Конспект интегрированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связного речевого высказывания по теме "Зима"

Разделы: Логопедия


Возрастная группа: подготовительная логопедическая группа (смешанная ОНР и ФФНР).

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».

Форма проведение: фронтальное занятие с использованием ИКТ.

Тип занятия: обобщение, систематизация знаний.

Вид занятия: познавательно-практическое.

Цель: закрепление представлений о зиме и зимних забавах, расширение и активизация словаря по теме «Зима».

Коррекционно-развивающие задачи: развитие длительного, плавного выдоха; тонкой и общей моторики, коррекция речи с движением; развитие словесно-логического мышления, слухового и зрительного внимания, памяти, интонационной выразительности речи.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтение слов; совершенствование грамматического строя речи (образование качественных прилагательных, закрепление навыка образования родственных слов, согласование прилагательных с существительными; развитие связной речи, упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом А; рассказ стихотворения по опорным картинкам)

Воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование: ноутбук, музыкальный центр, запись концерта  П.И.Чайковского «Времена года» (Зима), картинки «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» и буквы С, А, Н, К, И на обратной стороне снежинки; бутылочки с тертым пенопластом и соломинками по числу детей,  подносы с манной крупой, картинки с изображением зимних забав, мнемотаблица стихотворения «Январь», готовый шаблон снежинки из бумаги голубого цвета, ватные палочки, готовые снежинки, коробочки с квадратами синего, зелёного, красного цвета; картинка «Лыжи»; «Вьюга».

Словарная работа: лыжня, снегопад.

Планируемый результат: все дети активно участвуют в предлагаемых играх, совершенствуется в составлении предложений по предметным картинкам, игровую деятельность сопровождают речью, интересуются продуктивной деятельностью (аппликация с помощью ватных палочек).

Ход образовательной деятельности

I. Организационный момент

Логопед: Ребята, пожелаем друг другу «Доброго утра» и поделимся хорошим настроением. Посмотрите и послушайте, как это сделаю я. (логопед приветствует рядом стоящего ребёнка «Доброе утро….», далее дети приветствуют по очереди друг друга).

Логопед:

А на улице зима,
Наступили холода!

Чтобы нам не заболеть, предлагаю сделать массаж биологически активных зон «Неболейка» (Для профилактики простудных заболеваний)

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (дети поглаживают ладонями шею сверху – вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошки держим козырьком (прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»)
«Вилку» пальчиками сделай, и массируй ушки смело (раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами)
Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна! (потирают обе ладони).

II. Введение в тему

Логопед: Ко мне на стол, через открытое окошко прилетели снежинки, с просьбой от снеговика. Снеговик просит о помощи. Говорит, что в лесу мало снега, кусты, деревья и животные могут замерзнуть. Снеговик приготовил для вас много интересных заданий, которые нужно выполнить и тогда снега в лесу станет больше. Вы согласны?

Тогда, снежинки возьмите, на картинки посмотрите и с ними покружитесь:

Мы снежинки, мы пушинки покружиться мы не прочь. Мы снежинки - балеринки, мы танцуем день и ночь.

(Звучит музыка «Зима» П.И.Чайковского, дети свободно кружатся). Снежинки кружились и на две группы разделились. (У 1-й группы на снежинках картинки времена года. У 2-й группы на снежинках буквы, из которых нужно составить слово.)

Первая группа. Разложите картинки в таком порядке, как приходят к нам времена года начиная с зимы.

Вторая группа. Нужно составить слово из букв. (санки)

III. Основная часть

Логопед: Сегодня мы поговорим о зиме.

  1. После какого времени года наступает зима? Назовите зимние месяцы.
  2. Что происходит в природе зимой? (дни становятся короче и т.д.)
  3. Какие стоят деревья? Что надевают люди зимой?
  4. Где лежит снег? (на крышах домов, на улицах, на машинах)
  5. Как живется зверям и птицам зимой? Почему? Как им можно помочь?
  6. Что вы можете сказать о зиме, какая она? (холодная, морозная, суровая, снежная)
  7. Чем вам нравиться зима?
  8. Про что говорят: ударили (морозы), замерзли (реки), метут (метели), хрустит (снег), висят (сосульки), бушует (вьюга). Молодцы ребята, вы так много знаете о зиме.

Логопед: А хотите, и мы с вами тоже устроим небольшую вьюгу?  (Дети берут тренажёры для речевого дыхания: бутылочки, наполненные пенопластом)

Логопед: Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в вертикальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте короткий глубокий вдох, и плавно выдыхайте в бутылочку, не надувая щек и не поднимая плечи. (Упражнение проводится 2-3 раза).

Задания снеговика.

  1. Подойдите к своим рабочим местам, выложить из квадратов синего, зеленого и красного цвета слово «ЗИМА». (Детьми самостоятельно проводится звуковой анализ слова, затем дают характеристику каждому звуку в слове, и делят слово на слоги)
  2. Напишите на «заснеженных» подносах слово «ЗИМА» (Дети пишут пальчиками на подносах с манной крупой – круппотерапия)

Следующее задание Игра «Подумай и составь сочетание из слов».

Логопед: Давайте с вами составим словосочетания на зимнюю тему из слов, которые я вам зачитаю. Например: зима и месяц – зимний месяц. Речевой материал: мороз и утро; солнце и день; снег и ком; вьюга и погода; зима и вечер; лёд и озеро; холод и зима; зима и ночь. 

Следующее задание «Составь предложения».

Снеговик знает всё о зимних развлечениях детей, а о том в какие игры вы играете летом не знает ничего. Давайте мы с вами составим предложения о развлечениях зимой и летом.

  • Зимой дети катаются на коньках, а летом на роликах.
  • Зимой дети лепят снеговика, а летом строят замки из песка.
  • Зимой дети катаются на санках, а летом купаются.
  • Зимой дети катаются на лыжах, а летом на велосипедах.
  • Зимой дети играют в снежки, а летом в футбол.
  • Зимой дети строят горку, а летом загорают.

Снеговик приготовил загадку о зимнем развлечении. Попробуем разгадать?

Ног от радости не чуя, с горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе…
Кто помог мне в этом …(лыжи)

Как называют человека, который едет на лыжах? (Лыжник)

Что держит лыжник в руках? (Лыжные палки)  

Как называется его путь? (Лыжня)

(Закрепление навыка образования родственных слов). Молодцы.

Физкультминутка

Предлагаю покататься на лыжах. Представьте, что вы отталкиваетесь лыжными палками. (Имитация езды на лыжах).

На лыжне нас ждет успех. Кто бесстрашен, скажет: «Эх!»
Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»
У кого захватит дух, произносит слово «Ух!»
Кто в сугробе с головой, произносит слово «Ой!»

(Логопед говорит начало фразы, дети договаривают слова в конце фразы, придавая им различную эмоциональную окраску, регулируя силу и высоту голоса).

Логопед: Следующее задание снеговика. Сейчас какой зимний месяц? (январь).

Вот про январь и расскажем стихотворение по таблице. (мнемотаблица на мониторе)

Открываем календарь начинается январь.
В январе, в январе много снега во дворе.
Снег на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом.

Появляется воспитатель – снеговик: Здравствуйте, ребята. Вы такие молодцы, справляетесь со всеми заданиями, а справитесь ли вы с этим заданием?

Ручной труд «Снежинка».

Посмотрите, какие бывают снежинки. Я вам предлагаю сделать снежинку самим, на свой вкус, чередуя размеры палочек.

IV. Итог занятия. Оценка деятельности детей

Вот какие красивые снежинки у вас получились. Готовые снежинки я заберу в лес. А снег состоит из чего? (из снежинок), значит в лесу будет много снега и будет что? снегопад. Спасибо вам друзья за помощь, теперь кустам и животным будет в лесу тепло. В память о себе я дарю вам эти сладкие подарки. А мне пора в лес. До свидания.

Логопед: Наше занятие подошло к концу, всем спасибо.