Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства по программе Е.Д.Критской «Музыка» 6-й класс с применением приёмов смыслового чтения

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6

Ключевые слова: смысловое чтение


Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создание условий для формирования понимания вечных тем в искусстве, эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства.

Задачи:

Предметные:

  • формировать умения анализировать произведения музыкального, изобразительного искусства и поэзии;
  • способствовать пониманию у учащихся жизненно-образного содержания музыкальных произведений разных жанров;
  • приобщить детей к сокровищам мирового музыкально-изобразительного искусства;
  • развивать умения использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о добре и зле;
  • усвоить, что жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства.

Метапредметные:

  • развивать ассоциативное мышление;
  • формировать умение формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • формировать умение работать с информацией, представленной в виде текста и изображения;
  • формировать умения работать в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • развивать умения оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Личностные:

  • формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
  • способствовать воспитанию уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Используемые приёмы смыслового чтения: «Ассоциативный куст», «Шляпа вопросов», чтение с выделением необходимой информации.

Оборудование:

  • для учителя: доска, мультимедиа, презентация.
  • для учащихся: раздаточный материал – задания с текстами: стихотворение Ларисы Улитиной «Добро и зло», текст Белорусской народной песни «Волшебный смычок»; репродукции, жетоны, форматы, краски, кисти.

Музыкальный материал: М.Минков, Ю.Энтин «Дорога добра», Л.Бетховен Соната №8 «Патетическая» - I часть; Белорусская народная песня «Волшебный смычок».

Зрительный материал: репродукции художника Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Сирин и Алконост».

Ход урока

Этап урока

Взаимодействие в образовательном процессе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.
2 мин

Приветствие учителя.
Деление по группам:
2 группы – художников,
2 группы – музыкантов,
2 группы – поэтов.
- Создадим дружелюбное настроение.
Улыбнитесь друг другу и садитесь.

Вход под музыку «Дорога добра».
Приветствуют учителя.
Учащиеся берут жетоны разного цвета, делятся на группы.
Настрой на урок.

II. Актуализация знаний
3 мин

- Назовите тему урока.
- Какие ассоциации у вас возникают с этой темой.
Приём «Ассоциативный куст».

Озвучивают тему урока.
Называют и записывают ассоциации на доске.

III. Постановка учебной задачи.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
2 мин

- Что вы знаете по данной теме?
- Назовите вечные темы жизни? Например, прекрасное и безобразное, ….
- Вечных тем в искусстве очень много. Художники, музыканты, поэты часто обращаются к этим темам.
А мы с вами на уроке рассмотрим  темы, с которыми чаще всего сталкиваемся в жизни – добро и зло.
Отвечают на вопросы.
Называют: мир и война, любовь и ненависть, добро и зло, радость и печаль, жизнь и смерть и др.
Слушают учителя.

- Предположите, что мы будем делать на уроке?
Изучать…
Слушать…
Читать…
Изображать…
- Для чего нам нужно об этом говорить?

Формулируют учебные задачи урока

 

Отвечают на вопрос

IV. Открытие нового знания.
5 мин

 

1) - Прослушайте фрагмент 1 части Сонаты №8 и попытайтесь определить, какими звуками композитор рисует добро, а какими зло? Слушают фрагмент 1 части Сонаты №8.
Определяют добро и зло.
- А как вы считаете, какой немецкий композитор написал это сочинение?
- Какой творческий девиз был у композитора?

Отвечают: Людвиг ван Бетховен.
Отвечают: «Через борьбу – к победе!»

2) Рассмотрите слайды презентации.
- Определите на каких слайдах изображены добрые, злые поступки? Почему вы так решили?
Отвечают на вопросы. Рассуждают по теме.

3) Рассмотрите на слайде презентации репродукцию русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Сирин и Алконост».
Это мифические девы-птицы. Сирин – черная вестница печали. Алконост – светлый вестник радости.

Рассматривают репродукцию художника.

- Какие цвета использует художник в теме добра и зла?  Называют цвета.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
13 мин

 

1) Организация групповой работы
– А сейчас вы поработаете в группах с текстами о добре и зле. У вас на столах задание, которое необходимо выполнить.
Работают в группе.
2 группы художников.
Задание: Рассмотрите репродукции русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» и «Иван-царевич на Сером Волке». Прочитайте описание картин. Найдите и выделите в тексте, что относится к добру и злу.
Читают задание и текст.
Рассматривают репродукции художников.
Находят и подчёркивают нужную информацию в тексте. Обсуждают в группе.
2 группы музыкантов
Задание: приём «Шляпа вопросов»
Внимательно прочитайте текст песни «Волшебный смычок». Теперь каждый пишет записку, в которой задаёт вопрос по тексту. Заверните записку, положите её в шляпу. Далее группы меняются «шляпами» и учащиеся по очереди берут записку и отвечают на вопрос.
Читают задание и текст песни
Каждый учащийся формулирует вопрос по тексту, пишет на листочке бумаги, сворачивают и кидают в шляпу.
Обмениваются шляпами между 2 группами.
Читают вопросы, обсуждают и отвечают на вопросы.
2 группы поэтов
Задание: Прочитайте стихотворение Ларисы Улитиной «Добро и зло».
Найдите и подчеркните в тексте, что относится к добру и злу. Прочитайте выразительно стихотворение.
Читают задание и стихотворение.
Находят описания добра и зла, подчёркивают в тексте, обсуждают в группе.

2) Организация представления результатов работы групп.
- Представьте классу результаты работы группы.

Представляют перед аудиторией результаты работы в группах.
Слушают других учащихся, задают вопросы, дополняют ответы.

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
7 мин

Задание в группе: изобразить на формате красками добро или зло.
- Какие краски вы выберите для изображения добра? А какие краски выберите для изображения зла?
- Дайте название рисунку

Слушают задание.
Отвечают на вопросы.
Обсуждают и изображают в группах красками добро и зло.

Дают название рисунку.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
7 мин

- Продемонстрируйте получившиеся рисунки
1. Что нужно было сделать на уроке?
2. Достигли ли вы поставленных задач на уроке?
3. Какое настроение у вас в конце урока?
Улыбнитесь друг другу, если вам понравилось работать на уроке.

Демонстрируют рисунки.
Рассматривают работы своих товарищей, обмениваются впечатлениями.
Отвечают на вопросы.

Организация заполнение самооценочных листов. Заполняют самооценочные листы.
Ставят себе оценку за урок.

VIII. Домашнее задание
1 мин

Стихи, загадки, картинки или фотографии о добре и зле.

Записывают домашнее задание.