Методическая разработка урока-путешествия в 5-м классе по теме "Лексика"

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Класс: 5

Ключевые слова: русский язык, лексика


Технологическая карта урока-путешествия

Дисциплина

Русский язык

Класс

5

Дата 20.12.19

№75

Тема урока

Повторение изученного по теме «Лексика»

Тип урока

Урок  закрепления

Методическая цель

Применение игровой технологии на уроке повторения материала по лексике, направленное на формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Форма урока

Урок-путешествие

Цели урока

Образовательная: закрепление знаний обучающихся по лексике через  применение их в практической деятельности.
Развивающая: развитие способностей обучающихся опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка.
Воспитательная: воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык.

Используемые технологии

Игровая технология, технология развивающего обучения с элементами обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационных, здоровьесбережения.

Ресурсы урока

Рабочая тетрадь «Скорая помощь по русскому языку» в 2-х частях. М., «Просвещение», 2015. Русский язык ФГОС. 5 класс . Методические рекомендации. М., «Просвещение». Карты маршрутного листа оценивания, карточки с заданиями. Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

Обучающийся научится: проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, группировать слова по тематическим группам; подбирать к словам синонимы, антонимы;
Обучающийся получит возможность научиться: опознавать омонимы разных видов; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать основные выразительные средства лексики художественной речи и оценивать их.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию.

УУД Коммуникативные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные: способность извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться словарями различных типов; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему. Познавателные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые  в ходе работы 

Организационная структура урока

Этап урока

Технологии (элементы) и методы

Формируемые компетенции

I. Организационный  этап

Технология организации учебной деятельности

Личностные: самоопределение;
Регулятивные: определяют цели деятельности, последовательность действий.

II.Актуализация
опорных знаний

Технология ИКТ, элементы технологии проблемного обучения

Личностные: самоопределение;
регулятивные:
целеполагание;
коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с преподавателем  и сверстниками.

III. Постановка учебной задачи

Технология сотрудничества.

Личностные: самоопределение;
регулятивные:
формирование саморегуляции, определение операционального опыта;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

IV. Работа по теме урока

Технология развития критического мышления

Познавательные:осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

1. Самостоятельные наблюдения

Информационно-коммуникативная технология. Метод смыслового чтения текста

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные:формулируют собственные мысли

2. Творческая практическая деятельность

Индивидуально-групповая технологии
Методы активного чтения. Приём «Поиск информации и понимания прочитанного»

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Динамическая пауза

Здоровьесберегающая технология

Валеологическая: понимание социального и биологического здоровья человека

3. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Технология творческого осмысления изученного. Приём «вопрос».

Речевая компетенция,
 лингвистическая компетенция

4.Закрепление полученных знаний

Информационно-коммуникативная технология

Учебно-познавательная, предметная компетенция

5. Контроль за пониманием темы

Технология сотрудничества, личностно-ориентированного обучения.
Приём «Рефлексивные вопросы»

Личностные: самоопределение;
регулятивные:
формирование саморегуляции, определение операционального опыта;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

V.Рефлексия деятельности (итог урока)

Технология организации рефлексии. Суворовцы осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:
рефлексия;
личностные: смыслообразование.

Задание на самоподготовку

Технология дифференцированного обучения. Суворовцам выполняют задание по выбору 

Компетенция самоорганизации

Сценарий урока-путешествия

I. Организационный этап

Дорогие ребята! Перед вами карта страны русского языка найдите название темы, которую мы закончили изучать.

- (Лексика)

- Сегодня у нас последний урок по данной теме. Следовательно, какова тема сегодняшнего урока?

(Закрепление изученного по теме «Лексика»).

II.Актуализацияопорных знаний

Сегодня на уроке мы с вами будем путешествовать. Представьте, что наш класс-корабль, а вы – боевые матросы. Поплывём мы по великому океану Лексики, ведь Лексика – это бескрайний океан знаний).

- Что даст вам это путешествие, какие умения вы сможете приобрести?

- Актуальна ли для вас эта тема? Пригодится ли знание этой темы в будущем? Чем?

(Употребление лексики в речи, работа с текстом, подготовка к экзаменам в 9 и 11 классах)

III. Постановка учебной задачи

- Значит, чем мы сегодня будем заниматься? Какую цель поставим?

- Повторение и обобщение и знаний, полученных при изучении темы «Лексика».

Итак, матросы, доложите обстановку!

Суворовец: Товарищ преподаватель, команда 5 класса к отплытию готова!

Преподаватель: Молодцы, матросы! Отдать швартовы! Приготовиться к отплытию!

Суворовец: Есть! Садитесь!

Перед вами листы бортового журнала, в котором вы будете делать записи.

IV. Работа по теме урока

Сейчас сделайте первую. Запишите свою фамилию и дату.

Для того, чтобы получить отличную отметку в конце нашего путешествия, вам нужно выполнить задания, набрав 38 баллов. А ещё дополнительные баллы вы будете получать в виде звёздочек.

Кстати, что обозначает команда «Отдать швартовы»? Где мы можем найти значение этого выражения? (в толковом словаре Даля, Ожегова)

Отда́ть шварто́вы. 1. морск., авиац. отвязать судно или летательный аппарат от причала. «Бодрый»,отдавшвартовы, в шесть часов отошёл от борта и, взяв курс на запад, тронулся вперед.

Пока наш корабль набирает обороты, послушаем выступление кока, который уже в таком путешествии побывал

(выступление заранее подготовленного ученика)

А дело было так!
Заранее, заранее все было решено!
Отправились мы в плаванье, готовились давно.
Хотели мы уверенно проплыть по океану Слов.
Но быть к чему готовыми
Не знал из нас никто!
Я  кок, матрос бывалый,
Бывал везде не раз.
Итак, - начну рассказ, -
Плывем – и вдруг, как БАХ, как БУМ!
Мы все схватилися за ум.
Но ничего не помогло,
Корабль наш ушёл на дно…
А тут как раз она плыла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – бах! Она им – ух!
И тут нас всех схватил испуг!
Спастись не все смогли тогда!
Вот-вот такая вот беда!

- Ребята, вы что-нибудь поняли из рассказа КОКА?

- Как вы думаете, почему?

(Есть слова, не имеющие лексического значения. У этого кока бедный словарный запас, а ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.)

- А как говорят про человека с бедным запасом слов? (у него бедный лексикон)

А чтобы был богатый лексикон, что нужно хорошо знать?

Определим наш маршрут, выполнив задание письменно.

Задание 1. Тематический диктант(по лексическому значению определить понятие и записать)

1. Как называется раздел науки о языке, который изучает значение слов?(лексика)
2. Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные)
3. Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные)
4. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)
5. Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (омофоны)
6. Слова, которые одинаково звучат и пишутся только в одной форме, имеют разное лексическое значение (омоформы)
7. Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками звучания (синонимы)
8. Слова с противоположным лексическим значением (антонимы)
9. Вторичное лексическое значение, которое основывается на сходстве предметов по определённому признаку (внешний вид, свойства, качества, выполняемые функции) (переносное)

ПОМЕНЯЙТЕСЬ БОРТОВЫМИ ЛИСТАМИ И ПРОВЕРЬТЕ ЗЕЛЁНОЙ РУЧКОЙ, ПРОСТАВЬТЕ ПО 1 БАЛЛУ ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

Слайд 4–5 Итак, в путь по намеченному маршруту. Посмотрите, сколько парусников встречает нас в открытом море! Они предлагают нам игру перед дальней дорогой. Поиграем?

Задание 2. «Орфографическая разминка»

Вставьте пропущенные буквы:

Сп..сать текст, сп..шить на урок, зап..вать песню, зап..вать водой,

скр..пить листочки, скр..петь от ветра, пос..деть от горя, пос..деть на скамейке,

разв…вается флаг, разв…вается речь.

- Молодцы, хорошо справились с заданием. (ПРОВЕРЬТЕ друг друга!)

А теперь держим курс на остров...

Слайд Остров однозначных и многозначных слов.

- Где можно узнать об однозначности и многозначности слова? Кто является нашими помощниками в этом? Правильно, словари.
Жители острова Однозначных и многозначных слов очень доброжелательны и хотят с вами познакомиться. Давайте им расскажем о словах–стихиях, которые нас окружают. Сколько значений имеет? Посмотрите в толковом словаре.

Задание 3. Лексическое значение слов

Всем – ОГОНЬ

1 ряд - ЗЕМЛЯ

2 ряд – ВОДА

3 ряд – ВОЗДУХ

ЗА ОТВЕТ ЗВЁЗДОЧКА

Слайд

Задание 4: вставьте пропущенные знаки препинания

  1. Земля - планета Солнечной системы.
  2. Вода на Земле может существовать в трёх основных состояниях — жидком, газообразном и твёрдом .
  3. Воздух нас окружает везде: на улице и в помещениях.
  4. «Огонь!» - приказал командир.

(Проверьте друг друга! Поставьте балл, если в предложении нет ни одной ошибки)

Слайд - Посмотрите, к нашему острову волной прибило какую – то бутылку...

А знаете ли вы, что ...

...есть особая ускоренная морская почта. Ею пользуются жители Зондских островов Индийского океана: они посылают свои письма в запечатанных бутылках, используя для этого морские течения. Корабли заходят на острова один раз в неделю, а течение доставляет почту с одного острова на другой всего за сутки!

Может, и нам тоже прислали какое – то сообщение?

Слайд

О! Да это карта пиратов! Посмотрите, пираты захватили остров сокровищ! Смотрите: Сигнал SOS! Это жители острова взывают о помощи. Пиратские корабли пришвартованы к берегу. Пираты “Фортуны” захватили антонимы.. Они прислали карту, надеясь, что она поможет нам спасти их. Отправимся на помощь? Вперед!

- Что вы знаете об антонимах? Идем им на помощь!

Чтобы освободить их, нужно выполнить задание первое требование пиратов!

Задание 5. Запишите антонимы к словам, определите часть речи:

  • враг – друг; 
  • трусливый - отважный;
  • злой – добрый; 
  • ненависть – любовь; 
  • отчаяние – надежда.

- Как вы думаете, почему антонимы – сокровища нашего языка?

Молодцы! Мы спасли антонимы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (проводят суворовцы)

- А теперь на выручку синонимов!

- А что вы знаете о синонимах? (ответы). Для чего они используются в речи?

Задание 6. Подберите синонимы к слову «шли» и вставьте их в текст, чтобы не было повторов. Приступайте! Время не ждёт! (3 минуты)

Едва я занял свой наблюдательный пост, как пришли (появились) враги. Их было человек семь или восемь. Они быстро шли(приближались), громко стуча сапогами. Человек с фонарем шел(передвигался) впереди всех. За ним шли (следовали) трое, держась за руки.

ПРОВЕРКА! Чтение вслух (получение звездочек)

- Итак, для чего нужны нам синонимы?

Мы спасли Синонимы и Антонимы. Как вы думаете, какие ещё сокровища захватили пираты “Айсберга”? Правильно - омонимы.

- А теперь все на выручку омонимов! Что вы знаете об омонимах?

Задание 7 . Пираты не знают ничего о слове МИР, давайте познакомим их с ним.

Мир - вселенная. Мир - отсутствие войны. - С каким из этих омонимов пиратам нужно подружиться в первую очередь?

(ЗА ОТВЕТЫ ЗВЁЗДОЧКИ)

- Посмотрите, ребята, пираты предлагают нам прочитать юмористическую историю, которая произошла однажды с их товарищем.

Юмореска

Это было давно. Тащился пират по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

– О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный...

- Объясните пиратам, почему произошла ошибка. Расскажите, с какой целью используются омонимы в художественной литературе? (Средство создания юмора.) Докажите необходимость освободить омонимы.

- Итак, мы спасли и омонимы.

Слайд

- Карта указывает нам еще на один важный объект – Тайник старого Флинта.

- Попробуем его открыть?

- О! Да здесь бесценные сокровища русской речи – художественные средства выразительности речи.

- Что вы знаете о них?

РАБОТА В ГРУППАХ.

Задание 8: ВЫПИШИТЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. Определите его название

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 1 ГРУППЫ

1.

Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки непростые,
Все скорлупки золотые.

2. Скоро наступит золотая пора каникул!

3. Золотая моя бабушка!

4. Золотые нивы, гладь и блеск озер.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 2 ГРУППЫ

1.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима. (А.Пушкин)

2.

Ночью ветер злится
Да стучит в окно. (А.Фет)

3.

Поет зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает… (С.Есенин)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 3 ГРУППЫ

Наклоняясь, ивы
Дремлют над рекой,
И реки извивы
В краске голубой.
Звук свирели стройно
Льётся и дрожит;
На душе спокойно,
Вся деревня спит.
Ноч..ю в полях под напевы метели
Дремл..т, к..чаясь, бере..ки и ели…
И.А.Бунин

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 4 ГРУППЫ

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
(С.Есенин)

Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю.Лермонтов)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 5 ГРУППЫ

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

(ЗА ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ ВСЕ ПОЛУЧАЮТ ПО ЗВЕЗДЕ)

- Жители острова благодарят вас за помощь.

- Посмотрите, вы своими знаниями убедили пиратов выпустить все сокровища на волю и даже отдать нам то, что хранилось в сундуке Флинта.

А ещё нам помогла взаимовыручка и поддержка товарищей, вместе мы сила!

- Скажите, а почему остров, на котором живут СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ОМОНИМЫ,  ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, ЭПИТЕТЫ, МЕТАФОРЫ, называется островом Сокровищ? А Лексика ОКЕАНОМ?

V.Рефлексия деятельности (итог урока)

- Какие открытия вы сделали для себя, чему научились? Где пригодятся вам знания, полученные сегодня?

- ЧТО запомнили? Достигли мы поставленной цели урока?

- ДОСТИГЛИ МЫ ТЕХ ЦЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ СТАВИЛИ В НАЧАЛЕ УРОКА?

Каким же было наше путешествие?

Составьте и запишите синквейн

Лексика.
Богатая, обширная.
Выражает, высказывает, понимает.
Помогает выразить суть мыслей.
Словарный запас.

- Не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!

VI. Подведение уроков

Выставление оценок за урок и комментарий к ним.

  • 10-15 (баллов) – «3»
  • 16 – 28 (баллов) – «4»
  • 29 – 38 (баллов) – «5»

(СДАЙТЕ СВОИ БОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ)

Задание на самоподготовку: Сочинение-рассуждение «Какой я хотел бы оставить след на Земле?» (упр. 345, стр. 156) или написать сочинение-рассуждение «Зачем нужно изучать лексику?»