Особенности акмеологического подхода к образовательному процессу

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: образовательный процесс


Акмеоло́гия (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение)- раздел психологии развития, исследующий изучение закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития [1].

Человек в акмеологии рассматривается как субъект жизнедеятельности, способный к саморазвитию и творчеству, самоорганизации своей жизни и профессиональной деятельности.

В основе саморазвития и самоорганизации лежит потребность человека в новых достижениях, стремление к успеху, совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности, понимание смысла жизни [4].

Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации.

Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей.

Самовоспитание — это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»). После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.

Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.

Самовыражение — это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий уровень компетентности должен быть по достоинству высоко оценен.

Научный интерес к акмеологии не ослабевает. И акмеология как принципиально новая наука, истоки которой находятся в педагогике и психологии, и проблема повышения качества образования сейчас активно исследуются. Междисциплинарный характер акмеологии позволяет искать новые возможности, в том числе создание и апробация модели акмеологической школы [1].

Акмеологический подход к обучению основан на актуализации факторов прогрессивного развития растущего человека в образовательной деятельности:

  • развитие мотивации достижений, а не избегания неудач;
  • развитие потребности в творчестве и созидании, а не в разрушении и потреблении;
  • развитие потребности в самореализации и успехе на основе собственных достижений, а не на основе унижения достоинств и достижений других людей;
  • развитие стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, а не удовлетворения достигнутым уровнем;
  • приоритет духовно-нравственных ценностей в жизнедеятельности человека;
  • установка на образование как личностную ценность, и другие [3].

К числу акмеологических можно отнести следующие технологии:

  • игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования),
  • технологии психоконсультирования,
  • тренинговые технологии,
  • технологии развивающего обучения,
  • технология личностно-ориентированного обучения,
  • метод проектов [4].

Одним из обязательных условий акмеологического подхода является формирование акмеологической позиции педагога как показателя его профессиональной зрелости. Акмеологическая позиция педагога рассматривается как система отношений к профессиональной деятельности и нововведениям в ней, обеспечивающая мотивацию на высокие достижения в деятельности, как способность к смыслообразованию и целеполаганию в профессиональной деятельности, видение профессиональной перспективы.

Технология развития акмеологической позицииявляется составной частью системы акмеологического сопровождения педагога (рис. 1).

Рис. 1. Технология развития акмеологической позиции педагога

Первый этап представлен диагностикой уровня акмеологической позиции педагога (таблица 1) [2].

Таблица 1. Диагностика уровня акмеологической позиции педагога

Критерии акмеологической
позиции

Показатели

Методики

1.

Отношение к профессиональной деятельности

Жизненные ценности

Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина)

Удовлетворенность профессиональной деятельностью

Методика определения интегральной удовлетворенности трудом (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов

2.

Отношение к
нововведениям

Смысложизненные ориентации

Тест смысложизненных ориентаций (Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптирован Леонтьевым, Калашниковым, Калашниковой)

Профессиональная перспектива

Анкета «Профессиональная перспектива» (Н.С. Пряжников)

3.

Мотивация достижения

Локус контроля

Тест смысложизненных ориентаций (Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптирован Леонтьевым, Калашниковым, Калашниковой)

Уровень притязаний

Опросник В.К. Гербачевского «Уровень притязаний личности»

Способность к саморазвитию

Методика «Барьеры педагогической деятельности» (Е.И. Рогов)

4.

Базовые условия,
обеспечивающие наличие акмеологической позиции

Рефлексия и рефлексивные способности

Методики «Уровень рефлексии» и «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов)

Конструктивные стратегии преодоления профессиональных затруднений

Опросник С. Хобфолла «Стратегии и модели преодолевающего поведения»

Профессиональное истощение

Опросник «Синдром профессионального выгорания в профессиях типа «человек – человек» Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой

Рассмотрим методику «Барьеры педагогической деятельности».

5 — если данное утверждение полностью соответствует действительности; 4 — скорее соответствует, чем нет; 3 — и да, и нет; 2 — скорее не соответствует; 1 — не соответствует

  1. Я стремлюсь изучить себя.
  2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
  3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
  4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
  5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
  6. Я анализирую свои чувства и опыт.
  7. Я много читаю.
  8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
  9. Я верю в свои возможности.
  10. Я стремлюсь быть более открытым.
  11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
  12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
  13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
  14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
  15. Я положительно бы отнесся к моему продвижению на службе.

Подсчитайте общую сумму баллов:

  • 75-55 — активное развитие;
  • 54-36 — отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий;
  • 35-15 — остановившееся развитие [5].

Второй этап (практический) предполагает развитие акмеологической позиции педагога. Она включает в себя методики из Рис.1 столбец 2.

Остановимся более подробно на последней методике – «Индивидуальная акмеологическая профессиональная траектория». Цель методики состоит в построении индивидуальной профессиональной акмеологической траектории (составление индивидуального плана личностно-профессионального развития) по следующей схеме:

А. Участникам, на основе анализа смыслов и ценностей профессиональной деятельности предлагается ответить на следующие вопросы (выполняется индивидуально):

  • В чем я вижу смысл собственной профессиональной деятельности?
  • В чем состоят мои профессиональные достижения на сегодняшний день?
  • Какие я вижу перспективы собственного профессионального развития (через 5, 10, 15 лет)?
  • Какие приоритеты для себя я определяю?
  • Какие я выделяю этапы в своем профессиональном развитии?
  • Какие профессиональные цели ставлю перед собой?
  • Согласуются ли мои профессиональные цели с непрофессиональными (личными, семейными, досуговыми и др.) целями?
  • Какие факторы (наследственность, среда, деятельность, обстоятельства) могут повлиять на мои планы?
  • Каких профессиональных акме в будущем я собираюсь достичь?
  • Какие ближайшие мероприятия по профессиональному развитию я собираюсь осуществить?

Б. Обсуждение в группах по 3-4 человека.

В. Общее обсуждение: какое новое понимание собственного профессионального развития (цели, приоритеты, возможные достижения) сложилось при построении профессиональной акмеологической траектории?

Г. Составление (индивидуально) плана личностно-профессионального развития

Таким образом, технология развития акмеологической позиции педагога направлена на обеспечение личностно-профессионального развития через:

  • актуализацию смыслов и ценностей педагогической деятельности;
  • активизацию акмеологического потенциала педагога;
  • развитие способности управления собственным личностно-

профессиональным развитием;

  • построение индивидуальной акмеологической профессиональной траектории с целью достижения вершин профессиональной деятельности [2].

Список литературы:

  1. Бриурош С.Н. Акмеологический подход при организации образовательного процесса в начальной школе
    https://infourok.ru/akmeologicheskiy-podhod-pri-organizacii-obrazovatelnogo-processa-v-nachalnoy-shkole-3820799.html
  2. Ветрова Я.А. Технология развития акмеологической позиции педагога в процессе повышения квалификации // Сибирский психологический журнал. – 2014. – № 52. - с. 42-51.
  3. Максимова В.Н. Акмеологические технологии обучения в школе – учителю // Научно-теоретический журнал. – 2010 - Выпуск 2(4).
  4. Пригородова Е.А. Акмеологический подход в обучении детей в начальных классах через развитие их познавательных способностей
    https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016/06/10/akmeologicheskiy-podhod-v-obuchenii
  5. Шамова Т.М. Менеджмент в управлении школой. - М.: NB-Магистр, 1992. -232 с.