Литературно-художественный монтаж к уроку-образу «Русская литература 20–30-х гг. ХХ века. Расстрелянное слово»

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Ключевые слова: поэзия Серебряного века, Гулаг, русская литература 20-30-х гг. ХХ века


Цель:

  • Расширение и углубление знаний учащихся по теме: «Творчество поэтов Серебряного века, пострадавших в застенках «архипелага ГУЛАГ»;
  • Воспитание патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения.

1) Ведущий: «Люди позднейшего времени скажут мне, что всё это было и быльём поросло, и что, стало быть, вспоминать об этом не особенно полезно. Знаю и я сам, что фабула этой были действительно поросла быльём; но почему же, однако, она и до сих пор так ярко выступает перед глазами от времени до времени? Не потому ли, что, кроме фабулы, в этом трагическом прошлом было нечто еще, что далеко не поросло быльём, а продолжает и доднесь тяготеть над жизнью?»

2)

Я помню тот Ванинский порт
И вид парохода угрюмый,
Как шли мы по трапу на борт
В холодные мрачные трюмы.
На берег ложился туман,
Ревела стихия морская,
Пред нам стоял Магадан,
Столица колымского края.
А в трюмах сидели зэка,
Обнявшись, как родные братья,
И только порой с языка
Срывались глухие проклятья.
Будь проклята ты, Колыма,
Что прозвана чудной планетой!
Сойдешь поневоле с ума,
Отсюда возврата уж нету…
Я знаю: меня ты не ждешь
И писем моих не читаешь,
Встречать ты меня не придешь,
А если придешь – не узнаешь… (2, 3слайд)

3) Память. Мы множество раз повторяем: «Никто не забыт, ничего не забыто»,- и предали глубочайшему забвению миллионы наших сограждан. Мы с комом в горле слушали «Бухенвальдский набат», но не слышали набата Колымы, Печоры, Соловков, Куропат, Быковнянского леса… А ведь жертвы сталинского геноцида не имеют даже братских могил…

4) Совесть. Но неужели в то время все молчали, не замечая абсолютно ничего?

5) История. Нет, нет и нет! Вот перед нами человек, которого тоже реабилитировали только в наши дни. Ещё десять лет назад за чтение его письма к Сталину исключали из партии. Федор Федорович Раскольников – герой гражданской войны, журналист, дипломат. Последний его революционный подвиг - открытое письмо Сталину от 17 августа 1939 г.

6) Чтец читает строки письма Раскольникова Сталину (слайд 4):

Вы оболгали и расстреляли многолетних соратников Ленина: Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова и др., невиновность которых вам была хорошо известна... Где старая гвардия? Её нет в живых, вы расстреляли её, Сталин. Вы растлили и загадили души лучших Ваших соратников. Вы заставили идущих за Вами с мукой и отвращением шагать по лужам крови вчерашних товарищей и друзей лицемерно провозглашали интеллигенцию «солью земли», Вы лишили минимума внутренней свободы труд писателя, учёного, живописца, Всё задыхается и вымирает… Вы беспощадно истребляете талантливых, но лично вам неугодных русских писателей. Где Борис Пильняк? Где Михаил Кольцов? Где Галина Серебрякова, виновная в том, что она была женой Сокольникова? Вы арестовали их, Сталин!

7) Память. Только в 30-е гг. в стране было репрессировано более 1000 литераторов. Около 500 из них – украинские писатели.

8) Совесть. На войне с собственным народом мы потеряли миллионы людей. И почти потеряли себя. Ведь рабская психология, заложенная в наши души ещё тогда, при «Вожде и Учителе», и поныне пробивается в каждом из нас. Выдавливать из себя раба можно по-разному; можно так, как это делает Дмитрий Юрасов, который в свои 25 лет является, наверное, одним из наиболее крупных знатоков имён безвинно пострадавших в те страшные годы. В его картотеке почти 140 тысяч имён погибших и репрессированных.

9) История. Что главное в твоей работе, Дима? Какова её основная цель?

10) Дмитрий Юрасов. Вернуть людям право на память. Ведь так долго нам внушали, что ни сталинского геноцида, ни хрущёвских бульдозеров, зарывающих картины художников-неформалов, ни брежневских «Психушек», в которых томились абсолютно здоровые люди только потому, что не вписывались в рамки системы, не было. Кому-то нужно было, чтобы чувство памяти, право на память атрофировать в наших душах.

11) Память. Да, можно убить человека, уничтожить всякую возможность вспоминать о нём. Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое Слово, сохранившее для нас, потомков, многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья.

12) В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шёпотом):

- А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

Ученица читает строки из стихотворения «Посвящение» (слайд 5):

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними "каторжные норы"
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней.
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханных,
Солнце ниже, и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор... И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна...
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный мой привет.

13) Совесть. В этих очередях, покрывавших тогда своей печальной тенью всю огромную страну, проводили дни, месяцы и годы матери, жёны, сестры многих писателей, произведения которых мы теперь, опомнившись, причисляем к золотому фонду нашей литературы.

14) Поднимается один из «зеков» и говорит (6 слайд):

Я, Николай Клюев, ради моей судьбы как художника и чудовищного горя, пучины несчастия, в которую я повержен, выслушайте меня без борьбы самолюбия. Я сгорел на своей Погорельщине, как некогда сгорел мой прадед на костре пустозерск. Кровь моя волей или неволей связует две эпохи: озаренную смолистыми кострами и запалами самосожжений эпоху царя Феодора Алексеевича и нашу, такую юную и потому многого не знающую. Я сослал в Нарым, в посёлок Колпашев на верную и мучительную смерть. Она, дырявая и свирепая, стоит уже за моими плечами. Четыре месяца тюрьмы и этапов, только по отрывному календарю скоро проходящих и легких, обглодали меня до костей. Поселок Компашев – это бугор глины, усеянный почерневшими от бед и непогодицы избами, дотуга набитыми ссыльными. Есть нечего, продуктов нет или они до смешного дороги.

Помогите! Помогите! Услышьте хоть раз в жизни живыми ушами кровавый крик о помощи, отложив на полчаса самолюбования и борьбу самолюбий! Это не сделает вас безобразными, а напротив, украсит всеми зорями небесными.

15) Ученик рассказывает стихотворение «Песня про синюю птицу» А. Галича (7 слайд):

Был я глупый тогда и сильный,
Всё мечтал я о Птице синей,
А нашел её синий след —
Заработал пятнадцать лет:
Было время — за синий цвет
Получали пятнадцать лет!
Не солдатами — номерами
Помирали мы, помирали.
От Караганды по Нарым —
Вся земля как сплошной нарыв!
Воркута, Инта, Магадан!
Кто вам жребий тот нагадал?!
То нас шмон трясёт, а то цинга!
И чуть не треть зэка из ЦК.
Было время — за красный цвет
Добавляли по десять лет!
А когда пошли миром грозы —
Мужики — на фронт, бабы — в слёзы!
В жёлтом мареве горизонт,
А нас из лагеря да на фронт!
Севастополь, Курск, город Брест...
Нам слепил глаза жёлтый блеск.
А как жёлтый блеск стал белеть,
Стали глазоньки столбенеть!
Ох, сгубил ты нас, жёлтый цвет!
Мы на свет глядим, а света нет!
Покалечены наши жизни!
А может, дело всё в дальтонизме?!
Может, цвету цвет не чета,
А мы не смыслим в том ни черта?!
Разберемся ж на склоне лет,
За какой мы погибли цвет?!

15) а. Под звуки голоса, читающего стихотворение, из рядов выходит ученик, играющий Мандельштама. После чтения стихотворения появляется Собеседник.

Мандельштам (8 слайд):

Куда как страшно нам с тобой,
Товарищ большеротый мой!
Ох, как крошится ваш табак,
Щелкунчик, дружок, дурак!
А мог бы жизнь просвистать скворцом,
Заесть ореховым пирогом…
Да, видно, нельзя никак.

16) Собеседник (от имени Б.Пастернака (9 слайд))

Мандельштам прочитал мне стихотворение о Сталине, о том, что он наставил между людьми непроницаемые перегородки, отец не доверяет сыну, муж - жене, и все заключены в стены одиночества и страха, как в первобытное время, что это – уничтожение цивилизации, сближающей людей.

Я его спросил:

- Кто-нибудь, кроме меня знает эти стихи?

17) Мандельштам. Я их читал одной женщине.

18) Пастернак. Но больше никому?

19) Мандельштам. Нет,

20) Пастернак. Тогда уничтожь их немедленно. Не будь дураком, они ничего не изменят, но ты погибнешь. Обещай, что ты это сделаешь.

Он обещал.

А через некоторое время стало известно, что Мандельштам арестован.

21) История. Ночью с 13 на 14 мая 1934 г. поэт был арестован. Поводом для ареста послужила эпиграмма на Сталина, историю которой мы только что слышали.

22) Стихотворение Осипа Мандельштама (10 слайд):

За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
17-28 марта 1931 г.

23) Ученик, играющий Мандельштама, читает письмо, адресованное брату и жене:

«Дорогой Шура! Я нахожусь — Владивосток, СВИТЛ (управление Северо-восточных исправительно-трудовых лагерей), 11 барак.

Получил 5 лет за к. р. д.(контрреволюционная деятельность) по решению ОСО (особое совещание). Из Москвы, из Бутырок этап выехал 9 сентября, приехали 12 октября. Здоровье очень слабое. Истощён до крайности, исхудал, неузнаваем почти, но посылать вещи, продукты и деньги - не знаю, есть ли смысл. Попробуйте всё-таки. Очень мерзну без вещей.

Родная Наденька, не знаю, жива ли ты, голубка моя. Ты, Шура, напиши о Наде мне сейчас же. Здесь транзитный пункт. В Колыму меня не взяли. Возможна зимовка.

Родные мои, целую вас…»

24) Ведущий. Получив письмо, жена поэта, Надежда Яковлева, тут же выслала посылку, но Осип Эмильевич ничего получить не успел. Деньги и посылка вернулись с пометой: «За смертью адресата».

25) Учитель: Надежда Яковлева не дождалась своего мужа, как и многие другие жены и матери не дождались своих близких из лагерей.

Звучит песня ,,Ленинград” (10 слайд, левый, верхний угол)

26) Память. Арест, допросы, высылка в Чердынь, а затем в Воронеж подорвали его физическое и психологическое здоровье. Но он продолжал писать стихи, оставаясь человеком уже на грани сумасшествия, до которого его довели пытки в сталинских застенках.

27) Совесть. Рассказывают, что во время врангелевской оккупации Крыма Мандельштама по ошибке схватили и посадили в тюрьму. Как только он остался в одиночной камере, тут же забарабанил что было сил по ее двери. Охраннику, пришедшему на шум, поэт заявил: «Выпустите меня отсюда». Когда же у него спросили, чем он обосновывает это столь категорическое требование, Мандельштам ответил: «Я не создан для тюрьмы».

28) История. Произведения Осипа Мандельштама не публиковались в нашей стране более 40 лет. Лишь в 1973 г. в серии «Библиотека поэта» вышел поэтический сборник с очень осторожным отбором стихотворений и фальсифицированной биографией. И только теперь забывчивые потомки возвращают долги памяти великим поэтам нашего времени, в том в числе и Осипу Эмильевичу Мандельштаму.

29) Совесть. У них – Мандельштама, Клюева и миллионов других, безвинно замученных в застенках «архипелага ГУЛАГ» - нет могил, на которых можно было бы прочесть дату их смерти. Какой же день избрать для Памяти? Любой… Кровавый конвейер не знал выходных…

30) Память. Но это не главный вопрос. Как нам почтить память погибших не за идею, а в укор ей обманутых, веривших до последнего вздоха борцов, философов и бессловесных случайных жертв? Остановимся на минуту и подумаем.

31) Ребята, стоящие на сцене, снимают ватники «зеков», и объединяются с ведущими. У каждого на груди прострелянная звезда участники стоят, опустив головы, держа в руках свечи. Звучит песня И.Талькова «Россия». Ученик читает стихотворение Б.Слуцкого (11 слайд):

Прячет история в воду концы.
Спрячут, укроют и тихо ликуют.
Но то, что спрятали в воду отцы,
дети выуживают и публикуют.

Опыт истории ей показал:
прячешь — не прячешь,
топишь — не топишь,
кто бы об этом ни приказал,
тайну не замедляешь — торопишь.

Годы проходят, быстрые годы,
медленные проплывают года —
тайны выводят на чистую воду,
мутная их не укрыла вода.

И не в законы уже,
а в декреты,
криком кричащие с каждой стены,
тайны отложенные
и секреты
скрытые
превратиться должны.

32) Продолжает звучать песня И.Талькова. Участники поднимают головы и тушат свечи.

История (читает стихотворение С.Виленского (12 слайд)):

Пусть зло во все века сильней,
Но доброта неистребима,
Идёт безвестным пилигримом
Она дорогою своей.
Давно уж слуха нет о ней...
И вдруг такой же, как с икон Рублёва,
Она глядит – сама основа
И оправданье жизни всей.