План-конспект урока внеклассного чтения по книге Л.Ф.Воронковой "Девочка из города". Тема: "Любовь и милосердие в годы Великой Отечественной войны"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 4

Ключевые слова: Л.Ф.Воронкова , «Девочка из города» , любовь и милосердие


Класс: 4, возраст детей 10–11 лет.

Цели:

  • развивать умение размышлять о прочитанном;
  • развивать умение охарактеризовать героев произведения;
  • содействовать развитию памяти, речи, наблюдательности.

Задачи:

  • познакомить школьников с биографией Л.Ф.Воронковой;
  • воспитать положительные качества: любовь к близким, сопереживание, товарищество.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • книга «Девочка из города» Л.Ф.Воронковой;
  • «Валентинка»;
  • видеофрагменты из х/ф «Девочка из города»;
  • бумажные цветы.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Эффективность использования ИКТ: усовершенствование деятельности учителя на разных этапах урока, повышение у обучающихся познавательного интереса к предмету, мотивации за счёт визуализации учебной информации, выбора режима учебной деятельности, увеличение объёма выполняемой работы, углубление интеграционных процессов и формирование культуры учебной деятельности и информационной культуры.

Подготовительная работа к уроку:

  • чтение книги «Девочка из города» Л.Ф. Воронковой;
  • просмотр художественного фильма «Девочка из города», режиссёр О. Николаевский, Свердловская киностудия, 1984 г.
  • бумажные цветы, которые сделаны на уроке технологии в стиле оригами;
  • пригласительные билеты для мам на открытое мероприятие.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, о самом главном для каждого из нас человеке. Догадайтесь, о ком пойдёт речь?

- О маме.

- Совершенно верно, для каждого человека независимо от его возраста, дорогой и любимой остаётся мама. И счастлив тот человек, у кого мама жива, вы можете с ней поговорить, можете её обнять, поцеловать, поделиться с ней своими проблемами , и мама всегда вам поможет. Потому что мама вас очень любит.

- У каждого из вас есть своя любимая, самая родная мамочка. А вот подумайте, может ли чужая женщина заменить вам родную маму?

(дети рассуждают)

- Мы на этот вопрос ответим в конце урока.

- О материнской любви, нежности и заботе написано много произведений, но одно из самых тёплых и задушевных – это произведение Л. Воронковой «Девочка из города». (презентация кадр 1)

III. Работа над темой урока

1) Жизнь и творчество Л.Ф.Воронковой. (кадр 2)

Презентация

Любовь Федоровна Воронкова родилась 1906 году в Москве. Она училась в городском училище и очень любила рисовать. Мечтала быть художницей. Рисовала всюду, даже на земле. Самым дорогим подарком, памятным на всю жизнь, оказалась для нее коробка цветных карандашей. Учительница, заметив способности своей ученицы к рисованию, помогла ей поступить в Строгановское училище. Но очень скоро любимые занятия пришлось прекратить: семья покинула Москву, жить стало трудно и голодно.

Поселились в подмосковном поселке Коськове, где насчитывалось всего-то семь дворов. Самой маленькой была их избушка. А в семье – семь человек. Не понаслышке, не по рассказам узнала она тогда с двенадцатилетнего возраста, что такое крестьянский труд.….

Да, жизнь была нелегкая. Но выпадали в этой жизни и радости – чтение книг. В доме любили читать книги, читали вслух.

Жизнь в деревне дала Любови Федоровне и нечто другое, не только привычку к неустанному труду. Там открылась ей красота русской природы. И она научилась слышать ее таинственный голос...

Сколько она себя помнила, ей всегда хотелось писать и рисовать, «до страсти» - ее любимое слово. Еще в раннем детстве как-то неожиданно для себя сочинила первые стихи.

Около сорока лет занималась литературной деятельностью Любовь Федоровна Воронкова. Книги Любовь Федоровны Воронковой не стареют и не забываются. Сегодня мы поговорим об одном из произведений Воронковой «Девочка из города».

2) Аналитическая беседа по произведению. (кадр 3)

- Эта повесть написана в 1943 году, в разгар войны. На примере семьи Шалихиных автор показывает, как в суровые годы Великой Отечественной войны люди сумели сохранить лучшие человеческие качества: доброту, великодушие и сострадание.

- Кто прочитал это произведение?

- Давайте проверим насколько вы были внимательными читателями. На столе у вас карточки с тестом. Прочитайте вопросы теста и обведите правильные ответы. (Приложение 1)

- А теперь из выбранных букв составьте слово.

- Что у вас получилось? «Сердце»

- Что вы знаете о сердце?

(ответы детей)

- От взрослых людей вы не раз слышали такие выражения как:

  • сердце радуется;
  • сердце кровью обливается;
  • принять близко к сердцу.

Давайте объясним смысл этих выражений. (Ответы детей)

- Из ваших ответов следует, сердце - это символ души, переживаний, чувств, настроений. Каким может быть сердце?

  1. Добрым;
  2. Чутким;
  3. Чёрствым;
  4. Холодным;
  5. Отзывчивым.

- Ребята, я вам предлагаю ещё одно слово - «Осердечивание». Как вы его понимаете?

Ответы детей: (Сердце наше станет добрее и более чутким к чужим бедам)

- Мы с вами непросто так затронули тему о сердце. Ребята, у нас сегодня с вами, не простой урок, а урок осердечивания. Говорить мы будем на уроке о войне, о детстве без матери, о материнской любви. Поэтому всё прочитанное и увиденное мы должны принять близко к сердцу, т.е. пережить, прочувствовать все несчастья Валентинки. Потому что, размышляя, думая о ближнем, мы становимся лучше. Наше сердце становится добрым, чутким и отзывчивым».

Вспомнитеповесть и ответьте на вопросы. (кадры 4–17)

- Когда происходят события? Прочитайте 1 абзац.

- Кто такие беженцы?

- Где разворачивается действие повести?

- Как Валентинка оказалась в семье Дарьи? Почему женщина приняла такое решение?

- Какая семья была у Дарьи?

- Как звали её детей? Какие они были, охарактеризуй их.

- Как отнеслись родные дети Дарьи к девочке?

- Все ли поддерживают Дарью в решение взять чужую девочку в семью?

- Как вы думаете, почему Валентинка не смогла сразу назвать тетю Дарью мамой?

- Чем отличалась Валентинка от деревенских детей?

(Мама Валентинке читала много книг. Девочка знала названия птиц: колибри, варакушка, знала истории о мореплавателях, собирала красивые картинки, У неё была богатая фантазия, умела придумывать истории).

- В деревенской жизни много нового необычного для городской девочки. Что нового узнала, увидела Валентинка?

(Узнала что такое баня по-чёрному и подпол – подвал, как прорастают семена, интересные факты из жизни домашних животных – ягнят, телят и из жизни леса - цветы. Праздник весны - когда пекли жаворонков).

- Что подарили маме дети на день рожденья?

(Романок нарисовал танк на печке, Таиска перемыла крынки, Валентинка нарисовала цветы на столешнице)

- Что волнует Дарью, о чем она переживает?

- Каким человеком была Дарья?

- Какое качество ее характера кажется вам главным?

- Что такое милосердие? Каким вы видите милосердного человека?

Милосердие — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

- Нужно ли современному человеку это качество? Всему обществу наших дней? Почему?

- Валентинке нелегко было в новой семье. Она очень хотела, чтобы её полюбили. Что она для этого делала?

- Найдите в тексте эпизод, где рассказывается, как Валентинка встретила тетю Дашу после долгого дня расставания.

- Как Валентинка подружилась с дедом?

(Наблюдала как прорастают семена и об увиденном рассказала деду).

- Какие события, произошедшие в семье, подтверждают, что Валентинка стала своим человеком?

- Как Валентинка спасла Романка?

- Как Валентинка впервые назвала Дарью мамой? (зачитаем конец главы «Огонек увидел солнце»)

- Что написал папа в письме?

- Что принесла Валентинка маме в подарок после прогулки по лесу?

И что сказала, когда их дарила?

(«Это я тебе принесла … мама»)

3) Просмотр видеофрагмента из фильма «Цветы маме».

4) Выразительное чтение по ролям отрывка (приложение 2)

IV. Рефлексия

- О каком чувстве к самому дорогому человеку рассказывает книга?

- Правильно, эта книга о материнской любви, о любви дочери к матери, о том, что человеку необходимо, чтобы его кто-то любил.

- Давайте ещё раз подумаем над вопросом: Может ли чужая женщина заменить родную маму?

(дети высказывают снова свои мнения)

- Я полагаю, что книга вызвала в вас много чувств, поэтомудавайте поговорим о ваших впечатлениях. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Для меня было открытием то, что…
  2. Что на меня произвело наибольшее впечатление?
  3. Для чего автор написал книгу?
  4. Я почувствовал, что…

- Отвечая на вопросы по книге, каждый из вас, делился своими мыслями и переживаниями о прочитанном. Вы говорили о важности для каждого ребёнка жить в семье, чувствовать себя любимым и родным и, конечно же, говорили о великой материнской любви.

Сегодня на нашем необычном уроке присутствуют гости - это ваши дорогие и любимые мамы, для которых вы - главная ценность в жизни. Давайте поблагодарим мам за их бессонные ночи, за ласку и тепло рук, за безграничную любовь, подарив цветы, которые вы сами сделали.

(Дети вручают цветы.)

Использованные источники информации

  1. Корф О. Солнечный свет детства: [к 100-летию со дня рождения Л.Ф.Воронковой] / О.Корф // Библиополе. - 2006. - № 9.
  2. Путилина Валентина. Светлый и добрый талант: [вступительное слово] //Воронкова Л.Ф. Собрание сочинений в трех томах. Т1.- М.: Детская литература, 1986.
  3. http://vokrugknig.blogspot.ru Мир детства Любови Воронковой.
  4. http://www.proza.ru Шестакова Елена Аркадьевна О книге Л.Воронковой «Девочка из города».
  5. https://refdb.ru Любовь Фёдоровна Воронкова.
  6. http://fb.ru Любовь Воронкова: биография.