совпавшие карточки. Посмотрите (Приложение 35), пока мы читали сказки, из книг сбежала буква «С» Поймайте ее, обводя в круг. Ищите только настоящую, правильную букву «С». Начинайте с верхнего левого угла. Выполните сначала задание на первой строке. Затем переходите ко второй. И так до конца. Не пропускайте строки.

Пора возвращаться. Проложите маршрут к выходу из библиотеки (Приложение 32).

Занятие 7 «Школа»

Материалы:

  • Фишка для игры-бродилки
  • Карта (Приложение 36).
  • Картинки - разрезать (Приложение 37).
  • Картинки - разрезать ________________(Приложение 38).
  • Картинки- разрезать и перемешать (приложение 39). Изображения не должны просвечивать с обратной стороны.
  • Задание на вним ание на каждого ребенка (Приложение 40)
  • Карандаш для каждого ребенка

Ход занятия

Таня приглашает нас сходить с ней в школу. С ней в месте мы посетим некоторые уроки. Здесь карта перво го этаж а (Приложение 36). Поставьте фишку на «Старт», передвигайте ее в нужном направлении и запоминайте дорогу.

Начинаем:

  • Два шага налево
  • Один шаг наверх
  • Один шаг наверх
  • Один шаг наверх
  • Один шаг направо
  • Один шаг направо

Для школы нужен портфель со всем необходимым. Мы с вами проверим: правильно ли Таня его собрала. Слушайте и запоминайте, что надо было взять с собой (при назывании npeдмeтoв обратить внимание на единственное и лтожественное число):

  • Тетради
  • Ручка
  • Учебник
  • Линейка
  • Ластик
  • Кисточка
  • Карандаш

Выберите только те предметы, которые вы услышали (Прuложение 38)

Физминутка (стоя)

Чем же мы будем заниматься в школе? Если вы согласны - поднимаете руки вверх, если не согласны - топаете ногами:

  • Бегать во время физкультуры
  • Учиться
  • Смотреть мультфильмы
  • Читать
  • Кричать
  • Узнавать новое
  • Прыгать на парте
  • Скучать
  • Плакать
  • Считать

Пока мы с вами отдыхали, все школьные принадлежности потерялись. Соберите всё.

Перед детьми раскладываются карточки 6х4 картинкой вниз (Приложение 39):

По очереди переворачивайте по 2 карточки. Если изображения на них - одинаковые, то оставляете их открытыми и переворачивайте следующую пару карточек. Если картинки не совпадают - переворачиваете карточки обратно картинкой вниз, и право хода переходит следующему. Смотрите внимательно и запоминайте не совпавшие карточки.

Теперь можем поработать в тетради. Обведите в круг все тетради и ручки. (Приложение 40) Начинайте с верхнего левого угла. Выполните сначала задание на первой строке. Затем переходите ко второй. И так до конца. Не пропускайте строки.

Нам пора возвращаться. Вспомните обратную дорогу из школы (Приложение 37).

Занятие 8 «День Рождения»

Материалы:

  • Фишка для 88 ригры-бродилки
  • Карта (Приложение 41).
  • Картинки - разрезать (Приложение 42).
  • Картинки - разрезать (Приложение 43).
  • Картинки - разрезать и перемешать (приложение 44). Изображения не должны просвечивать с обратной стороны.
  • Задание на внимание на каждого ребенка (Приложение 45)
  • Карандаш для каждого ребенка

Ход занятия

У Тани День Рождения. Она приглашает нас в кафе «Сладкоежка». Таня рассказала, как мы сможем добраться до нужного места (Приложение 41).

Поставьте фишку на «Старт», передвигайте ее в нужном направлении и запоминайте дорогу, чтобы мы смогли вернуться домой.

Начинаем:

  • Одиншаг налево
  • Один шаг наверх
  • Один шаг наверх
  • Один шаг налево
  • Один шаг наверх
  • Один шаг направо
  • Один шаг направо

Наконец мы пришли. Таня угощает нам друмя вид ами тортов. Запомните начинку каждого.

В первом торте есть:

  • Яблоко
  • Вишня
  • Банан

Во втором:

  • Апельсин
  • Клубника
  • Груша

Разложите начинка для каждого торта (Приложение 43).

Физминутка (стоя)

После такого угощения можем подарить Тане подарки. Если подарок съедобный - хлопните в л адоши од ин раз, если несъедобный - подпрыгните один раз:

  • Кукла
  • Конфета
  • Апельсин
  • Платье
  • Шарик
  • Мороженое
  • Мячик
  • Вафли
  • Леденец
  • Книга

Таня устроила для нас маскарад. Соберите все маски. Перед детьми раскладываются карточки 6х4 картинкой вниз (Приложение 44).

По очереди переворачивайте по 2 карточки. Если изображения на ниходинаковые, то оставляете их открытыми и переворачивайте следующую пару карточек. Если картинки не совпадают - переворачиваете карточки обратно картинкой вниз, и право хода переходит следующему. Смотрите внимательно и запоминайте не совпавшие карточки.

Так как День Рождения веселый праздник - грустить нельзя. Обведите в круг радостные смайлики (Приложенuе 45). Начинайте с верхнего левого угла.

Выполните сначала задание на первой строке. Затем переходите ко второй. И так до конца. Не пропускайте строки.

А сейчас возвращаемся д омой. Вспомните обратную дорогу (Приложение 42).

Приложения 1–45