Мастер-класс "Игра как активный метод обучения младших школьников"

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Ключевые слова: игра, мастер-класс


Цель: Презентация опыта работы по применению игр различных технологий, как активного метода обучения на уроках в начальных классах

Задачи:

  • Познакомить участников с игровыми упражнениями, применяемыми на уроках для активизации познавательных процессов у учащихся.
  • Активизировать знания участников по данному вопросу.
  • Активизировать коммуникативные навыки участников.
  • Добиваться осуществления творческого подхода при решении проблемы.
  • Убедить участников, что использование игр в процессе обучения является важнейшим фактором формирования и актуализации познавательного интереса.

Этапы мастер-класса:

  • двигательно- речевая игра – элемент здоровьесберегающей технологии
  • знакомство и обоснование выбора темы мастер- класса
  • разработка элемента урока с применением кубика Блума- одного из приемов технологии критического мышления с использованием инклюзивного похода.
  • разработка элемента урока с применением элемента технологии решения изобретательских задач
  • разработка элемента урока с применением интерактивной технологии приема обучения
  • рефлексия

Слайд№1

Слайд№2 Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги, зрители! Давайте на время станем детьми и поиграем в игру «Руки, плечи, уши, нос». Под музыку повторяем за мною движения.

Проведение игры с залом.

- Молодцы! Вы сейчас увидели игровой элемент здоровьесберегающей технологии

Внимание на экран!

Слайд №3 (Картинки: различные виды игры (игра на пианино, гитаре, в теннис, в футбол, игра в песке, с игрушками).

-Назовите ключевое слово, которое объединяет эти картинки. (Игра)

Слайд №4 Шалва Александрович Амонашвили сказал:«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока»

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Любая технология обладает средствами, которая активизирует деятельность учащихся. Одним из таких средств является –игра.

Слайд № 5 Поэтому темой своего мастер- класса я выбрала «Игра, как активный метода обучения младших школьников.»

Слайд №6

Игра – особый вид деятельности.

Во-первых, потому, что играть приятно, легко, весело, в игре мы проживаем счастливое состоя­ние. Игра - деятельность, предписанная самой природойУчителя в Риме, обучавшего основам знаний, называли «учитель игр».

Во-вторых, игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности.

B-тpeтьux, любая игра развивает. Она содержит в себе элементы познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности.

B-четвертых,в игре минимальное количество пра­вил, соблюдать, их нетрудно, а всё остальное - поле для свободного проявления индивидуального «Я».

В-пятых,игра - самый демократичный вид деятель­ности: здесь нет начальников и подчиненных. Игра - общение равных.

И сегодня я покажу ряд игровых приемов, которые используются в разных педагогических технологиях.

-Все мы любим сюрпризы. Вот такую красивую коробочку мне подарили. Что же в ней? (Открываю, достаю письмо) Это письмо. Сейчас мои помощники его прочитают.

Слайд № 7 А я вам коротко расскажу какой прием технологии критического мышления можно использовать в игровой форме на всех этапах уроков любого типа. Этот прием называется «Кубик Блума». По сути это игра в кубик, на гранях которого написаны слова:

  • Назови.
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

Но "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспроизвести знания, сформулировать причинно- следственные связи, уточнить, предложить свою задачу, задать творческие вопросы, проанализировать, оценить значимость. И сейчас я это продемонстрирую с использованием инклюзивного подхода

Слайд № 8 эпизод сказки Снегурочка.

- Что было написано в письме? (текст русской сказки Снегурочка)

Грань «НАЗОВИ»

- Назови главнуюгероиню сказки. (Снегурочка)

- Назови и покажи карточку, на которой написан жанр произведения. (сказка)

Грань «ПОЧЕМУ»

- Почему это произведение относится к сказочному жанру? (Есть зачин: «Жили-были старик со старухой», концовка – «Только эхо им в лесу и откликнулось», волшебство – появление самой девочки из снега. Оживление неживых предметов возможно только в волшебной сказке)

Почему эта сказка народная? (У нее нет автора. Ее сочинил народ)

..покажи всем, почему сказка народная?

Грань «ОБЪЯСНИ»

Объясни, зачем народ сочиняет сказки? (Через сказки передавали понятие о мире, которое было у родителей, для развлечения с поучением, через героев знакомили с понятиями добро и зло, учили сочувствию, взаимопомощи, любви …)

Грань «ПРЕДЛОЖИ»

Предложи на каких уроках и как можно использовать сюжет сказки?

(Литература - сравнить с одноименной авторской сказкой Владимира Ивановича Даля, с пьесой Александра Николаевича Островского.)

Изобразительное искусство –нарисовать сюжет, героиню сказки, рассмотреть и обсудить картину великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Музыка- послушать отрывки из оперы Римского – Корсакова «Снегурочка», разучить песни о Снегурочке)

Грань «ПОДЕЛИСЬ»

Поделись своими чувствами, которые испытывал при чтении сказки? (жалость, восторг, уважение, радости, печали)

- А какое чувство испытывал ты? Покажи с помощью карточки.

Поделись народной мудростью, которая содержится в сказке, то есть тайнами сказки.

(1- «Старик со старухой жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.» При появлении девочки в доме поселилась радость. Вывод: эта сказка о семейном счастье, которое без детей бывает не полным.

2. В сказке описывается древний праздник — день Ивана Купалы. «Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать….»)

Грань «ПРИДУМАЙ»

Придумай рифму к слову сказка,

если бы ты был на уроке изо – (маска, краска раскраска),

на уроке русского языка - (подсказка указка, присказка)

на уроке технологии - (замазка, смазка).

Сочини стихотворение, используя эти рифмы

Слайд№9

Вот так в занимательной форме, через игру, можно развивать навыки критического мышления, проверять знания и умения учащихся.

Читают составленный стих

На столе лежит краска
И меня ждет раскраска
Я разукрашу подсказку
К очень известной сказке

Умнички!

Слайд№10 В нашей посылке что- то есть еще. А узнать, что в ней поможет игра « Да –Нетка»Суть игры в том, что дети задают вопросы, ведущий отвечает « Да» «Нет»,

Сегодня ведущим будет…..

Это предмет? (да)

Он одушевленный? (да)

Нарицательный? (нет)

Это имя собственное (да)

Мужского рода? (нет)

Женского рода? (да)

1 склонения? (да)

Это героиня сказки? (да)

Это сказка народная? (да)

Это животное? (нет)

Это Аленушка? (нет)

Это Снегурочка? (да)

Молодцы! Ведущий достает фигурку Снегурочки

Игра «Да –Нетка» это один из приемов технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ), когда ребенку предлагается исследовать что –то , используя свой опыт и познания.

- А в коробке еще что-нибудь было? (да)

Это письмо. Давайте откроем и прочитаем.

Читает «ученик»: У меня много писем, которые я не успел отправить известным людям. Пожалуйста, помогите найти адресата.»

В письме еще 2 конверта. Один с названием района, другой с именами известных людей.

Слайд № 11

Данный игровой прием интерактивной технологии, когда решается какая-то проблема, можно использовать не только с детьми, но и со взрослыми.

Салаватский район – Салават Юлаев

Гафурийский район - Мажит Гафури

Илишевский район – Муса Гареев

Кармаскалинский район – Минигали Шаймуратов

Чишминский район – Мустай Карим.

Белебеевский район – Константин Иванов

В каждой педагогической технологии используются элементы игры, которые являются активными методами обучения, они способствуют развитию критического мышления, исследовательских навыков, творческого воображения, образного мышления, снимает утомление и делает процесс обучения занимательным и продуктивным.

Слайд № 12 (портрет слова) И свой мастер –класс я хочу закончить словами ученого, педагога Деборы Владимировны Менджерицкой

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития»

Рефлексия

Поднимите руку те, кто согласен, что игра как элемент активного метода обучения остается актуальной в современном образовании.

Слайд№13 Спасибо за внимание!