Методические и литературоведческие вопросы изучения романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» в школьной практике

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии, Патриотическое воспитание

Класс: 11

Ключевые слова: А.С.Пушкин, патриотическое воспитание, мотив, жизненные ценности, М.А.Булгаков, «Белая гвардия»


Опыт изучения романа «Белая гвардия» М.А.Булгакова в школе, как показывает практика, не очень большой.  Несмотря на то, что в 11 классе при знакомстве с творчеством этого писателя учителям авторы программ по литературе в качестве рекомендации предлагают выбрать для анализа либо текст «Мастера и Маргариты», либо текст «Белой гвардии», последний роман часто оказывается только лишь упомянут преподавателями. Однако это произведение оказывается важным для решения двух задач: расширить представление о мировоззрении писателя и расширить литературный материал для подготовки к ЕГЭ по литературе и русскому языку.

В сложившейся ситуации возникает ряд вопросов: как построить изучение этого романа в рамках одного урока? какой путь рассмотрения этого произведения необходимо выбрать, чтобы обучающиеся не только запомнили, о каких событиях идет речь в произведении, но и могли соотнести с конкретными проблемами? как можно показать Булгакова как автора, который продолжает русскую литературную традицию?

Разрешению ситуации, на наш взгляд, может помочь рассмотрение этого романа в контексте сопоставления с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина. Речь идет, прежде всего, о пушкинских мотивах в данном тексте М.А.Булгакова.

Начинает урок история создания и фабула романа. Это позволит сформировать необходимый интерес для изучения «Белой гвардии», сконцентрировать внимание на теме разговора и дать общее представление о произведении. Заметим, что ребята могут заранее не знакомиться с текстом, поскольку цель урока – расширить характеристику творческого наследия автора и дать общее представление о романе.  Также следует уточнить: биография автора была вынесена в отдельный урок и открывала изучение монологической темы.

История создания этого произведения может быть передана либо в слове учителя, либо в заранее подготовленном докладе ученика.
Во время рассказа на доску должен быть выведен фактический материал (место, время действия, имена главных героев, движение сюжета), чтобы ученики сделали записи в своих тетрадях.

Пространство: Город, дом Турбиных

Время действия: зима 1918-1919 гг.

Герои: семья Турбиных – Алексей, Елена (по мужу Тальберг), Николай.

Полковник Най-Турс, руководивший обороной Города Тальберг, муж Елены. 

Мышлаевский, Шервинский, Степанов – белые офицеры, друзья семьи Турбиных.  

Юлия Рейсе, спасшая от петлюровцев Алексея Турбина девушка.

Основные события

Зима 1918/19 г. Город (угадывается Киев) занят немецкими оккупационными войсками, у власти стоит гетман «всея Украины» Скоропадский. Одновременно в Город прорывается армия Петлюры (12 километров).  В доме Турбиных собираются семья, друзья и обсуждают ситуацию. Немцы отступают, Тальберг намерен с ними, но вернуться. Его жена Елена остается. Под руководством полковника Най-Турса формируется оборона Города. Во время обороны Города на глазах Николки (Николая) полковник погибает. Алексей получает сильное ранение, но его спасает Юлия. Он переносит ранение и одновременно сыпной тиф. Елена узнает, что Тальберг в Варшаве женился и за ней не вернется. Власть Петлюры сменяется властью большевиков.

Далее переходим к основной части занятия. В центре внимания на уроке должны быть три пушкинских мотива, прозвучавших в «Капитанской дочке». Выбор этого пушкинского произведения вполне закономерен. С одной стороны, учащиеся смогу напомнить изученное в 8 классе произведение, что важно перед экзаменами, с другой стороны, уже известный материал романа XIX века поможет запомнить сюжет и основную проблематику романа ХХ века.

Первый мотив, который можно выявить в сопоставлении, – мотив бурана.

Буран, мороз, волны народного бунта переносят нас из Белогорской крепости в «Капитанской дочке» в заснеженный Город из «Белой гвардии». Булгаков драматизирует события, строит повествование как цепь эпизодов, стыкуя разные явления. Это создает внутреннюю напряженность в повествовании и в переживаниях героев. Он часто прибегает к массовым сценам, передает «взвихренность» событий и одновременно – «взвихренность» чувств и переживаний героев. Они пронизываются чувством тревоги.

Метель – очень важный символ в пушкинских текстах, связывая его в один сюжет. В метели Гринёв встречает Пугачёва, совсем как в «Бесах»:

Там верстою небывалой
Он торчал передо мной
Кони стали… «Что там в поле?» –
«Кто их знает? пень иль волк?»1

_____________________

1 Пушкин, А.С. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения / А.С.Пушкин. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – С. 133.

Конечно, Пугачёв выводит Гринёва из метели, но при этом судьба молодого офицера уже сплетена с пугачёвщиной, что едва не кончается для дворянина катастрофой.

Через сто лет в романе Булгакова из метели выходят иные фигуры. Но между глухой, грозной, кружащей, почти механической пушкинской метелью и  булгаковским бураном «междоусобных браней» есть определенное сходство. Пушкинский мотив бурана на дороге, когда кони сначала стали, а потом помчали вперед, навстречу опасности, «бесам», волку в романе Булгакова превращается в чувство потока событий. Оно не всегда зримо представлено, но ощущение движения, развития, невзирая на внешнюю неразбериху, присутствует.

Оба автора через этот мотив раскрывают свое ощущение логики истории, ведут разговор о вечных человеческих ценностях.

Напомним, что у «Белой гвардии» есть два эпиграфа. Один – цитата из «Капитанской дочки» («Ветер завыл, сделалась метель»2), а второй – из Апокалипсиса («...судимы были мертвые...»3). Фразы «работают», непосредственно вмешиваясь в сюжет романа. И метель действительно бушует на страницах обоих произведений то как фон действия, то в аллегорическом смысле.

_____________________

2 Булгаков М.А. Избр. произв.: в 2 т. Т. 1 / А.М.Булгаков; сост. и коммент. Л.М.Яновской. – Киев: Днiпро, 1989. – С. 26.

3 Там же С. 26.

В романе Булгакова отчетливо развивается пушкинский мотив «заблудившихся в буране людей». Потерялись они в нравственном отношении. Подавляющее большинство из них ненавидело мужиков: «И когда доходили смутные вести из таинственных областей, которые носят названия - деревня, о том, что немцы грабят мужиков и безжалостно карают их, расстреливая из пулеметов, не только ни одного голоса возмущения не раздалось в защиту украинских мужиков, но не раз над шелковыми абажурами в гостиных скалились по-волчьи зубы и слышно было бормотание: «Так им и надо! Так и надо; мало еще! Я бы их еще не так. Вот будут они помнить революцию»»4. Той же ненавистью горят глаза и дворника, когда он увидел убегающего Николку и решил задержать «ваше благородие». Даже дети, как говорит на страницах «Белой гвардии» автор, заражены злобой. На вопрос о том, почему стреляют, Николка услышал ошеломивший его ответ: «С офицерами расправляются. Так им и надо».5

_____________________

4 Булгаков М.А. Избр. произв.: в 2 т. Т. 1 / А.М.Булгаков; сост. и коммент. Л.М.Яновской. – Киев: Днiпро, 1989. – С. 73.

5 Там же С. 172.

Непримиримо звучит с обеих сторон: «Так им и надо!». Обоюдная ненависть ожесточила людей, давая выход накопившейся злобе. И это уже не авторский вымысел, а вполне достоверная информация, передающая отношение расколотой на двое Российской империи в период гражданской войны.

Мотив бурана, играющий существенную роль в сюжете «Капитанской дочки» и «Белой гвардии» М. Булгакова, - это метафора стихии народных масс. Сильной стороной романа Булгакова часто признают социологически точное изображение массовых движений в гражданской войне, изображенное в такой фантасмагоричной форме – мотиве бурана.

Второй мотив, объединяющий два произведения, - мотив дома.

В мировой литературе он традиционен. Тема Дома чрезвычайно важна для понимания художественного мира произведений А.С.Пушкина: это место, в котором жили и умирали предки, наполненное памятью о прошлом. Важными составляющими этого пространства являются ощущение порядка, семья, покой. Зарисовкой этого пространства открывается пушкинский роман. Именно сюда отправляет Петр Андреевич свою Марию Ивановну Миронову, которую поклялся защитить от преследований Швабрина. В доме отца Гринева героиня должна обрести новую семью вместо погибших от рук пугачёвцев родителей.

Булгаковский Дом вполне реален, это квартира, где поселены главные герои романа и разворачивается основное действие, куда сходятся многие сюжетные линии повествования. Обстановка пространства рисуется в классическом стиле: семь комнат, с кремовыми занавесками, со «шкапами» книг, пахнувшими шоколадом («с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой»), с золотыми чашками, серебром, – все традиционно. Здесь все красиво: мебель старого красного бархата, кровати с блестящими шишечками, кремовые шторы, бронзовая лампа с абажуром, книги в шоколадных переплетах, рояль, цветы, икона в древнем окладе, изразцовая печь, часы с гавотом. На своей поверхности печь несет надписи и рисунки, сделанные в разное время и членами семьи, и турбинскими друзьями. Мысли «на память», признания в любви, шутливые послания, грозные пророчества – все это является своеобразными символами устойчивости жизни, ее уютность дополняется семейными отношениями Турбиных. И пусть за окном раздается «Весь мир насилья мы разрушим», в этом Доме тихо, спокойно, мирно. Булгаков изображает взаимопонимание, доброжелательность обитателей совершенно в пушкинских традициях. Здесь читают по вечерам и поют под гитару (знают и любят музыку), играют в карты и распивают горячительные напитки, любят и негодуют, смущаются, когда речь идет о деньгах, и свято хранят семейные традиции. Дом Турбиных – это, прежде всего, люди, его населяющие. Братья Алексей и Николка, дружно живут с сестрой. Они гостеприимны, великодушны, самоотверженны, отзывчивы на чужую боль, готовы принять на себя удар, предназначенный другому, близкому человеку. Турбины умеют любить, и вознаграждены за это любовью. Хозяйкой и душой Дома является Елена Турбина-Тальберг – «прекрасная Елена», олицетворение красоты, доброты, Вечной Женственности. Семью объединила смерть матери. Они стараются вместе пережить свое горе, вместе стараются пережить и все то, что творится вне Дома.

В уютный мир квартиры Турбиных врываются военные события. То, о чем Турбины только догадывались, то, о чем они тревожились, предстало воочию. И эти обстоятельства зримо, через яростный монолог Мышлаевского открываются читателю: полный развал среди войск гетмана, охраняющих Город; угроза наступления петлюровских соединений; сочувствие мужиков Петлюре и... полная беспечность властей, неразбериха в штабах.

Так же и в дом Гриневых   народный бунт приносит тревожные вести. Пушкиным «Необычайно правдиво, живо, с любовью и с добрым юмором изображена семья Гриневых. Картины дворянского быта, старики Гриневы, преданный своим господам  Савельич…».6 Все относятся друг к другу с необыкновенной теплотой.

_____________________

6 Пискулев Г.В. России первая любовь.: Литературно-критические очерки / Г.В.Пискулев - Ростов: Росиздат, 2000. - С.125.

Из дома Турбиных уходит бесчестный и двуличный Тальберг, а друзья залечивают в нем свои израненные тела и души. И даже те, кто подобно председателю домового комитета – приспособленцу и трусу Лисовичу по прозвищу «Василиса», ненавидит жильцов дома, именно в нем ищет защиты от грабителей.

Дом Турбиных изображен в романе как крепость, которая находится в осаде, но не сдается. Более того, его образу придан высокий, почти философский смысл. По убеждению Алексея Турбина, дом – это высшая ценность бытия, ради сохранения которой человек «воюет и, в сущности говоря, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует».7 Охранять «человеческий покой и очаг» – такой видится ему единственная цель, позволяющая браться за оружие.

_____________________

7 Булгаков М.А. Избр. произв.: в 2 т. Т. 1 / А.М.Булгаков; сост. и коммент. Л.М.Яновской. – Киев: Днiпро, 1989. – С. 194.

Следует заметить: фабула «Капитанской дочки» – любовь среди народной войны. Фабула о любви среди народной войны не только эпична, но и философична. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина – это семейная хроника, в которой показано автором, как складывалась судьба героев повествования в круговороте исторических потрясений.

В «Белой гвардии» тихая, интеллигентная семья Турбиных вдруг становится причастна к великим событиям, преобразившим облик России, делается свидетельницей и участницей дел страшных и удивительных. Пушкинский мотив дома проявляется в романе Булгакова «Белая гвардия» в изображении дома Турбинных «среди смуты». Уделяя столько внимания этому образу, Булгаков защищает вечные, непреходящие ценности в своем романе – дом, родину, семью. Он утверждает эти ценности, если воспользоваться пушкинским выражением, «домашним способом».

Еще один мотив, объединивший оба произведения – мотив сна.

Анализируя этот мотив в романе Булгакова «Белая гвардия» и в пушкинской повести, необходимо отметить один важный момент - сны символичны.

В сновидении Турбина, которое не разрывает повествование, а дополняет его, сочетаются фантастика и реальность, хотя по форме оно все же фантастично. Не вполне объяснимо появление полковника Най-Турса в виде рыцаря («на голове светозарный шлем, а тело в кольчуге»8) или фигура вахмистра Жилина («Как огромный витязь возвышался вахмистр, и кольчуга его распространяла свет»9).

_____________________

8 Булгаков, М.А. Избр. произв.: в 2 т. Т. 1 / А. М. Булгаков; сост. и коммент. Л. М. Яновской. – Киев: Днiпро, 1989. – С. 82.

9 Там же С. 82.

Но самым невероятным является то, что действие происходит в раю. Ад как символ современной жизни и рай как мечта перемешиваются в сновидениях Турбина. Судьба Най-Турса, живого и здравствующего, и Жилина, уже погибшего на момент сна, оказывается одинаковой. Далее ирреальность и реальность еще сильнее переплетаются. Само время, настоящее и будущее, смещается во сне Турбина. В фантастическом сказе Жилина апостол Петр помещает большевиков в рай (в том числе и тех, кто пал в бою при взятии Перекопа). «Не пустят их туда», – возражает Турбин. «Пустят», – отвечает Жилин и ссылается на мнение Бога, для которого поступки людей на земле у всех одинаковы, все люди – грешные, а убиенные – ни в чем не виноваты. Места в раю для всех хватит. Так, в моменты активизации подсознания персонажей (сны и разного рода видения) проявляется уровень внеисторической реальности. Наряду с «историческим» временем, в качестве своеобразного фона земных событий, с помощью мифопоэтических ассоциаций в романе создан пласт «космического» бытия.

Следует еще отметить, что сложная система подтекстных отношений вносит дополнительные смыслы и в заглавие романа, который, на первый взгляд, вполне политически конкретен. Дополнительные значения слова «белый» вносятся обоими эпиграфами. Стих из Апокалипсиса переключает семантику в сакральный план (белый цвет – цвет Христа и небесного воинства); заголовок тогда читается как «Небесное воинство», «воинство Христово в белых одеждах». А первый эпиграф, в котором говорится о том, что начинается буран, в самом начале содержит упоминание о снеге. Наши наблюдения позволяют сделать вывод, что снег в момент своего падения имеет абсолютно белый цвет. Даже в толковых словарях семантика белого передается через апеллирование к снегу. Но белый цвет, в своем вторичном значении – цвет чистоты. Таким образом, этот эпиграф символизирует нравственную чистоту и высокие моральные качества.

Нельзя не упомянуть еще об одном фрагменте сна. Под утро Турбину стал сниться Город. Он не назван нигде Киевом, хотя приметы его ясны. Автор в повествовании называет его с большой буквы как нечто обобщенное, вечное. Описан он именно в сновидениях героя: «Как многоярусные соты, дымился и шумел и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Улицы курились дымкой, скрипел сбитый гигантский снег… Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира… Зимою, как ни в одном городе мира, упадал покой на улицах и переулках и верхнего Города, на горах, и Города нижнего, раскинувшегося в излучине замерзшего Днепра… Играл светом и переливался, светился и танцевал и мерцал Город по ночам до самого утра, а утром угасал, одевался дымом и туманом». Великолепная, почти символическая картина, в которой соединились воспоминания юности, красота Города и тревога за его будущее, за судьбу каждого.

Символичен и сон пушкинского Гринева, который он видит сразу же после встречи с вожатым – Пугачевым. На первый взгляд, обыкновенная нелепица, которая может присниться каждому человеку. Но потом, сравнивая все события, которые происходили с Гриневым, мы узнаем в чернобородом человеке, который привиделся молодому дворянину во сне и которого мать Гринева назвала его крестным отцом, – вожатого, а значит, Пугачева. Но чернобородый мужик этот даже не сам Пугачев, а образ могучего народного бунта, а мертвые тела в комнате – жертвы восстания Пугачева.

Мотив сна у Булгакова так же, как и у Пушкина, преобразует реальные события, являясь сюжетными элементами ряда произведений. Сон Гринева в «Капитанской дочке», приводят нас к вещему сну Алексея Турбина, где и белые, и красные равно подлежат высшему милосердию. Алексей Турбин в этом эпизоде передает читателю «авторский взгляд на… сон… во сне приходит к героям забвение, возникает надежда на искупление…»10 Внутренним стержнем романа «Белая гвардия» является мечта автора о душевном покое, о мирной жизни.

_____________________

10 Чудакова М.О. Заметки о поколениях Советской России / М.О. Чудакова // Журнальный зал. – 1998. – № 30.

Таким образом, можно увидеть, что все эти мотивы: и бурана, и дома, и сна - находят комплексное и целостное отражение как в творчестве Пушкина, так и в «Белой гвардии» Булгакова. Мотив бурана у обоих писателей представляет собой нечто сокрушающее и неотвратимое. Также в «Капитанской дочке» и в «Белой гвардии» мы видим, что писатели уделяют очень большое внимание теме семьи, а соответственно, и  дома, и родине, частью которой является этот самый дом. В то время как «Капитанская дочка» представляет собой не что иное, как семейную хронику, «Белая гвардия» – также говорит нам о чем-то подобном, акцентируя свое повествование на описании судьбы семьи Турбиных. Образ дома обоими писателями используется для того, чтобы показать, что и в царящем вокруг хаосе можно иметь ориентир на высокие ценности, нечто, что придает жизни истинный смысл. Этими ценностями для героев становится дом, и тот уют, что он им дарит, и как только они выходят за его пределы, им приходится проходить через множество испытаний и подчас делать очень сложный выбор в надежде когда-либо снова обрести свое счастье.

Среди бушующей вокруг бури водоворота событий, покинув родной дом, герои находят подсказку, отражение своих переживаний и надежду на лучший исход в своих снах. Они часто становятся вещими, говоря о том, что Турбиными выбор был правилен, а высшего милосердия достойны все, независимо от их политических взглядов и ряда моральных качеств.

К таким выводам можно прийти в результате разговора о пушкинских мотивах в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия».

Данный материал можно предложить ребятам либо в лекционной форме, либо через анализ отдельных эпизодов, которые зачитываются на уроке для ознакомления. Тексты можно сопроводить рядом вопросов, которые привели бы к выводам, обозначенным выше.

Ориентировочные вопросы:

  1. Прочитайте первый эпиграф. Что дает символический образ бурана для понимания эпохи, отраженной в романе?
  2. Какими символами писатель обозначил главный конфликт эпохи?
  3. Перенесемся мысленно в дом Турбиных. Что в атмосфере их дома особенно дорого Булгакову? С помощью каких многозначительных деталей писатель подчеркивает стабильность быта и бытия в этом семействе? (Анализ глав 1 и 2, часть 1.)
  4. Сравните два «лика» Города – прежнего, довоенного, привидевшегося во сне Алексею Турбину, и нынешнего, пережившего неоднократную смену власти. Различается ли тон авторского повествования в обоих описаниях? (Глава 4, часть 1.)
  5. В чем усматривает писатель симптомы «болезни» городского организма? Найдите приметы гибели красоты в атмосфере Города, охваченного бураном революции. (Главы 5, 6, часть 1.)
  6. Прочитайте сон Николки о паутине. Как символика сна отражает динамику образов Дома и Города? (Глава 11, часть 1.)
  7. Олицетворением каких сил служит мортира, приснившаяся раненому Алексею Турбину? (Глава 12, часть 3.)
  8. Как соотносится с явью, с действительностью Гражданской войны содержание сна Василисы о свиньях? (Глава 20, часть 3.)

Таким образом, выбирая путь сопоставления двух романов - «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина и «Белую гвардию» М.А.Булгакова, - мы решаем ряд очень важных задач. Ученики не только вспоминают страницы давно изученного произведения XIX века, но и расширяют сведения о творчестве М.А.Булгакова (что дает плавность перехода к анализу «Мастера и Маргариты»). В процессе сопоставления мотивов обсуждаются важные проблемные вопросы, которые формируют читательский и жизненный опыт школьников.

Список использованной литературы

  1. Булгаков, М.А. Избр. произв.: в 2 т. Т. 1 / А.М.Булгаков; сост. и коммент. Л.М.Яновской. – Киев: Днiпро, 1989.
  2. Гудкина Н.Д. Роман М.А.Булгакова «Белая гвардия» и русская литературная традиция. Автореф… дис. канд. филол наук: 10.01.01 / Н.Д.Гудкина. – Нижний Новгород, 1998 – 27 С. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/roman-m-bulgakova-belaya-gvardiya-i-russkaya-literaturnaya-traditsiya – (Дата обращения: 20.01.2019).
  3. Пискулев Г.В. России первая любовь.: Литературно-критические очерки / Г.В.Пискулев. – Ростов: Росиздат, 2000.
  4. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения / А.С.Пушкин. – М.: Дрофа: Вече, 2002
  5. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова / М.О.Чудакова. – М.: Книга, 1988
  6. Чудакова М.О. Заметки о поколениях Советской России / М.О. Чудакова // Журнальный зал. – 1998. – № 30. – Режим доступа: http://www.zh-zal.ru/nlo/1998/30/chudak-pr.html – (Дата обращения: 20.01.2019).