Методическая разработка. Классный час. "Война с блокадой черной жили рядом"

Разделы: Внеклассная работа, Краеведение, Патриотическое воспитание, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Классы: 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: Великая Отечественная война, блокада Ленинграда


Цель: 

  • формирование у учащихся  гражданских и патриотических качеств.
  • довести до сознания детей значимость событий 1941–1945 гг., вызвать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне.
  • Воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.
  •  Формирование умений и навыков культуры общения, привитие интереса к историческому наследию.
  •  Воспитание патриотических чувств, основанных на понимании духовных ценностей.
  • Развитие потребностей к самостоятельному получению знаний. Привитие устойчивого интереса к чтению книг патриотической тематики.

Форма проведения: классный час.

Материалы и оборудованиекомпьютер, проектор.

Время: 45–60 минут

Участники: Данное мероприятие рассчитано на учащихся среднего и старшего звена.

Ожидаемые результаты:

Формирование у учащихся реального представления о жизни в блокадном Ленинграде, о том, что такое голод и страдания. Формирование уважения к тем, кто смог отстоять город в годы войны.

Введение

ВОЙНА. Как просто и страшно звучит это слово. Война – это невзгоды, несчастья в увеличенном масштабе. Уходят в прошлое ее события, отдаляются от нас. Уходят в небытие ветераны, так и не посвятив нас во все детали этой войны, потому что страшно и больно вспоминать тех, кого уже не вернуть, то, что нельзя поправить. А мы остаемся каждый со своими вопросами и размышлениями.

Часть I

Учитель: В ночь с 8 на 9 сентября 1941 г. началась блокада Ленинграда – современного г. Санкт-Петербурга. А закончилась она лишь 27 января 1944 г. Долгих 900 блокадных дней…

Наш сегодняшний классный час посвящен именно этому событию, а именно – беспримерному подвигу тех, кто смог выстоять и не пустить фашистов в город.

Опять война? 
Опять Блокада? -
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
"Не надо, 
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".

И может показаться:
Правы!
И убедительны слова.
Но даже, если это правда, 
Такая правда
Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.

Так пишет в своем стихотворении поэт-блокадник Юрий Воронов. Но, может, поэт не прав? (Учитель создает проблемную ситуацию. Идет обсуждение. Учитель выводит на постановку цели и определение задач классного часа).

В истории Великой Отечественной войны есть много драматических страниц. Но одной из самых страшных была блокада Ленинграда. Это история настоящего геноцида горожан, который растянулся чуть не до конца войны. Давайте еще раз вспомним, как все это происходило.

Согласно плану «Барбаросса» немцы сразу же начали наступление на Ленинград. Из документа немецкого генерального штаба от 21 сентября 1941 г.: «б) Сначала мы блокируем город и разрушим его, если возможно, артиллерией и авиацией…

в) Когда террор и голод в городе сделают свое дело, откроем отдельные ворота и выпустим безоружных людей…

г)…Весной мы проникнем в город, вывезем все, что осталось живое, вглубь России или возьмем в плен, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии» (6, с 88).

Не нужно думать, что фашисты хотели Ленинград сохранить. Из приказа Германского военно-морского штаба от 29 сентября 1941 г. «Совершенно секретно. Фюрер решил стереть с лица земли Санкт-Петербург.

Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советской России…

Предлагается подойти ближе к городу и уничтожить его как с помощью артиллерийского обстрела из орудий различного калибра, так и с помощью длительных воздушных атак…

Проблема жизни населения и снабжения его является проблемой, которая не может и не должна решаться нами. В этой войне… мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города» (6, с. 88).

На начало блокады в городе оставалось более 2,5 миллионов человек. Среди них – 400 тысяч детей. Практически сразу же начались проблемы с продовольствием. Постоянный стресс и страх от бомбежек и обстрелов, нехватка медикаментов вскоре привели к тому, что горожане стали умирать.
На жителей города за время блокады были сброшены сотни тысяч бомб и выпущено более 150 тысяч снарядов. Это приводило не только к массовым смертям, но и разрушению ценнейших памятников архитектуры.

«…С приходом холодов на Ленинград обрушились ни с чем не сравнимые лишения. Продовольственные запасы настолько оскудели, что выдача продуктов в отдельные периоды почти совсем прекратилась.

Из сотен тысяч погибших ленинградцев большинство приходится именно на первую голодную зиму». (2)

Читают ученики:

Февраль

Какая длинная зима,
Как время медленно крадется!..
В ночи ни люди, ни дома
Не знают, кто из них проснется.

А по утру когда снега
Метелью застилают небо,
Опять короче, чем вчера,
Людская очередь за хлебом.

В нас голод убивает страх,
Но он же убивает силы.
На Пискаревских пустырях
Все шире братские могилы.

И зря порою говорят:
"Не все снаряды убивают"
Когда мишенью ЛЕНИНГРАД -
Я знаю, мимо не бывает…
(Юрий Воронов)

Но город продолжал жить. Днем он казался ледяной пустыней: можно было пройти несколько кварталов и не встретить никого. Но утром каждого дня по главным улицам, ведущим, прежде всего, к заводским районам, двигались потоки людей. В них вливался каждый, кто был в состоянии двигаться. Защищали город войска Ленинградского и Волховского фронтов.

Окружив город, фашисты надеялись, что голод и невзгоды разъединят людей, толкнут их на борьбу только за собственную жизнь. Они рассчитывали, что осажденные ленинградцы вцепятся друг в друга и вынудят руководителей выкинуть белый флаг. Но этому расчету не суждено было сбыться. Общая борьба и общие страдания и беды, наоборот, сблизили людей.

Особенно плохо в то время приходилось детям. Многие из них были вынуждены подолгу оставаться одни в пустых, холодных квартирах. Если их родители умирали от голода на производстве или во время обстрела, дети по 10-15 дней проводили в полном одиночестве. Чаще всего они тоже погибали.

Я забыть
Никогда не смогу
Скрип саней
На декабрьском снегу.
Тот пронзительный,
Медленный скрип:
Он как стон,
Как рыданье,
Как всхлип. 
Будто все это
Было вчера…
В белой простыне –
Брат и сестра…
(Воронов Ю.)

Уже к середине зимы 1941 года на улицах Ленинграда не осталось кошек и собак, даже ворон и крыс практически не было. Животные уяснили, что от голодных людей лучше держаться подальше. Все деревья в городских скверах лишились большей части коры и молодых веток: их собирали, перемалывали и добавляли в муку, лишь бы хоть немного увеличить ее объем. Блокада Ленинграда длилась на тот момент меньше года, но при осенней уборке на улицах города было найдено 13 тысяч трупов (2).

Вскоре стало очевидно, что только Ладожское озеро может спасти жителей блокадного Ленинграда. 22 ноября 1941 г. по Ладожскому озеру была открыта Дорога жизни. Каждый рейс был подвигом. На берегу Ладожского озера ленинградцы возвели монумент.

Точная продолжительность блокады – 872 дня, а не 900, как говорит официальная история. Впрочем, этот факт ни в малейшей степени не умаляет решимости и невероятного мужества его защитников.

Часть II

Как ни странно, но события тех далеких дней имеют отношение и к нашему северному городу, и к нашему лицею. Так в нашем Государственном Техническом университете долгое время трудились жители блокадного Ленинграда: Борозинец Ленфрид Григорьевич, Вулих Наталия Васильевна, Дроздовский Георгий Петрович и другие.

Наталия Васильевна Вулих ушла из жизни в 2012 г. К ее столетию на фасаде университета появилась мемориальная доска как уважение к ее заслугам. Это была удивительная женщина. В 1938 г. она окончила Ленинградский государственный педагогический университет. За годы своей научной деятельности опубликовала более 120 своих работ. Была ведущим специалистом по античной литературе. В нашем техническом городе, где царит газо-нефтяной профиль, она всегда привлекала внимание. Наталья Васильевна всегда подчеркивала связующую роль филологии с другими дисциплинами, ибо в глубинах филологии лежит слово. Талантливым словом она пыталась донести до подрастающего поколения, до студентов свои переживания и чувства. Есть у Натальи Васильевны замечательный рассказ-быль о встрече с генералом Рокоссовским «Генерал и фиалка», где она вспоминает, как в разгар войны встретила его в лесу и прикрепила фиалку к карману мундира. «Воин и фиалка! Тонкие ароматы крохотного цветка, гром и дым наступающих танков и улыбка ребенка, и забота о нем….Как это прекрасно! Как велик воин, не забывающий о благородстве, человечности и красоте!» (5, с.27)

С момента основания лицея в нашем учебном заведении вела уроки английского языка Кострова Галина Васильевна. Она была ребенком блокадного Ленинграда. Сравнительно недавно она переехала на постоянное место жительства в город своего детства.

Наша лицеистка Мулюкова Аня написала о своей бабушке Тамаре Адександровне Мулюковой:

«Моя бабушка (в девичестве Григорьева) была еще совсем ребенком, когда началась война. В Ленинграде она проживала, где станция метро «Черная речка». В первые дни войны ее отец ушел на фронт, а мама стала работать в госпитале. Сестра Зина перешла на казарменное положение и, как большинство рабочих, жила при заводе. Младшие братья не вставали: было очень холодно и пухли ноги. Получить хлеб по карточкам было сложно, люди сутками дежурили у магазинов. Бабушка часто ходила на работу к маме и помогала ей и бойцам. За это раненые делились с ней своим сухим пайком. Его бабушка несла домой братьям. Возвращаясь домой, она видела, как на улицах в машину собирают трупы умерших от голода людей.

В апреле 1942 г. умерла ее старшая сестра. Последней ее фразой было: «Вот бы наесться хлебушка и умирать не страшно!» Похоронить сестру уже не было сил. А летом слегла мать. Ее положили в больницу, а младших братьев забрали в детский дом. В августе бабушке сказали, что мать уже похоронили. В сентябре, когда эвакуировали детский дом через Ладогу, погибли младшие братья. Об их судьбе бабушка ничего не знала. Она осталась совсем одна. Как-то приехал отец. Он воевал на Ленинградском фронте. Привез целую буханку хлеба, плитку горохового жмыха и зерна овса. Все это помогло бабушке выжить.

Затем в ее доме поселилась семья офицера. Она стала членом их семьи. А, когда офицера перевели в Выборг, бабушка уехала с ними.

В 1945 г. вернулась в Ленинград, но прожила там недолго-родных совсем не осталось. В 1952 г. бабушка вместе с мужем-защитником Ленинграда – приехала в Ухту, поступила в геофизику, где работала до выхода на пенсию. Сразу после войны бабушка начала искать родных. Смогла найти в 1954 г. только двоюродного брата. Он тоже переехал в Ухту, где жил и работал».

А благодаря нашему лицеисту Березкину Ярославу мы узнали еще об одной судьбе – о Вере Матвеевне Гросс (1925-2010). Вот что она вспоминала: ««…Было очень страшно. Я помню свою первую ночь дежурства. Сначала было очень тихо, темно. И вдруг страшный вой сирен, гул самолетов, взрывы бомб. Крыша дома сотрясается под твоими ногами. Все небо в крестах света от прожекторов. Но самое жуткое это леденящий душу свист падающей бомбы, кажется, что она летит прямо на тебя. Мы с подругой просто зарыдали от страха, сели на корточки и закрыли голову руками. Так и просидели всю бомбежку. А утром мы увидели разрушенные, горящие дома, людей, пытающихся что-нибудь найти в развалинах из той, еще мирной и счастливой жизни. И трупы, трупы….. И уже в следующее дежурство ревели от страха, но хватали эти зажигательные бомбы щипцами и тащили их в бочки с песком. А потом уже не боялись ничего. Ведь это оказалось не самым страшным – страшнее оказался голод и холод. …Этот ужас уже не забыть никогда. Как же хотелось есть! Люди опухали от голода или, наоборот, так худели, что становились похожими на стариков. Даже дети. Представляешь, во всем городе одни «старички». Но самое страшное это смерть твоих близких, которые умирают от голода на твоих глазах, а ты ничем не можешь им помочь. Ничем!.. Первым от голода умер папа. Я осталась со своей старшей сестрой и её двумя маленькими дочерьми. Девочки, а им было всего 4 и 7 лет, слабели день ото дня. Сначала умерла старшая, Люся. Вслед за ней маленькая Оля. Страшно. Их мама ушла получать хлеб по карточкам. Вдруг Оля позвала меня: «Верочка, я умираю…» Господи, такая кроха. Я опустилась на колени возле её кроватки, плачу, умоляю не умирать, дождаться маму. А она очень слабая меня успокаивает: «Ты, Верочка, не бойся, я подожду». Но не смогла, не дождалась…»Когда я вспоминаю о молодости, то получается, что я рассказываю только о войне. Но мне больше нечего вспоминать. Это было страшное время, но это было время моей юности… И мне очень хочется, чтобы никогда и ни с кем в жизни такого не повторилось».

Часть III

А потом было снятие блокады и ПОБЕДА!

15 июля 1945 г. Ольга Берггольц пишет замечательный рассказ «Возвращение мира»:

«…Шесть дней назад, на шестидесятый день мира, мы встречали наших гвардейцев, проходивших через город. Это были солдаты и офицеры дивизий, которые стояли вместе с нами в кольце всю блокаду…Мне казалось, что победители пойдут во всю ширину наших улиц, гулко печатая шаг, чтоб отдавался он как гром, как обвал, - шаг победителей, пойдут в сверкании и блеске, в оглушающем гуле медных сияющих оркестров, стройными, грозными рядами…. Но так они прошли лишь по Дворцовой, где был парад…., а по улицам они шли совсем иначе, и прохождение было таким, которое остается в сердце до самой смерти.

…И, глядя на усталые, обгоревшие лица гвардейцев, на их жен, детишек, друзей и матерей, шагающих рядом с ними, глядя на всех, кто тянул к бойцам руки с лаской, с цветком, с подарком, мы поняли, что это не только гвардейские дивизии, это – НАРОД ВОЗВРАЩАЕТСЯ С ВОЙНЫ. Уставший после многолетних кровавых битв, победивший страшного и сильного врага, ликующий и ничего не забывший, в пыли, в поту, в ранах и великой славе – могучий, дружный русский народ возвращается с войны, справедливой и победоносной.

И было – ощущаемое всеми – особое величие в том, что этот народ, возвращаясь с войны, идет по улицам ЛЕНИНГРАДА, города, принявшего несказанные ратные муки и труды, города необыкновенной красы, где нет ни одной пяди асфальта, не политой кровью защитников, и где нет в этот день мертвых, но есть только живые….» (1, с 124-126)

ПАМЯТЬ

Неверно,
Что сейчас от той зимы
Остались
Лишь могильные холмы.
Она жива,
Пока живые мы.

И тридцать лет,
И сорок лет пройдет,
А нам
От той зимы не отогреться.
Нас от нее ничто не оторвет.
Мы с ней всегда -
И памятью и сердцем.

Чуть что -
Она вздымается опять
Во всей своей жестокости нетленной.
"Будь проклята!" - мне хочется кричать.
Но я шепчу ей:
"Будь благословенна".

Она щемит и давит.
Только мы
Без той зимы -
Могильные холмы.
И эту память,
Как бы нас ни жгло,
Не троньте
Даже добрыми руками.

Когда на сердце камень -
Тяжело.
Но разве легче,
Если сердце - камень?...
(Воронов Ю.)

Вместо заключения

Каждый день газета «Ухта» сообщает о смерти то одного, то другого ветерана. Уходят не только люди, уходят ценнейшие сведения о тех годах, правда о войне. В этой связи приходят на ум слова писателя В. Астафьева: «Когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, не надо будет рвать глотку в очередях, … - почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание, такие гонимые и притесненные от спасенных нами вождей и родной партии, все же принесли мир на землю, уберегли ее от кровожадных безумцев. А России подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, на знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую, честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы ее-то мы заслужили».

Список литературы

1. Берггольц О. Возвращение мира – Роман-газета – 1970 - № 10(656) – с. 124-126.
2. Вольхин И.А. http://www.syl.ru/article/171565/new_blokada-leningrada-
3. Воронов Ю. //Правда – 1993 – 14 января.
4. Воронов Ю. Блокада. Сборник стихов. – 1968.
5. Вулих Н.В. Генерал и фиалка - //Концепт – май-июнь 2004 - № 2 – с.27.
6. История Отечества в документах. 1917-1993 гг. Часть 3-я. 1939-1945 гг.: Хрестоматия для учащихся. – Сост.А.Г.Колосков, Е.А.Гевуркова – М. – ИЛБИ – 1995 – с. 88.