Методическое пособие для самостоятельной работы студентов колледжей по теме «Виды осложнения простого предложения»

Разделы: Русский язык

Классы: 10, 11

Ключевые слова: русский язык


Введение

Учебная дисциплина «Русский язык» в колледже является одной из основных гуманитарных дисциплин общеобразовательного цикла. Основная задача курса: закрепить и углубить знания, развить умения студентов.

Тема: «Виды осложнения простого предложения» рассматривается в аспекте обобщающего повторения синтаксиса. В целом, студенты 1 курса уже имеют представление о том, что такое простое предложение. Задача преподавателя – организовать занятия таким образом, чтобы каждому студенту стало понятно, что конкретно он не помнит, в чем сомневается. Привнести в занятие такие виды работы, которые способствуют развитию логического, критического мышления; развитию устной и письменной речи студентов.

Цели:

  • дидактическая: обобщение и систематизация знаний по теме (формировать умение производить синтаксический разбор простого предложения; умение отличать двусоставное от односоставного предложения; простого от сложного; работать над развитием речи, обогащением словарного запаса, развитием монологической речи;
  • развивающая: развивать логическое, критическое мышление; умение диагностировать собственные знания и ставить перед собой познавательные задачи; умение работать в команде; умение прислушиваться к мнению партнера; умение публично выступать.
  • воспитательная: формирование умения сотрудничать; воспитание сдержанности, настойчивости, трудолюбия, толерантности.

Приемы обучения: наглядные, практические.

Средства обучения:

  • Вербальные: информационные тексты (копии статей из учебных, практических пособий, учебников, содержащих материал по теме занятия);
  • ТСО: мультимедиа, экран, компьютер.

ВИДЫ ОСЛОЖНЕНИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Однородные члены предложения – это члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. В предложении они относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены предложения могут быть представлены любой самостоятельной частью речи (существительным, глаголом, прилагательным и т. д.) и указывать на предмет, признак, действие или обстоятельство.

Предложения с однородными членами относятся к осложненным предложениям.

В качестве однородных могут выступать любые члены предложения.

Чтобы найти в предложении однородные члены, необходимо:

  • Выделить главные и второстепенные члены предложения;
  • Определить, какие члены предложения отвечают на один вопрос и относятся к одному слову;
  • Проверить, связаны ли они сочинительной или бессоюзной связью.

Знаки препинания при однородных членах предложения

Запятая ставится

1. При отсутствии союзов:

 На столе лежали книги, тетради, карты.

2. При повторяющихся союзах И…И, НИ…НИ, ДА…ДА, ИЛИ…ИЛИ, ЛИБО…ЛИБО, ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО после каждого однородного члена:

На столе лежали не то книги, не то тетради, не то карты.

3. Если есть противительные союзы А, НО, ДА (в значении НО):

 Он поворчал, но согласился.

4. Перед второй частью составных союзов НЕ ТОЛЬКО, НО И; КАК…, ТАК И; ХОТЯ И…, НО и др.:

 Он не только говорит, но и делает.

 Запятая не ставится

1. Если есть одиночные соединительные или разделительные союзы И, ДА(=И), ИЛИ, ЛИБО и др:

 На столе лежали книги и тетради.

2. Внутри группы однородных членов, соединенных попарно (…И…, …И…):

 На встречу с писателем пришли студенты и школьники, педагоги и строители, инженеры и водители.

3. Если два однородных члена образуют устойчивое сочетание (ни то ни сё, и так и сяк, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни жив ни мертв):

Он был ни рыба ни мясо.

4. Между двумя глаголами в одинаковой форме, указывающими на движение и его цель и образующими единое смысловое целое (это части единого сказуемого):

Схожу посмотрю новый фильм.

Обобщающее слово при однородных членах

Обобщающее слово — это слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов.

В корзине была дичь: два тетерева и утка.

Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.

Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них.

Знаки препинания при обобщающих словах:

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то оно отделяется знаком тире.

Учебники, тетради, карандаши – всё было выложено на стол.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

На праздник пришли все: друзья, соседи, одноклассники.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, но предложение не заканчивается ими, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных слов – тире.

Всегда: зимой, летом, весной, осенью – старец Порфирий ходил босиком.

2. ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обособленные члены предложения -  второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу, интонационно и пунктуационно.

2.1. Обособленные определения и приложения

Обособляются запятыми:

1) любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению:

Радостный, он говорил не умолкая.
Мы, больные, всегда с надеждой ожидаем его прихода.

2) распространённые определения и приложения, если они относятся к имени существительному и стоят после него:

Мне нравились цветы, растущие на клумбе.
Мой сосед,  парнишка девятнадцати лет, всегда готов прийти на помощь.

3) два или несколько однородных согласованных нераспространённых определений, если они стоят после определяемого существительного:

Это утро, раннее и прохладное, освежает и бодрит.

4) любые согласованные приложения, если они стоят после определяемого существительного:

Ребята, студенты 1 курса нашего колледжа, готовили номера художественной самодеятельности.

5) согласованные определения и приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение причины или уступки:

Увлечённый игрой в футбол, Сергей не заметил, как быстро пролетело время.

Умные животные, обезьяны уделяют много внимания своим детёнышам.

Наиболее часто встречаются обособленные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными с зависимыми словами и существительными в косвенных падежах.

2.2. Обособленные обстоятельства

Обособляются запятыми обстоятельства, выраженные:

1) одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами:

Поев, ребёнок уснул. Размахивая руками, он что‑то быстро говорил.

2) существительным с предлогом несмотря на:

Несмотря на все старания, я никак не мог уснуть.

3) сравнительными оборотами с союзами: как, будто, точно, словно, что, чем, нежели , как и и  др. подобными:

Дождь полил, будто из решета. Зубы у неё были, как жемчуг.Маша, как и все остальные, подготовилась к экзамену хорошо.

Но сравнительные обороты не обособляются, если:

1. являются фразеологизмами:

Дождь лил как из ведра.

2. имеют значение обстоятельства образа действия (т.е. отвечает на вопрос как?, часто его можно заменить наречием или существительным в Т.п.):

Мы ходим как по кругу. (Мы ходим (как?) как по кругу. Можно заменить сущ. в Т.п.: кругом)

3. оборот с союзом как выражает значение «в качестве»:

Дело не в квалификации: он мне не нравится как человек.

4. оборот с союзом  как является частью составного именного сказуемого или тесно связан со сказуемым по смыслу:

О чувствах он писал как о чём-то очень важном.

4) с предлогами благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу, вопреки:

Вопреки прогнозу, погода стояла солнечная.

2.3. Обособленные дополнения

Обособляются дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая, сверх, помимо, включая:

Кроме него, пришло ещё шесть человек.

2.4. Уточняющие члены предложения

Уточняющим  называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, и служащий для уточнения. Уточняющие члены могут быть распространёнными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:

Внизу, в тени, шумела река  (обстоятельство).

2.5. Пояснительные члены предложения

Пояснительным  является член предложения, который называет то же понятие, что и поясняемый член, но другими словами. Перед пояснительными членами стоят или могут быть вставлены союзы именно, а именно, то есть, или  (= то есть):

Последняя, четвёртая часть романа заканчивается эпилогом.

2.6. Присоединительные члены предложения

Присоединительным  является член предложения, содержащий дополнительные разъяснения или замечания. Присоединительные члены обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, и притом, причём, и, да, да и, да и вообще, да и только:

Над ним часто посмеивались, и справедливо.

3. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Вводными называются слова и словосочетания, не связанные с членами предложения грамматически, т. е. на основе сочинительной или подчинительной связи (вероятно, он не придет).

 Они могут выражать:

1) оценку говорящим степени реальности сообщаемого, уверенность/неуверенность, возможность, предположение и т. д. (конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно и др.)

2) отношение говорящего  к содержанию сообщения: радость, неудовольствие, удивление и т. д. (к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению и т. п.); 

3) источник сообщаемого (говорят, сообщают, передают, по словам.., по сообщению.., по сведениям.., по мнению.., по-моему, на мой взгляд, по слухам и др.)

4) призыв к собеседнику или читателю (видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), представьте себе, извините, простите, пожалуйста и т. д.)

5) связь мыслей, высказываний (итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, , кроме того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, во-первых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, подчеркиваю и др.

Вводными могут быть и целые предложения (Вы, я думаю, останетесь пить чай).

Вводные слова, словосочетания и предложения на письме обособляются.

 Но одни и те же слова могут употребляться как в качестве вводных, так и в качестве членов предложения. Ср.: Вы, верно, переведены сюда из России? Вы верно (как?) перевели отрывок?

Особую сложность представляют вводные слова «наконец» (нельзя заменить на наконец-то, указывает на связь мыслей), «вообще» (можно заменить на вообще говоря), «однако» (стоит в середине или в конце предложения, нельзя заменить союзом «но»), «значит» (начинает вывод) значение которых не всегда легко определить.

Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:

авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, далее, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы и др.

4. ОБРАЩЕНИЯ

Обращение – это обособленный компонент предложения, служащий для обозначения лица или предмета, являющегося адресатом речи. Обращение обычно не относят к членам предложения.

1. Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются запятыми.

Если обращение в начале предложения произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

2. Личные местоимения ты и вы, как правило, не являются обращениями. Однако они могут входить в состав распространенного обращения, пунктуационно выделяясь вместе с ним, например: Ну, полноте, шутник вы этакий. В редких случаях местоимения ты и вы могут выступать в роли обращения: Тише, вы!

3. Если распространенное обращение разбито в предложении на части, то каждая из них выделяется запятыми.

4 Между двумя обращениями, связанными неповторяющимся союзом, запятая не ставится.

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Однородные члены предложения

 Упражнение 1.

Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их в следующем порядке:
а) с однородными членами, выражающими соединительные (перечислительные) значения; 
б) с однородными членами, выражающими разделительные (взаимоисключение, чередование) значения; 
в) с однородными членами, выражающими противительные (противопоставление, сопоставление) значения.
1. [О, О, О]. 
2. [О, О и О]. 
3. [О, но О]. 
4. [О или О]. 
5. [Не только О, но и О]. 
6. [То О, то О]. 
7. [И О, и О, и О].

2. Тестовые задания.

1. Укажите предложение с однородными дополнениями (знаки препинания не расставлены
1) Бобров танцевал плохо да и не любил танцевать 
2) Мороз крепчал и щипал уши лицо и руки.
3) Лес гудел неровно тревожно угрожающе. 
4) Шофёр засмеялся влез к себе в будку грохнул дверцей.

2. Укажите предложение с неоднородными определениями:
1). Скворцы уже расселись на высоких тополиных ветках.
2). Лес был старый чистый без подлеска.
3). Река извивалась светлой и чистой змейкой и скрывалась гдето за пригорком.
4). Красными зелеными желтыми и голубыми огоньками зажглась на елке.

3. Поставьте, где нужно, запятые: 
А впереди сотни ночей (1) и рассветов (2) и дней (3) и вечеров. 
1) 2,3; 2) 1,2,3 3) 2

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую: 
1). Ехать надо было на собаках или на оленях. 
2). Ярославль самый старый русский город на Волге.
3). На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.
4). На снегу были видны как заячьи так и лисьи следы.

5. Укажите предложение, в котором надо поставить тире:
1). Стол кресла стулья всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства.
2). Ему никто не мог помочь ни брат ни отец ни друзья. 
3). В октябре потускнели и цветы и травы и листья на деревьях. 

6. Какое утверждение ошибочно?
1). Запятая ставится перед одиночным союзом.
2). Между однородными членами при отсутствии союзов ставится запятая.
3). В предложении может быть только один ряд однородных членов.
4). Однородные члены предложения чаще всего выражаются словами одной
части речи.

Обособленные члены предложения

1. Тестовые задания

1. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.
1) Ясно было, что стихотворение, посвященное друзьям, не обойдется без упоминания о Леньке,
2) Но тут автор обидных строк, вскочив с потели, подбежал к другу.
3) Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.
4) – Тебя можно слушать вечно, Пушкин.

2. Найдите предложение с обособленным определением.
1) Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски.
2) Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча…
3) К счастью, случай не заставил долго ждать.
4) И никто из них никогда не вспоминал того «нелепого» стиха, так лихо разоблачившего подругу.

3. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.
1) Впереди я вижу длинную сосну, треугольной аркой перекинувшуюся над потоком.
2) Я вижу одну, две, три, ещё сколько-то елей, рухнувших в воду.
3) Катамаран обходит одну «расчёску», потом, чиркнув бортом, другую.
4) Сучья скребут по затылкам, по спинам, рвут тент, прикрывающий наше барахло.

4. Найдите предложение с обособленным определением.
1) С каждым днём Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её от людей, присматривалась к их лицам и усваивала их привычки.
2) И осторожно, говоря так ласково, как это можно было, Лёля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.
3) И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте.
4) Всею своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости.

5. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.
1)  Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы.
2) Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла.
3) В них, признаюсь честно, вся эта история оставила нелёгкий след…
4) И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу.

6. Найдите предложение с обособленными однородными определениями.
1) Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел.
2) У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет.
3) Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску.
4) - Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.

7. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.
1) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
2) А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее.
3) Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки.
4) Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

8. Найдите предложение с обособленным определением.
1) Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.
Они здорово летали, плавными широкими кругами.
2) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
3) Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим.

9. Выпишите номер предложения, в котором есть обособленное согласованное определение.
(1)Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке: «(2)Летопись. (3)Древняя, средняя и новая история деревни Куварино, сочинённая И.Берекзиным».
(4)Вначале описание деревни шло гладко. (5)Но после слов: «Заложена деревня в...» — начались затруднения.

10. Выпишите номер предложения, в котором есть обособленное обстоятельство.
(1)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.
(2)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (3)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (4)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то…
Ответ: ______________________________

11. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Прочитайте предложение, выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном(-ых) определении(-ях).
Витька Борецкий сидел в классе тихо на предпоследней парте,(1) посверкивал завидными пуговицами,(2) был тих и аккуратен,(3) тянул руку,(4) если хотел сказать или спросить,(5) в общем,(6) был образцовым пай-мальчиком,(7) совершенно непохожим на нашу шумливую братию.
Ответ: ______________________________

12. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Прочитайте предложение, выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.
Венька пришёл домой из школы,(1) немного посидел в кухне,(2) выпил стакан сваренного бабушкой клюквенного морса,(3) посмотрел,(4) как смешно,(5) вытянув прозрачные лапки,(6) спит в аквариуме белая крыска Марфуша,(7) и всё же пошёл звонить маме на работу.
Ответ: ______________________________

Задание 2. Конструирование предложений.

Собрать «рассыпавшиеся» предложения

  1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.
  2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.
  3. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский.
  4. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.

Задание 3.

Укажите, в каком предложении допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.
А. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
Б. Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ.
В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой..
Г. В тяжелой меховой шубе она не могла идти дальше.
Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.

Задание 4. Тестовая работа (для слабых учащихся)

1. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).
А. Он нетерпеливо теребил снятую с левой руки перчатку.
Б. Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки.
В. Он вышел на палубу заставленную ящиками.
Г. Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату.
Д.  Измученный и продрогший я едва добрался домой.

2.Укажите, в каком предложении допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.
А. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
Б. Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ.
В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой..
Г. В тяжелой меховой шубе она не могла идти дальше.
Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.

3.В каком примере надо поставить запятую перед союзом как?
А. Почему ты ходишь как в воду опущенный?
Б. Брат похож на отца как две капли воды.
В. Встала в небе радуга цветная как ворота на конце шоссе.
Г. Камень мы использовали как стол.
Д.  Цветы на поляне как драгоценные камни на шёлке.

4.Выберите правильный вариант расстановки знаков препинания: 
Вдруг она пробежала мимо меня (1) напевая что-то другое (2) и (3) прищёлкивая пальцами (4) вбежала к старухе (5) и начала с нею спорить.
А – 1, 2, 3, 4
Б – 1, 2, 3, 4, 5
В – 1, 4, 5
Г – 1, 4.

5. В каком предложении есть обособленное приложение? 
А. Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь.
Б. Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло.
В. Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану.
Г. На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер.

Задание 5.

  1. Перепишите текст.
  2. Расставьте пропущенные знаки препинания.
  3. Укажите обособленные члены в тексте, обоснуйте постановку знаков препинания.

Текст

Море жило своей широкой жизнью полной мощного движения. Стаи волн с шумом катились на берег и разбивались о песок, он слабо шипел впитывая воду. Взмахивая белыми гривами передовые волны с шумом ударялись грудью о берег и отступали отраженные им, а их уже встречали другие шедшие поддержать их. Обнявшись крепко в пене и брызгах они снова катились на берег и били его стремясь расширить пределы своей жизни.

Тестовые задания к теме конструкции с союзом как

1. В каком предложении союз как присоединяет сравнительный оборот?
А Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день.
Б По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с лёгким треском задевала за другие ветви.
В Туман, как опрокинутое море, висит над лесом, и кажется нам, что оказались мы в сказочном царстве Нептуна.
Г Мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня.

2.Какое предложение является простым со сравнительным оборотом? (Знаки препинания не расставлены.)
А Стало мне вдруг хорошо на душе как будто детство моё вернулось.
Б Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
В Смутно белели старые берёзы по сторонам шоссе будто их стволы присыпало снегом.
Г Ленивый гром потягивался за горизонтом как заспанный силач и распрямлял плечи нехотя потряхивая землю.

3. Какое предложение является простым со сравнительным оборотом? (Знаки препинания не расставлены.)
А После дождя всё вокруг как-то преобразилось просторы гладко улеглись вдали как будто выровняли горы и равнину подмели.
Б Азовское море цветёт в начале августа как цветут реки и пруды.
В Иней лежал даже на палубе как белая крупная соль и хрустел под ногами.
Г Многие русские слова сами по себе излучают поэзию как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

4. Какое предложение является простым со сравнительным оборотом? (Знаки препинания не расставлены.)
А Снег под лыжами не скрипел как бывает в сильные морозы а чуть посвистывал.
Б Как цыганский табор расположились у дороги гости фестиваля авторской песни.
В Судьба старшего сына Барановых её взволновала так будто был он ей родным или близким.
Г Вся комната вдруг потемнела точно в ней задёрнули занавески.

Обращение. Вводные слова.

Задание 1. Найдите ошибки в обособлении обращений знаками препинания:
а) Ой вы, гости-господа
Долго ль ездили? Куда?
б) Впредь, тебе невежа, наука:
Не садися не в свои сани!
в) Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо…
г) Прошла война. А ты, всё плачешь мать.
д) Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
е) Я люблю тебя жизнь что само по себе и не ново.

Задание 2. Укажите, какое предложение из двух имеет в своем составе вводные слова.
1. Правда глаза колет. Он правда это скоро понял.
2. Действительно погода резко изменилась. Удостоверение действительно на один месяц.
3. К сожалению прибавилась досада. К сожалению приехать не смогу.
4. Вы очевидно приехали вчера? Его намерение помочь нам достаточно очевидно.
5. Вначале всё кажется новым. Все кажется остались довольны путешествием.
6. Ему кажется, что он здесь уже бывал. Ему кажется не было никогда так тяжело.
7. Это задание он сделает должно быть в срок. Это задание должно быть выполнено во что бы то ни стало.

Задание 3. Укажите предложения с обращениями.
1.С чего начинается Родина? Все помыслы, дела, желания тобою Родина сильны.
2. Сердце моё стучать не устанет, комсомольское сердце в груди. Лети моё сердце лети.
3. Стань сильным слово! Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка.
4. Не пошла Москва моя к нему с повинной головой. Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе Москва я думал о тебе.
5. Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы. Мой друг никогда не подведёт меня, всегда поможет в беде.
6. Онегин взором сожаленья глядит на дымные струи. Онегин помните ль тот час, когда в саду, в аллее нас судьба свела.

Используемая литература

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2008. – 110 с.

2. Воителева Т.М. Русский язык. Краткий курс. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 64 с.

3. Розенталь Д.Э. Русский язык: пособие д ля поступающих в вузы / Д.Э.Розенталь. - 5-е изд. - М.: Изд -во МГУ, 2006. - 368 с.

4. Синтаксический разбор слова и словосочетания, разбор простого и сложного предложения. Автор: Empty Spaces /http://www.vigivanie.com/nauka/1327-kak.html

5. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00407221286212178936/

6. http://www.kakprosto.ru/kak-2680-kak-napisat-recenziyu-na-knigu

7. http://edu.glavsprav.ru/info/sintaksicheskij-razbor