Классный час в 5-7 классах "Зависть, как причина конфликтов"

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: классный час


Контингент: учащиеся 6-х классов (25 человек)

Необходимость темы: повышение конфликтности в коллективе

Конспект занятия:

Первое занятие в общей группе (оба класса вместе):

Зачитывается притча о зависти:

Однажды змея погналась за бабочкой и преследовала ее день и ночь. Страх придавал бабочке сил, она била крыльями и летела все дальше и дальше. А змея не уставала ползти по пятам. На третий день обессилевшая бабочка почувствовала, что не может больше лететь, она присела на цветок и спросила свою преследовательницу:
— До того как ты меня убьешь, можно задать тебе три вопроса?
— Не в моих привычках предоставлять такие возможности жертвам, ну да ладно, будем считать это твоими предсмертными желаниями, можешь спрашивать.
— Ты питаешься бабочками?
— Нет...
— Я сделала тебе что-то плохое?
— Нет.
— Тогда почему ты хочешь убить меня?
— Ненавижу смотреть, как ты порхаешь!!!

Вопрос учащимся: как вы думаете, о чём это притча? Верно….., о зависти.

Очень часто мы обижаемся, ненавидим друг на друга, желаем ближнему зла и даже не задумываемся об этом. А ведь причина зачастую в нас самих, только надо поглубже заглянуть в свое сердце, и тогда мы сможем разглядеть этого змея – «змея зависти», который является одной из главных причин человеческой ненависти.

Учащиеся делятся на 4 группы по 5-7 человек (вытягивая вслепую цветные фигурки). В группах, путём обсуждения, надо ответить на вопросы и записать:

  • Как вы думаете, зависть это хорошо или плохо?
  • В каких ситуациях мы можем увидеть, что в корне конфликта лежит чувство зависти? (перечислите их)

Методом группового анализа делаются выводы о том, что:

  • зависть – это естественное чувство человека;
  • всё зависит от самого человека (его личностных качеств) как он будет справляться с ней, возьмёт ли это чувство под контроль. Будет ли она толкать человека к саморазвитию, или она примет разрушительную для развития личности форму – самоутверждение за чужой счёт.

Продолжение занятия на следующий день (по подгруппам 12-13 человек):

Давайте вспомним наш вчерашний разговор. Мы остановились на том, что я попросила вас подумать:

  • что стоит за желанием человека вызывать зависть других людей (т.е. активно этому способствовать/провоцировать) Какой это человек?
  • как вы думаете, к чему это может привести?

Обсуждение проходит методом «мозгового штурма». Ведущий подводит учащихся к мысли о том, что результатом таких действий часто становится месть со стороны других людей (н-р: кража/порча телефона) или полное игнорирование человека, что так же не делает его счастливым.

Работа в парах.

Задача: выработать форму конструктивного поведения, которое нивелирует чувство зависти у одноклассников.

Путём случайного выбора раздаются описания жизненных ситуаций из школьной жизни для разыгрывания в парах:

  • «Тебе на день рождения подарили самый новомодный телефон…..»
  • «Ты получил за контрольную работу наивысший балл……»
  • «Ты приходишь на школьную вечеринку в очень модном наряде…..»
  • «Тебе мама разрешает гулять далеко от дома, а твоему однокласснику нет…»
  • «Тебе разрешают приглашать много друзей к себе в гости, а другому нет…»
  • «Тебе разрешают приносить в школу гаджеты, а твоему соседу по парте нет…»

Общее подведение итогов занятий:

  1. Зависть лежит в корне большинства конфликтов;
  2. Зависть чаще негативное чувство, на которое тратиться очень много эмоциональных сил (что очень затратно для личности и мешает мыслить продуктивно и развиваться)
  3. Иногда зависть может способствовать личностному росту человека (увидев красивого/подтянутого спортсмена, может возникнуть желание заняться спортом и вести здоровый образ жизни)
  4. Чтобы не провоцировать зависть других людей необходимо попробовать публично снизить значимость предмета, события, ситуации… (хотя бы на вербальном уровне).

Понимание всех этих психологических тонкостей и соблюдение нехитрых правил приведёт к увеличению количества друзей и развитию вашей личности в целом. Только надо набраться терпения, если вы действительно хотите изменить ситуацию. ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ!!!