Смысловое чтение как метапредметный результат образования на примере сказки Г.Х.Андерсена «Ромашка»

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Класс: 4

Ключевые слова: сказка, работа с текстом, смысловое чтение, Г.Х.Андерсен «Ромашка», Г.Х.Андерсен


Каждый из нас и взрослый, и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Ребёнок основной объем информации получает в школе с помощью учителя.

В соответствии с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию. Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.

Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую.

Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения.

Следует заметить, что сегодня в первый класс приходит немало читающих детей, но при этом проявляют равнодушное отношение к книге и неприятие к читательской деятельности.

Каковы причины этого явления?

Во-первых, родители сами мало читают и практически полностью перестают читать со своим ребёнком, когда тот становится школьником.

Во-вторых, придя в школу, дети на всех уроках чаще говорят с учителем, а не с учебной книгой.

В-третьих, технической стороне чтения в методике и практике начального обучения всегда уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия стандарта фактически отсутствовали.

Таким образом, ФГОС включает в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Формирование УУД при работе с текстом осуществляется через формирование у учащихся читательских умений.

Мне хотелось бы представить вашему вниманию результат нашей работы с детьми за год. В прошлом учебном году у меня был первый класс. К 1 сентября этого года у каждого ребенка есть читательский дневник, в котором ребенок прописывает автора произведения, название произведения, называет главных героев, высказывает свое мнение по отношению к произведению.

Чтобы добиться такого результата, в течение учебного года я формировала читательские умения. Давайте рассмотрим с вами на примере. Предлагаю вашему вниманию произведение Ганса Христиана Андерсена. (Каждый участник по очереди прочитывает отрывки из произведения в сопровождении слайдов с экрана).

- «За городом, у самой дороги стояла дача, неподалёку от которой у самой канавы росла ромашка. Её не заботило, что она такой бедненький цветочек, которого никто не видит и не замечает в траве. Она была счастлива и довольна всем. Училась она у ясного солнышка и слушала пение жаворонка».

- «В саду росло множество пышных, гордых цветов, каждый из которых хотел быть побольше и важнее. Они не замечали ромашку».

- «Ромашка любовалась цветами и думала, что непременно к ним прилетит жаворонок. Но певунья птичка спустилась не к пионам и розам, а прямёхонько в траву к скромной ромашке и поцеловало её».

 - «Ромашка думала, что цветы будут рады её счастью, но они вытянулись, надулись и покраснели от досады».

- «В это время в саду показалась девушка и срезала ножом тюльпаны».

- «Ромашка заснула, а на утро услышала голос жаворонка, который попался в западню. Ромашке очень хотелось помочь птице».

- «Из сада вышли два мальчугана с ножом и вырезали кусок дёрна с ромашкой для жаворонка. Так ромашка попадает к пленнику, который жаловался цветку на свою неволю».

- «Мальчишки не оставили птице питья, от жажды он повыщипывал всю траву, но не тронул цветка. Жаворонок умирает, а сердечко ромашки разорвалось от тоски и муки».

- «Мальчики похоронили птицу по-царски».

- «А дёрн с ромашкой был выброшен на пыльную дорогу».

Итак, первое умение, которое формируется у детей - это работа с заголовками:

  • выбор наиболее точного из предложенных. Выберите, пожалуйста, наиболее подходящий заголовок: «Ромашка», «Жаворонок и ромашка», «Благородный цветок».
  • прогнозирование содержания по заголовку. Перед чтением произведения дети знакомятся с названием произведения - «Ромашка». Предположите, о чём пойдёт речь в произведении.

Следующее умение - определение характера книги (жанр, эмоциональная окраска) по обложке, заглавию, рисункам. Посмотрите на иллюстрации и предположите, что это: сказка, рассказ, стихотворение.

В работе формируем такое умение как - выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Например, что же означает слово «смирно сидела», «учились у своих наставников» «училась познавать благость божью», «что таится у неё на сердце». Найдите еще слова или выражения, которые вам непонятны.

Следующее умение - пользование толковым словарём. Давайте обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова и найдём незнакомое для нас слово. Например, слово «вдоволь» - до полного удовлетворения, вполне достаточно. В доме всего вдоволь. Вдоволь посмеялись.

- выделение опорных (наиболее важные для понимания читаемого) слов (Почтение – глубокое уважение; дерн – верхний слой почвы, густо заросший травой; благоухать – приятно пахнуть).

- логичное, последовательное изложение ответа на поставленный вопрос, понимание прочитанного текста. Где росла ромашка? (на даче, у обочины дороги). У кого училась ромашка? (у солнца и природы). Какой участи избежала ромашка благодаря тому, что росла в высокой траве? (от девушки, срезающей в саду цветы). Задайте, пожалуйста, ваш вопрос по тексту.

- ответы на вопросы по содержанию словами текста (выборочное чтение). Например: «Чем была довольна ромашка?» (Всем, жадно тянулась к солнцу, любовалась им и слушала, как поёт где-то высоко-высоко в небе жаворонок).

- нахождение в тексте описания к иллюстрациям. Найдите в тексте описание к предложенной иллюстрации (Вдруг раздалось «квир-квир-вит!», и жаворонок спустился… не в сад к пионам и тюльпанам, а прямёхонько в траву, к скромной ромашке! Ромашка совсем растерялась от радости и просто не знала, что ей думать, как быть!).

- составление плана к прочитанному тексту. Давайте попробуем вместе составить план:

1. Скромная ромашка, растущая у канавы.
2. Маленькое счастье.
3. Гордые садовые цветы.
4. Поцелуй жаворонка.
5. Зависть пионов и тюльпанов.
7. Жаворонок в клетке.
8. Встреча птички и цветка.
9. Смерть от жажды.
10. Жестокость людей.

- самостоятельное выполнение заданий на основе текста учебника и дополнительной литературы;

- определение характера героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных.

Например, «Соотнеси стрелками характеристику с героями»

- осознание авторского и собственного отношения к персонажам. Например, Что почувствовали, когда узнали, что птичка погибла и цветок завял? Почему плакали мальчики, увидев утром мертвую птичку? Значит, им было жалко ее? Они могли предотвратить свои поступки? Оправдывают ли слезы и пышные похороны поступки мальчишек? Но почему же так случилось?

Вы обратили внимание на противопоставление ромашки гордым и пышным садовым цветам? Обратите внимание на позицию автора. Вы ощущаете его присутствие? (Да, в сказке всё время слышится голос писателя: он любуется ромашкой, восхищается её добрым сердцем, насмешливо относится к пионам.)

- выявление смыслового и эмоционального подтекста: С кем автор сравнивает цветы? (С людьми, с животными, ни с кем не сравнивает).

 - определение идеи произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль (От хорошего перейдет благородство, от плохого — несчастье. Жизнь дана на добрые дела. Добрые умирают, да их дела не пропадают).

- работа над идеей произведения: Человек часто не задумывается о том, что природа вокруг нас – это живое существо, она умеет расти, чувствовать, погибать. Так в чем же идея сказки? Какими мы должны быть по отношению к природе?

- нахождение главной мысли - героем сказки является не человек, а цветок, но и он может быть благородным, сильным, верным.

- вынесение важной информации для себя из этой истории (Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, чтобы ромашка была для каждого из нас «светлым и чудесным миром благородства»).

- задание на дом: заполнить читательский дневник; сочинить небольшую сказку о ромашке; придумать другую концовку к сказке «Ромашка».

- приготовление сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета): какие цветы, кроме описываемых в произведении, растут в саду.

Сегодня мы предложили вашему вниманию читательские умения, формируемые при работе с текстом.

Давайте заполним с вами читательский дневник. Итак, автор произведения (Г.Х.Андерсен), название произведения («Ромашка»), главные герои (ромашка и жаворонок), ваше отношение к произведению: что вам понравилось и не понравилось в сказке).

Подводя итог нашей встрече, мы считаем, что в результате обучения смысловому чтению у обучающихся:

  • повысится интерес учащихся к чтению;
  • изменится отношение к урокам (дети чаще станут посещать библиотеку, чтобы найти материал по изученной теме, с удовольствием будут находить дополнительный материал к урокам, особенно при подготовке домашнего задания);
  • повысится познавательное отношение к прочитанному (учащиеся научатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);
  • разовьется положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.

Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретенный опыт работы с информацией.

Презентация